Глобальное управление человеческими ресурсами в многокультурной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:46, контрольная работа

Описание

С серьезными проблемами сталкиваются все международные компании и при организации процесса обучения, и развития персонала. Руководителям, отобранным для работы за рубежом, необходимо дополнительно обеспечить обучение соответствующим навыкам межкультурного общения. Аналогично программы обучения производственных рабочих в принимающих странах должны быть скорректированы с учетом уровня образования, обеспечиваемого местной образовательной системой.

Содержание

1. Практическое задание:
Вопросы:
18. Система управления человеческими ресурсами в МК.
47. Глобальное управление человеческими ресурсами в многокультурной среде.
2. Тесты:
Тема 1: вопрос 4
Тема 2: вопрос 5
Тема 3: вопрос 6
Тема 4: вопрос 7
Тема 5: вопрос 8
Тема 6: вопрос 9
Тема 7: вопрос 10

Работа состоит из  1 файл

Контрольная МеждМенеджмент.docx

— 293.10 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Практическое  задание:

Вопросы:

18. Система управления  человеческими ресурсами в МК.

47. Глобальное управление  человеческими ресурсами в многокультурной  среде.

2. Тесты:

Тема 1:   вопрос  4

Тема 2:   вопрос 5

Тема 3:   вопрос 6

Тема 4:   вопрос 7

Тема 5:   вопрос 8

Тема 6:   вопрос 9

Тема 7:   вопрос 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Система управления человеческими  ресурсами в МК.

 

Управление человеческими  ресурсами (УЧР) международной фирмы  существенным образом отличается от управления человеческими ресурсами  в своей стране. Международное  УЧР отличается более значительным влиянием факторов внешней среды, большей  разнородностью функций управления и дифференцированным подходом к  подготовке управленческого персонала.

На выделение особенностей международного УЧР, прежде всего, влияют: культурные и экономические факторы, стиль и практика управления, различия рынков труда и трудовых затрат, проблемы перемещения рабочей силы, факторы отношений в промышленности, национальная ориентация и факторы  контроля.

Функции управления человеческими  ресурсами в многонациональных  компаниях чрезвычайно усложняются  потребностью приспособления политики и процедур, связанных с персоналом, к различиям между странами, в  которых находится каждый из филиалов. В частности, культурные различия стран, различия в экономическом развитии и законодательных системах могут  потребовать от международной компании адаптации программ найма, увольнения, обучения и оплаты труда для каждой страны, в которой открываются  филиалы международной компании.

С серьезными проблемами сталкиваются все международные компании и  при организации процесса обучения, и развития персонала. Руководителям, отобранным для работы за рубежом, необходимо дополнительно обеспечить обучение соответствующим навыкам межкультурного общения. Аналогично программы обучения производственных рабочих в принимающих  странах должны быть скорректированы  с учетом уровня образования, обеспечиваемого  местной образовательной системой. Например, Toyota, как и другие крупные  японские корпорации, следующие традиции пожизненной занятости, идет на многое, лишь бы нанимать на свои заводы и в  офисы действительно нужных людей. В Японии Toyota сотрудничает с системой среднего образования, обучая и подбирая себе будущих работников прямо со школьной скамьи. Однако этот подход применим не во всех странах, где работает Toyota, потому что местные школьные системы  зачастую не готовы к подобным партнерствам с отдельными фирмами. В Германии система среднего образования обеспечивает учащимся обширную профессиональную подготовку, но эта подготовка не настолько ориентирована  на конкретные фирмы, как в Японии. В государственных школах США, наоборот, основной акцент делается на общее  образование, а возможности профессиональной подготовки весьма ограничены. Кроме  того, во многих странах существует и совершенно необразованная, и неквалифицированная  рабочая сила. В этой связи Toyota скорректировала  свою практику набора, отбора и обучения персонала в соответствии с требованиями каждой страны, где она осуществляет свою деятельность.

Наконец, в разных странах  могут существенно различаться  условия труда и прожиточный  минимум, поэтому, международным компаниям  часто приходится подстраивать свои системы оплаты под нужды рынка  труда конкретной принимающей страны. Они должны учитывать особенности  местных законов, которые могут  требовать выплаты минимальной  заработной платы или обязывать  компании предоставлять работникам определенные льготы, такие как годовые  премии или медицинские страховки. Кроме того, менеджеры должны определять, как оплачивать труд руководителей, работающих за рубежом, потенциально сталкивающихся с более высокой стоимостью жизни, ухудшением жизненных условий и  стрессом, связанным с отрывом  от друзей и родственников.

Между национальным предприятием и предприятием, действующим на международной  арене, существует ряд принципиальных отличий. В области планирования международные компании ориентируются  на мировой рынок, а национально  ориентированные предприятия —  на двусторонний рынок; при формировании кадровой политики национальные компании исходят из ситуации на национальном рынке труда и руководствуются, как правило, принципом этноцентризма. Международные компании отличает в  основном геоцентрическая ориентированность.

По мнению специалистов, в случае управления международными ЧР крайне опасно избыточное внимание к производительности в ущерб  интересам сотрудников. Многонациональные  компании, как правило, прислушиваются только к своему персоналу в «родительской» стране, тогда как люди за границей — не более чем анонимные затраты, которые следует «оптимизировать» и перебрасывать туда-сюда по мере необходимости. Отношение к людям  за границей как к «ресурсам», а  не как к людям, только усугубляет отрицательное восприятие глобализации.

Эффективная кадровая политика в многонациональной компании должна основываться на сопоставлении ряда факторов, обеспечивающих достижение стратегических бизнес-целей организации  и удовлетворение потребностей персонала. Перемещение сотрудников с его  оперативной и стратегической ролью  в международных организациях представляет собой главный компонент в  исследованиях и практике международного управления человеческими ресурсами (МУЧР). Перемещение персонала предполагает перевод по службе наемных работников (и часто членов их семей) в интересах  работы на другое место и на продолжительный  период, который связан с изменением места жительства и необходимостью приспособления к местным условиям. По мнению специалистов, перемещения  в МНП крайне важны. Именно они  позволяют максимизировать отождествление штатного персонала с корпорацией  и способствовать накоплению знаний о глобальной организации, учитывая специфику, связанную со всеми местами  нахождения ее подразделений.

В международном управлении человеческими ресурсами можно  выделить 3 основных источника привлечения  персонала:

1. Подданные исходной («родительской») страны, той, где находится штаб-квартира  транснациональной организации,  или граждане этой страны (parent country nationals — PCNs);

2. Подданные страны, в  которой организовано дочернее  отделение компании («страны-хозяйки», «принимающей страны»), или граждане  самой этой страны (host country nationals —  HCNs);

3. Подданные третьих стран  (third country nationals — TCNs), которые не  являются ни гражданами страны, в которой расположена штаб-квартира  международной компании, ни гражданами  страны, в которой страна осуществляет  свои коммерческие операции. Причины  использования PCNs, HCNs или TCNs различны  и многообразны. Европейские МНК  в условиях нарастающей глобализации  и конкуренции на международной  арене используют назначение  на работу за границу как  механизм для развития ориентации  своих менеджеров на международную  деятельность.

Степень использования сотрудников-PCNs, HCNs или TCNs на различных уровнях управления зависит и от географического  местонахождения дочерних компаний. Так, например, западноевропейские и  американские МНК используют HCNs в  значительно большей степени  в развитых странах мира. Это вполне логично, так как в этих странах  достаточно просто найти сотрудников, обладающих необходимой квалификацией  и навыками для того, чтобы занять управленческие позиции в МНК.

В странах с сильно отличающейся культурой, системой ценностей и  коммерческими методами от стран  западного мира HCNs используются крайне редко. Японские МК при своих заграничных  назначениях на уровне высшего и  среднего звена управления используют, в основном, PCNs. Это объясняется  тем, что японский стиль управления в значительной степени отличается от других, и это может вызвать  серьезные проблемы при проведении интеграционных процессов, особенно на уровне высшего руководства. Другая причина — языковая. Практически  все коммуникации со штаб-квартирами и зарубежными дочерними филиалами  осуществляются на японском языке. Использование  японскими международными компаниями преимущественно PCNs на высшем и среднем  уровнях управления за пределами  Японии свидетельствует, что процесс  интернационализации международных  японских компаний проходит начальную  стадию. За исключением основных крупных  торговых компаний, большинство японских корпораций только в 1960-е годы вышло  на международный рынок, а на начальных  стадиях в ТНК существует более  сильная тенденция к использованию  сотрудников — представителей PCNs. Еще одной отличительной чертой практики УЧР на международной арене  в японских ТНК является ограниченное использование сотрудников —  представителей TCNs. Они используются японскими корпорациями только в  Африке.

В американских международных  компаниях в последнее время  усиливается тенденция использования  сотрудников-HCNs на всех уровнях управления заграничными операциями. Выгоды, которые  получают от этого американские корпорации, очевидны. Это, прежде всего, снижение производственных издержек, более высокая  степень осведомленности персонала  об особенностях местной среды бизнеса. Ограничением для повсеместного  использования сотрудников-HCNs является сложность осуществления контроля за действиями дочерних предприятий, связанная  с географической удаленностью и  культурными отличиями.

В условиях растущей глобализации мировой экономики, обострение глобальной конкуренции наиболее важным фактором национальной конкурентоспособности  являются высококвалифицированные  и мотивированные человеческие ресурсы. Для управления человеческими ресурсами  характерно то, что персонал рассматривается  как важный стратегический ресурс организации, который требует инвестиций, модернизации, те усовершенствования и соответствующего изменения управленческой парадигмы. Стратегия развития человеческих ресурсов становится неотъемлемой составной  частью общей стратегии организации. Управление человеческими ресурсами  выходит на высший уровень управления компаний и становится прерогативой первого руководителя или его  непосредственного заместителя. В  обобщенном виде суть современного состояния  управления человеческими ресурсами, по мнению некоторых авторов, заключается  в следующем:

1. Представление управления  человеческими ресурсами на высшем  уровне руководства организациями;

2. Привлечения менеджеров  по управлению человеческими  ресурсами в определение стратегии  и организационной структуры  кампаний;

3. Участие всех линейных  руководителей в реализацию единой  политики и решении задач в  области управления человеческими  ресурсами;

4. Интеграция деятельности  менеджеров по персоналу и  линейных руководителей;

5. Системное решение вопросов  управления персоналом и всех  других стратегических задач  на основе единой программы  деятельности организации.

Таким образом, в последние  десятилетия управления человеческими  ресурсами стало видом профессиональной деятельности. Большинство американских фирм переименовали кадровые службы в службы человеческих ресурсов. В  составе работников этих служб появляются ряд новых профессий и специальностей, таких как специалистов по найму  персонала, консультантов по вопросам карьеры, методистов, инструкторов. Многие кампаний мира считают основным способом обеспечения конкурентных преимуществ - развитие персонала. Подчеркивая значение управления человеческими ресурсами, следует отметить, что в конце  ХХ века две Нобелевские премии в  области экономики была присуждена именно за разработку теории человеческих ресурсов - Теодору Шульцу в 1974 году и Генри Беккеру в 1992 году. Философия  управления человеческими ресурсами  исходит из того, что сотрудники организации являются ее наиболее ценным стратегическим активом, который обеспечивает постоянную преимущество перед конкурентами. При этом управление человеческими  ресурсами опирается на такие  базовые постулаты:

1. Работники являются  наиболее ценными активами корпорации, которые обеспечивают высокий  уровень конкурентоспособности.  Поэтому они должны рассматриваться  не как часть переменных затрат, которые необходимо уменьшать,  а как ценные активы, в которые  следует вкладывать средства, увеличивая  тем самым их ценность.

2. Стратегия и культура  организации имеют первостепенное  значение. Организация может существенно  повысить эффективность своей  деятельности, если приложит значительные  усилия к разработке стратегии  работы с человеческими ресурсами,  формируя свою собственную культуру. Долгосрочные задачи управления  людьми и развития корпоративной  культуры является для организации  очень важными. 

3. Опора на преданность  и самодисциплину. Оптимального  уровня использования человеческих  ресурсов можно достичь путем  разработки последовательной и  целостной политики поощрения  преданности организации и пробуждения  в людях творческого потенциала  и энергии. За счет этого  достигается улучшение показателей  деятельности.

4. Опора на ключевую  роль среднего звена. Управление  человеческими ресурсами считается  сферой деятельности именно среднего  звена управления, которая, непосредственно,  контактирует с работниками и  отвечает за управление подчиненными.

Само содержание вышеупомянутых постулатов определяет основные задачи управления человеческими ресурсами  в международных корпорациях:

1. Предоставить руководству  организации достичь поставленных  целей с помощью персонала.

2. Максимально использовать  способности и потенциал производственного  и управленческого персонала.

3. Поощрять у работников  чувства преданности организации  и ответственности за качество  их индивидуального труда и  труда всего коллектива.

4. Сделать политику в  области человеческих ресурсов  неотъемлемой составляющей производственных  планов, укреплять культурные ценности, соответствующие задачам организации  или изменять те ценности, которые  им не соответствуют. 

5. Разработать комплексную  политику в системе подбора  кадров, которая усилит стратегические  позиции организации в области  обеспечения высококачественными  человеческими ресурсами.

6. Создать условия для  развития новаторства командного  духа и стремления к абсолютному  качеству.

Информация о работе Глобальное управление человеческими ресурсами в многокультурной среде