Глобальное управление человеческими ресурсами в многокультурной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:46, контрольная работа

Описание

С серьезными проблемами сталкиваются все международные компании и при организации процесса обучения, и развития персонала. Руководителям, отобранным для работы за рубежом, необходимо дополнительно обеспечить обучение соответствующим навыкам межкультурного общения. Аналогично программы обучения производственных рабочих в принимающих странах должны быть скорректированы с учетом уровня образования, обеспечиваемого местной образовательной системой.

Содержание

1. Практическое задание:
Вопросы:
18. Система управления человеческими ресурсами в МК.
47. Глобальное управление человеческими ресурсами в многокультурной среде.
2. Тесты:
Тема 1: вопрос 4
Тема 2: вопрос 5
Тема 3: вопрос 6
Тема 4: вопрос 7
Тема 5: вопрос 8
Тема 6: вопрос 9
Тема 7: вопрос 10

Работа состоит из  1 файл

Контрольная МеждМенеджмент.docx

— 293.10 Кб (Скачать документ)

Учитывая указанные различия, легко представить, что руководители из числа принадлежащих низкоконтекстуальным культурам столкнутся с множеством сложностей при общении с подчиненными из высоко контекстуальных обществ - и наоборот. Восприятие сказанного лишь по его форме, пренебрежение невербальными сигналами и отсутствие представления о значимости дополнительной информации, заложенной в культурных нормах и традициях, — все это мешает взаимопониманию при межкультурном общении. С другой стороны, излишне прямая, открытая и напористая манера высказывания может быть чревата срывом межкультурной коммуникации.

В Китае или Японии - человек, не согласный с мнением говорящего, молчит, поскольку невежливо возражать открыто, следовательно, в этих культурах молчание - знак несогласия. В большинстве же европейских культур молчание свидетельствует о единодушии. Уже только один этот пример говорит о том, как трудно вести переговоры представителям диаметрально противоположных культур.

При межкультурном общении  высококонтекстуалы считают низкоконтекстуалов агрессивными, наивными, нетерпеливыми  и заносчивыми. В свою очередь  последние полагают, что первые сложны для понимания, неуверенны, нерешительны, уклоняются от прямого ответа.

Сравнение высоко - и низкоконтекстуальных культур помогает нам взглянуть на их представителей изнутри и со стороны понять, что скрыто от взгляда. Однако следует учитывать, что шкала Холла не объясняет все поведение: в рамках одной и той же культуры могут встречаться как высоко -, так и низкоконтекстуальные сообщения, люди или манера поведения, речь идет лишь о типичном или доминирующем типе взаимодействия.

Теория Хофштеде: четыре параметра сравнения культур. Чтобы создать условия для сотрудничества, лидеры международного уровня должны изучать не только обычаи, правила поведения и деловой протокол своих партнеров - представителей других культур, но и понимать их национальный характер, традиции управления и образ мышления. В этом значительно помогает теория Хофштеде, выделяя основные параметры для определения национального характера культуры.

Голландский социолог Г. Хофштеде один из первых попытался использовать значительные статистические данные для  анализа культурных ценностей. В 80-е годы XX в. он, стремясь выявить влияние национальных культур на корпоративную культуру многонациональной компании 1ВМ, проанализировал результаты опроса ее сотрудников в 40 различных странах. Свои выводы он свел к четырем основным параметрам, определяющим особенности национальных культур.

Индивидуализм —  коллективизм. Индивидуализм - общество со свободной/нежесткой социальной структурой, в котором каждый сам заботится о себе и своей семье. Коллективизм - общество с жесткой/строгой социальной структурой, четким разделением на социальные группы (родственные, клановые, организационные и т. д.), внутри которых каждому индивиду гарантирована забота и внимание остальных в обмен на преданность группе.

В индивидуалистских культурах, таких как Германия, США, Австралия, Великобритания, Канада, Нидерланды, Новая  Зеландия, связи между людьми менее  важны; считается, что каждый человек  должен сам позаботиться о себе и  своей семье. Выполнение поставленной задачи превалирует над любыми личными  взаимоотношениями, личные цели важнее групповых. Преданность индивида группе низка, каждый человек входит в несколько  групп, переходя из одной в другую по мере своих надобностей и так  же легко меняя место работы. В  этих культурах преобладает осознание  своего «Я»; предпочтение отдается соревнованию и конкуренции, а не кооперации и  сотрудничеству. Люди не проявляют  эмоциональной зависимости от организаций  и учреждений. Ценится право каждого  на личную собственность, частное мнение, свою точку зрения. Подчеркивается важность индивидуальных инициатив и индивидуального успеха, приветствуется умение самостоятельно принимать решения.

В коллективистских культурах, к которым относится большинство  латиноамериканских и ближневосточных  стран, люди воспринимают мир и формируют  свое отношение к нему сквозь призму группы; во главу угла ставится преданность  организации, друзьям, семье. Коллективизм характеризуется жесткой социальной структурой, которая разделяет «своих»  и «чужих» в группах. Большое  внимание уделяется взглядам, целям  и потребностям группы, а не индивида и гармонии в группе; социальные нормы и обязанности определяются группой, а личные взаимоотношения  всегда считаются важнее выполнения поставленной задачи. Поддерживаются те ценности, которые разделяются  всеми, а не те, которые выделяют индивида на фоне группы. Велика готовность сотрудничества внутри группы. С самого рождения человек является частью большой  семьи или клана, который защищает и поддерживает его в обмен  на верность и преданность. Преобладает  самосознание на уровне «мы». Значимость человека определяется не личными качествами, а местом в социальной иерархии. Индивид эмоционально зависим от организаций и учреждений. Культура подчеркивает принадлежность каждого  к организации. Организация вмешивается  в личную жизнь. Решения принимаются  коллективом.

В 1990г. Г. Триандис определил, что около 70% населения всего мира живет в коллективистских культурах. Уже один этот факт должен быть достаточным основанием для того, чтобы представители других культур стремились понять ценности и коммуникативное поведение коллективистских культур.

Дистанция власти - степень готовности общества принимать неравенство распределения власти во взаимоотношениях, в учреждениях, организациях. Это отражается на отношении общества к тем, кто наделен властью, и тем, кто ее лишен. В организации этот параметр выражается в распределении власти и статуса на различных организационных уровнях. В культурах с высокой дистанцией власти подчиненные готовы к неравномерному распределению полномочий в организации. На шкале дистанции власти Германия, Великобритания, Австрия, Финляндия, Дания, Норвегия расположены низко, Франция, Бельгия и многие латиноамериканские и ближневосточные страны - высоко.

Представители культур с  высокой дистанцией власти считают, что люди рождаются неравными, у  каждого свое место в жизни, обусловленное  сложной иерархической структурой общества, и дистанция между различными социальными слоями значительна. Социальная иерархия определяет и структуру  организаций. Еще в школе детей  учат тому, что они не должны перебивать учителя и задавать вопросы, поскольку  это считается проявлением неуважения к старшему. Для организационных  структур таких культур характерны централизация власти, большая численность  персонала в области контроля и проверки и строгая система  ценностей, которая определяет значимость той или иной работы. Существует твердое убеждение в том, что  наделенные властью в корне отличаются от рядовых членов организации, поэтому  любое проявление власти считается  нормой.

Страны с низкой дистанцией власти придерживаются той точки  зрения, что неравенство в обществе должно быть сведено к минимуму. Они считают, что иерархия - это  условное закрепление неравенства  людей в обществе. Подчиненные  считают себя такими же людьми, как  их руководители, и последние разделяют  это мнение. Руководители в деловой или правительственной сфере часто общаются с рядовыми членами общества и стараются выглядеть демократичнее.

Боязнь неопределенности - степень угрозы, испытываемой обществом в неявных, двусмысленных ситуациях. Значимость этой категории обусловлена тем, что будущее всегда неизвестно, хотя мы и пытаемся предсказать его. Представители культур с высокой степенью боязни неопределенности пытаются избегать неясных ситуаций, обезопасив себя множеством формальных правил, неприятием отклонений от нормы в мыслях или поведении, верой в абсолютную истину. Их характеризует более высокий уровень беспокойства и стресса; они всегда заняты вопросами безопасности и охраны, испытывают сильную потребность в письменных инструкциях, правилах и законах, которые придают жизни определенность. Люди, принадлежащие к таким культурам, предпочитают четкие цели, подробные задания, жесткие графики и расписания. Высокая степень боязни неопределенности отмечена в Португалии, Греции, Германии, Перу, Бельгии, Японии.

При низком уровне боязни неопределенности люди недовольны чрезмерной регламентацией и организованностью, избытком правил и инструкций; они лучше чувствуют  себя в незапрограммированных ситуациях, которые открывают возможность  для творческого решения проблем. Они считают, что правил должно быть как можно меньше, надеяться стоит  не столько на экспертов и профессионалов, сколько на самих себя. Представители  этих культур легче воспринимают непредсказуемость жизни, их не пугают непонятные человеческие поступки и  новизна идей, они терпимо относятся  ко всему необычному, высоко ценят  инициативу, гибкость в принятии решений, готовность идти на риск. Эти люди менее  напряжены и более раскованы. К этой категории относится население  Швеции, Дании, Норвегии, США, Ирландии, Финляндии, Нидерландов.

Проблемы, возникающие при  межкультурном общении представителей культур, находящихся на разных полюсах  шкалы «боязнь неопределенности», легко предугадать: во время переговоров  представители культур с высокой  боязнью неопределенности будут  стремиться медленно и осторожно  обсуждать ситуацию и принимать  решения, им потребуется тщательное и подробное планирование, что  будет вызывать негативную реакцию  представителей культур с низкой боязнью неопределенности.

Культуры с  мужским и женским началом. Г. Хофштеде подчеркивает, что этот параметр его классификации культур не имеет отношения к мужчинам или женщинам, а лишь к преобладанию определенных (более свойственных мужчинам или женщинам) черт в национальном характере. Мужской Г. Хофштеде называет культуру, в которой ценится тщеславие, стремление к успеху, признание достижений и забота о высоком достатке, а женской - ту, в которой превалирует значимость межличностных отношений, сотрудничества, стремление к пониманию и проявляется забота об окружающих людях.

В мужской культуре в противовес женской доминируют такие ценности, как настойчивость, жесткость в  достижении цели, деньги, материальное благополучие. Культуры с мужским  началом, характерные, например, для  Ирландии, Филиппин, Греции, стран Южной  Африки, Австрии, Японии, Италии, добиваются успеха в производстве, особенно там, где надо работать продуктивно, хорошо и быстро. Половые различия мужских  и женских ролей в этом обществе четко обозначены: мальчиков учат быть решительными и настойчивыми, а девочек - покладистыми и заботливыми.

Культуры с женским  началом, присущие Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Нидерландам, ценят заботу и  внимание. Мужчины не должны быть напористы, им надлежит принимать участие в  воспитании детей. Человек и мир  вокруг него являются ценностью. В обществе проповедуется социальное равенство  полов, сочувствие неудачникам. В культурах такого вида наиболее успешна деятельность в сферах обслуживания, например, консультативные услуги или работа на транспорте, т. е. там, где все направлено на удовлетворение потребностей заказчика.

Это качество (женское - мужское  начало) наиболее сильно влияет на общение: в мужских культурах преобладает  склонность к более агрессивному коммуникативному стилю, соревнование важнее сотрудничества, люди скорее импульсивны, чем склонны к размышлению. Коммуникативный  стиль женских культур совсем иной.

Из 40 стран США занимают 15-е место по шкале дистанции  власти, 9-е по боязни неопределенности (оба эти показателя ниже среднего), 40-е по индивидуализму (самая индивидуалистская  страна) и 28-е по мужскому-женскому началу (выше среднего).

Индивидуализм - коллективизм: степень предпочтения личных целей и задач коллективным. В современном украинском обществе отмечены лишь незначительные изменения в сторону развития индивидуализма, что, по-видимому, объясняется глубокими историческими, религиозными и философскими корнями советского коллективизма.

Дистанция власти: готовность к восприятию идеи неравенства между людьми. Если в прошлом в СССР дистанция власти была высока, то теперь на смену демократическому централизму пришла идея соучастия в управлении (совместного управления) с ярко выраженной тенденцией сокращения дистанции власти.

Боязнь неопределенности: отказ от незапланированных ситуаций в пользу спланированных и заранее продуманных шагов. Советские управленцы строго следовали инструкциям и партийной линии руководства. В отличие от них современные предприниматели в быстро и порой непредсказуемо меняющейся экономической ситуации готовы идти на риск, принимать неожиданные и самостоятельные решения. И хотя эти качества пока еще не обрели национальной ценности, тенденция к их проявлению растет, особенно в негосударственном секторе экономики.

Мужское – женское  начало: значимость, которая в культуре данного вида придается человеческим отношениям. В Украине этот параметр также отмечен потенциальным ростом в сторону женского начала.

Все отмеченные изменения наиболее заметны среди украинских руководителей, возраст которых не превышает 40 лет. Что касается людей более старшего возраста, их нынешняя манера управления почти не отличается от социалистической. Подобная зависимость от возраста не наблюдается у западных менеджеров.

Из всего сказанного можно  сделать следующий вывод: в Украине больше не существует единого образа управленца, который был характерен для времен социализма, и западным менеджерам, сотрудничающим с Украиной, необходимо учитывать различные манеры управления, связанные в значительной степени с возрастом руководителя. Им также следует помнить, что молодым украинским руководителям часто не хватает опыта работы в рыночных условиях, что часто находит выражение в принятии более рискованных и необдуманных решений, чем те, которые на их месте принял бы более опытный западный менеджер.

Различные аспекты межкультурной  коммуникации

Каждый из нас воспитывался в определенной среде, наиболее важные компоненты которой входят составной  частью в мироощущение всех членов общества и представляют собой определенную культуру. Коммуникативные трудности  при межкультурном общении обусловлены  различными составляющими задействованных  культур: чем больше различий, тем  сложнее процесс общения. Общаясь  с представителем иной культуры, мы не можем предсказывать его поведение, основываясь на собственных культурных нормах и правилах. Это неизбежно  приведет к недопониманию. Желая  успешно общаться, мы должны использовать свои знания о другой культуре для  составления прогнозов и предположений. При отсутствии таких знаний у  нас мало оснований для верного  предвидения.

Информация о работе Глобальное управление человеческими ресурсами в многокультурной среде