Инновационный менеджмент в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование сущности, целей и основных характеристик российского менеджмента, основных методов управления, видов организационной структуры и их эффективности в управленческой деятельности.
Основными задачами данной работы выступают:
1) определение характеристик менеджмента;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ: ТЕОРИЯ ВОПРОСА...…5
1.1. Понятие, сущность и функции менеджмента……………..…….………….5
1.2. История формирования и развития менеджмента в России……...…….....9
1.3. Сравнительный анализ отечественной и зарубежной систем управления. Национальные особенности и проблемы…………..….…................................14
2. МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ НАУКИ МЕНЕДЖМЕНТ…...………………......20
2.1. Принципы формирования национального менеджмента …………...…...20
2.2. Основные методы осуществления управленческой деятельности……...22
2.3. Виды организационных структур управления…………………......…..…26
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН ЙОШКАР-ОЛА»………………..…………………………………………………...………..32
3.1 Общие сведения о предприятии ………………..………...…..…………….32
3.2. Анализ уровня развития менеджмента ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола»………….……………………………………………………….……..……35
3.3. Основные пути совершенствования системы управления кадровой политики ….........................................................................................................40
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников …………………………...……………..46
Приложение……………………………………………………………………...49

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 1.59 Мб (Скачать документ)

Различно отношение к репутации [15, С.203]. Для западных компаний это понятие принципиально важно, ей больше всего дорожат. У нас ей не придается должного значения. Хотя в последнее время наметились тенденции улучшения в этом отношении. Компании начинают понимать важность данного понятия, которое приобретается в течение долгих лет и путем усилий, но может быть разрушено достаточно быстро.

Таким образом, западные фирмы, обладая богатым управленческим опытом и действующие в условиях жесткой конкуренции, постоянно  совершенствуют свою деятельность, обновляют  ассортимент предоставляемых услуг. Соответственно, чтобы достойно конкурировать  с иностранными компаниями, русские  должны соответствующим образом  реагировать на все нововведения. Кроме того, ужесточающиеся условия  ведения бизнеса в России заставляют менеджмент искать новые, более совершенные  модели управления, позволяющие не только успешно противостоять серьезной  конкуренции, но и развивать свой бизнес. В последнее время наметился  ряд позитивных явлений в сфере  корпоративного управления. Размер инвестиций в корпоративное управление увеличивается. Повысив его уровень, фирмы могут  рассчитывать на доверие клиентов, улучшение своей репутации.

Подводя итог приведённому выше анализу, необходимо назвать главные  проблемы российского менеджмента:

  1. преобладание в организациях вертикальных, формальных связей и отношений, пирамидальных и иерархических организационных структур. Недооценка горизонтальных связей и отношений, мягких структур. Слабый учёт современных тенденций в развитии организаций и использование новых типов организаций эдхократических, партисипативных, сетевых, ориентированных на рынок и т.д.;
  2. наличие командной системы во многих организациях, руководители которых до сих пор подавляют инициативу подчинённых. Такая система мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям, и они вынуждены «топтаться на месте» или проходить через процедуру банкротства;
  3. ярко выраженный авторитарный стиль руководства и стремление диктаторского корпуса к технократическому решению хозяйственных задач;
  4. стремление менеджмента к контролю над всем своим бизнесом, подчинение сбыта (свой торговый дом), расчётов (карманный банк), поставок (вплоть до всех предыдущих переделов и комплектующих производств). В последнее время эта тенденция распространяется на власть крупнейшие корпорации активно проводят своих людей в органы власти;
  5. нежелание менеджеров высшего звена делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, стремление всё сделать самим, лично контролировать;
  6. слепое копирование западных методов ведения бизнеса и управления организацией;
  7. отсутствие гибкости у высшего менеджмента;
  8. перекладывание ответственности на правительство, привычка надеяться на помощь государства, которая сохранилась до сих пор;
  9. слабое знание и учёт менеджерами в хозяйственной деятельности российских, региональных и местных законодательных и нормативных актов, правовой нигилизм;
  10. низкий уровень автоматизации, механизации и компьютеризации управленческих процессов [18, С.39-42].

Осторожный, качественный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, – важнейшая стратегическая задача общества. От нее во многом зависит не только переход к рыночной экономике, но и место России в мировом сообществе. Я считаю, что необходимо учитывать богатый зарубежный опыт менеджмента в России при необходимом учёте особенностей нашей страны.

 

2. МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ  НАУКИ МЕНЕДЖМЕНТ

2.1. Принципы формирования национального менеджмента

Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время  в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента  ментальности придается различное  значение.

1.Концепция  копирования западной теории  менеджмента. Она не учитывает особенностей российского менталитета. Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”, ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.

2.Концепция  адаптации западной теории менеджмента. Предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “ Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”.

В России конца 80-х годов  опоздание или уход с работы ранее  установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции - стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого в  систему национального менеджмента  придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, “несунами”, вводить  новые методы повышения качества.

В результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику  российской действительности, не смогут дать российской экономике то, что  от них ожидают.

3.Концепция  создания российской теории менеджмента. Исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Необходимо отметить, что еще А.Маршалл утверждал, что: “ Экономическая наука это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины” [25]. На наш взгляд это высказывание полностью можно перенести и на науку менеджмент. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.

 

2.2. Основные методы осуществления управленческой деятельности

Методы управления в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными  являются организационно-распоряди-

тельные (административные), экономические и социально-психологические  (см. рис.4). Все эти методы не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определённой цели. Для того, чтобы реализовать определённые цели, а также функции и принципы управления, применяют вышеперечисленные методы.

Метод управления – совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения цели [9,С.144 ]. Слово «метод» имеет греческое происхождение и дословно переводится как «исследование», имеет два значения: первое – способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям; второе – приём, способ или образ действия.

 

 

 

 

 

 

Рис.4. Методы управления в  менеджменте

 

Организационно-административные методы – система воздействия на организационные отношения для достижения целей. Они базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей вышестоящим на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. В основе этого метода лежит безвозмездное отношение субъекта и объекта управления, прямое воздействие на волю исполнителей  путём управленческих команд, обязательных для нижестоящих органов [8, С.91]. Такие методы делятся на три группы: [21, С.55]

  1. организационностабилизирующие устанавливают долговременные связи в системах управления между людьми (концепции управления фирм, организационная структура, штаты, нормирование, регламентирование, контроль и надзор);
  2. распорядительные обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и подразделений, реализуются в форме договоров, приказов, распоряжений, указаний, резолюций, постановлений;
  3. дисциплинарные предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности персонала за выполнение обязанностей (установление правил и норм поведения работников и системы контроля за их выполнением, разработка и применение поощрительных мер и мер наказаний).

На практике административные методы реализуются в виде безвариантных  заданий, выдаваемых конкретным исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Эти методы могут сопровождаться поощрениями или санкциями, однако главный недостаток этих методов  состоит в том, что они поощряют исполнительность, а не инициативу.

Экономические методы управления  - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей, участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

В качестве основных методов  управления здесь выступает система  заработной платы и премирования, которая должна быть максимально  связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера  целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности  или с результатами деятельности всей фирмы [5].

Для того, чтобы начали действовать  экономические методы, нужно, во-первых, знать, при каких условиях человек  станет плодотворно работать, и, во-вторых, создать эти условия.

Для того, чтобы наиболее полно реализовать возможности  людей в процессе общественного  труда, учесть и использовать индивидуальные особенности психики работающих, применяются так называемые социально-психологические методы – совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них [8, С.93].Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. Они основываются на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приёмов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.

Информация о работе Инновационный менеджмент в современных условиях