Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:34, курсовая работа
Целью работы является исследование сущности, целей и основных характеристик российского менеджмента, основных методов управления, видов организационной структуры и их эффективности в управленческой деятельности.
Основными задачами данной работы выступают:
1) определение характеристик менеджмента;
Введение…………………………………………………………………………...3
1.СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ: ТЕОРИЯ ВОПРОСА...…5
1.1. Понятие, сущность и функции менеджмента……………..…….………….5
1.2. История формирования и развития менеджмента в России……...…….....9
1.3. Сравнительный анализ отечественной и зарубежной систем управления. Национальные особенности и проблемы…………..….…................................14
2. МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ НАУКИ МЕНЕДЖМЕНТ…...………………......20
2.1. Принципы формирования национального менеджмента …………...…...20
2.2. Основные методы осуществления управленческой деятельности……...22
2.3. Виды организационных структур управления…………………......…..…26
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН ЙОШКАР-ОЛА»………………..…………………………………………………...………..32
3.1 Общие сведения о предприятии ………………..………...…..…………….32
3.2. Анализ уровня развития менеджмента ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола»………….……………………………………………………….……..……35
3.3. Основные пути совершенствования системы управления кадровой политики ….........................................................................................................40
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников …………………………...……………..46
Приложение……………………………………………………………………...49
В ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола»
функции менеджера по персоналу
выполняет секретарь директора,
то есть сама должность не выделена
в отдельную штатную единицу.
Руководство предприятия
Проанализируем должностную
инструкцию менеджера по кадрам в
ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола». Основной
смысл должностных инструкций —
в придании большей прозрачности
трудовому процессу. То есть должностные
инструкции должны описывать прямые
обязанностей специалиста, сферу его
компетентности и ответственности,
критерии оценки эффективности его
работы, управленческую структуру, имеющую
отношение к специалисту. И если
все это в них отражено, и, более
того, соответствует
Для менеджера по кадрам в ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» разработана должностная инструкция (см. Приложение ). На основании изучения этого документа можно сказать, что в обязанности менеджера по кадрам данного предприятия входят следующие функции:
Кроме того, в ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» на данного специалиста возложены также обязанности по социализации новых сотрудников, планированию карьерного роста и развития, разработке системы стимулирования персонала, администрированию заработной платы, организации корпоративных мероприятий, исследования социально-психологического климата в коллективе.
Стоит отметить, что авторитет
менеджера по кадрам напрямую зависит
от уровня профессионализма этого сотрудника
и степени практической (реальной)
полезности его деятельности для
предприятия. Это очень важно
учитывать при подборе
При этом надо помнить, что основная задача менеджера по кадрам — реализация целей работодателя.
Таким образом, управлению персоналом в оргструктуре предприятия отведено экономически обоснованное место.
Рассмотрим показатели эффективности
работы аппарата управления предприятия.
Понятие «эффективность»
Определяя степень эффективности существующей системы управления ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» с помощью основных показателей функционирования, необходимо отметить, что за анализируемый период они в целом увеличились. Из таблицы 2 видно, что предприятие имеет постоянную тенденцию к росту и последовательно укрепляет свое положение на рынке. Это является положительным моментом, который говорит о правильной политике руководства организации.
Самым положительным моментом
является рост показателя рентабельности
в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Высокий
уровень фондоотдачи
Таблица 2
Оценка эффективности
Показатели |
Ед. изм. |
2007 г. |
2008 г. |
Отклонение |
Темп роста | |
Обобщающие показатели эффективности | ||||||
Рентабельность |
% |
30 |
34 |
+4 |
110,2 | |
Эффективность использования основных фондов | ||||||
Фондоотдача |
руб. |
1,047 |
0,895 |
-0,151 |
85,5 | |
Фондоемкость |
руб. |
0,956 |
1,117 |
+0,161 |
116,9 | |
Эффективность использования трудовых ресурсов | ||||||
Производительность труда 1 работника |
тыс. руб. |
250,8 |
314,9 |
64,1 |
125,6 | |
Прибыль на 1 руб. ФЗП |
тыс. руб. |
257 |
392 |
+ 135 |
152,5 | |
Прибыль на 1 работника |
тыс. руб. |
72,6 |
96,4 |
+23,8 |
132,8 |
Так же плюсом в деятельности системы управления является рост производительности труда. Тенденция роста зафиксирована и у таких показателей как прибыль на 1 руб. ФЗП (на 52,53%), прибыль на одного работника (на 32,8%).
Недостатком является то, что в ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» отсутствует Положение об организационной структуре.
Также в положениях о
подразделениях в ЗАО «Вимм-Билль-Данн
Йошкар-Ола» не определены цели деятельности
для каждого подразделения, его
вклад в общий результат
Это не позволяет построить
эффективную систему контроля за
деятельностью управления персоналом
на предприятии и создает большие
трудности при выявлении
3.3. Основные пути совершенствования системы управления кадровой политики
Преимущественные особенности построения системы управления персоналом организации в ЗАО должны быть следующие:
Роль и организационный статус системы управления на предприятии во многом определяются уровнем организационного и финансового состояния, возможностями потенциального развития организации, а также позицией ее руководства по отношению к кадровой службе.
Авторитет системы управления персоналом зависит не только от ее полномочий распорядительства, но и от уровня специальных знаний сотрудников, полезности службы по степени ее воздействия на кадровые процессы.
В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема профессионализации сотрудников кадровой службы. Для ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» проблема в управлении персоналом состоит в том, что менеджер по персоналу, совмещающий эту должность с функциями секретаря на предприятии, не получает необходимой консультативной, методической помощи и часто выполняет функции, к которым профессионально не готов.
Неразвитость кадровой службы,
неподготовленность директора к
управлению персоналом неизбежно сказываются
на общей управленческой философии
и культуре организации, на общем
моральном климате в
Необходимо отметить, что
в последние годы все большее
число отечественных
Как уже говорилось, важнейшей задачей системы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.
Под качественными характеристиками персонала следует понимать:
По данным зарубежной литературы и оценкам специалистов, общая численность сотрудников службы управления персоналом составляет примерно 1,0-1,2% общей численности коллектива. Следует подчеркнуть, что роль и организационный статус службы управления персоналом в западных фирмах во многом определяются уровнем организационного, финансового развития потенциала организации и позицией ее руководства.
Как показывает изучение опыта
управления организациями и
В целом можно сделать общий вывод, что организация системы управления в организации достаточно эффективна, но в то же время имеют место некоторые недостатки, которые следует устранить.
Для совершенствования системы управления на предприятии я предлагаю следующее:
1) ввести должность заместителя
директора, структура
Данный шаг позволит несколько разгрузить директора предприятия, оставив ему в ведение вопросы стратегического и частично оперативного характера, и сделает систему управления более эффективной, так как многие вопросы теперь не будут выпадать из поля зрения, а функции управления будут реализовываться более своевременно;
2) предать функции управления персоналом конкретному специалисту.
В этом случае состав функций системы управления персоналом остается постоянным. Меняется только трудоемкость их выполнения. Благодаря этому работоспособность сотрудников значительно возрастёт, и предприятие станет работать с большей отдачей;
3) для улучшения качества подбора кадров можно рекомендовать ввести систему трудовых договоров, или контракт
Это непосредственное соглашение между предпринимателем и человеком, поступающим на работу; конкретная система найма, которая широко распространена за рубежом и находит все большее применение в отечественной практике. В трудовом договоре оговариваются: трудовая функция, место работы, должностные обязанности, квалификация, специальность, название должности, размер заработной платы и время начала работы. По срокам трудовые договоры различаются: не более трех лет, на время выполнения определенной работы или на неопределенный срок;
4) для повышения эффективности кадровой политики, работники предприятия ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» могли бы частично или полностью за счет средств организации повышать свою квалификацию путем обучения на различных курсах и в учебных заведениях.
Такие мероприятия будут способствовать улучшению кадровой политики в ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола».
Заключение
Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.
В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности организаций.
Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.
Информация о работе Инновационный менеджмент в современных условиях