Инвестиционная стратегия предприятия на примере ОАО "УТЕС"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить недостатки в инвестиционной деятельности рассматриваемого хозяйствующего субъекта экономики определить и способы их решения.
Задачи работы:
1. отметить основные теоретические и методологические аспекты, связанные с организацией системы стратегического менеджмента на предприятиях и в организациях;
2. охарактеризовать экономическую базу для становления и развития науки стратегического менеджмента в РФ;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методологические аспекты реализации инвестиционной стратегии предприятий 5
1.1 Понятие стратегического менеджмента: термины и определения 5
1.2 Экономическая база для становления и развития системы стратегического менеджмента на предприятиях и в организациях 13
1.3 Сущность инвестиций: понятия и определения 17
2. Краткая характеристика и оценка инвестиционной стратегии ОАО «Утес» 20
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «Утес» 20
2.2 Оценка эффективности действующей инвестиционной стратегии ОАО «Утес» 24
3. Оптимизация инвестиционной стратегии ОАО «Утес» 39
3.1 Разработка мероприятий по оптимизации инвестиционной стратегии ОАО «Утес» 39
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 45
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения 53

Работа состоит из  2 файла

И-2.doc

— 475.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

По дисциплине

«Стратегический менеджмент»

На тему: «Стратегия фокусирования фирмы (на примере ОАО «Утес»)» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Роль  и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа, обеспечение  национальной безопасности в большей  степени зависит от масштабов использования новых знаний и технологий. Экономика промышленно развитых государств, 80-90% прироста ВВП которых обусловлено новыми знаниями, воплощенными в новой технике и технологии, носят инновационный характер.

     Эффективное использование научно-технических достижений, их трансформация в конкретные коммерческие результаты – одно из условий экономического роста. Важным фактом реализации интеллектуального потенциала предприятий в научно-технической сфере является повышение уровня менеджмента, его ориентация на рынок. Сегодня конкурентные преимущества компании в огромной степени определяются ее инновационностью, а, значит, качеством ее кадрового потенциала.

     В 80-е гг. XX века перед Советским  Союзом, а затем и перед Россией, как самостоятельном политическом образовании, остро встал вопрос преодоления отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. И в последнее время данный вопрос действующим Президентом РФ был вынесен на повестку дня, как один их ключевых приоритетов развития страны – модернизации ее национальной экономики.

     Таким образом, уже полтора десятка  лет страна находится в фазе системных  преобразований своей экономики, стремиться сформировать рыночные институты, адекватные окружающему ее контуру – мировой экономике.1

     В этих условиях обоснованность принимаемых  управленческих решений в отношении  некоторого хозяйствующего субъекта, а многие из этих решений по сути своей имеют финансовую природу, в значительной степени определяется качеством финансово – аналитических расчетов.2

      Таким образом, актуальность в написании  данной научной работы объясняется  перенесением центра ответственности  за конечный финансовый результат каждого  отдельного хозяйствующего субъекта экономики  с макро уровня на микро уровень – уровень хозяйствующих субъектов.

      Цель  работы – обозначить направления  совершенствования стратегии фокусирования  рассматриваемого предприятия –  ОАО «Утес».

      Задачи  работы:

    1. дать экономико-правовую оценку понятию «стратегический менеджмент»;
    2. отметить основные теоретические и методологические аспекты, связанные с проведением диагностики стратегии фирмы и выбор стратегических альтернатив;
    3. проанализировать деятельность ОАО «Утес»;
    4. обозначить направления совершенствования стратегии фокусирования ОАО «Утес».

    Объект исследования – труды ученых-экономистов.

    Предмет исследования – стратегия фокусирования  предприятий.

     Научная и практическая значимость работы состоит  в том, что ее результаты могут  быть использованы экономической службой  ОАО «Утес». 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические и методологические основы фокусирования предприятий 

1.1 Стратегический менеджмент: основные понятия 

      Основной  хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является основным производителем товаров и услуг, основным рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.

      Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – инициативная самостоятельная деятельность юридических лиц или граждан, направленная на получение прибыли.3

     Последнее десятилетие XX в. для России стало  периодом радикальных социальных и  экономических реформ, масштабных политических  институциональных преобразований, протекавших на фоне затянувшегося  системного кризиса.4

     Глубокие  преобразования российской социально-экономической системы в 90-х гг. XX в. создали необходимые предпосылки к становлению рыночной экономики.5

     Генеральным направлением перестройки экономической  структуры общества в России является создание многосекторной экономики, представленными различными хозяйствующими субъектами: государственными предприятиями, акционерными предприятиями, малыми предприятиями, частными и индивидуальными предприятиями и т.п.6

      Для предприятий любых организационно – правовых форм свойственно стремление работать с максимальной экономической отдачей, что заставляет внедрять наиболее эффективные методы управления бизнесом.7

      Понятие «менеджмент» широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией.

     В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса. Однако все они сводятся к одному из трех подходов (или их комбинации):

     • анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;

     • цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;

     • деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.

     Рассмотрим  более подробно их содержание.

     1. Анализ окружения. Примером такого подхода может служить определение, предложенное А. Роувом с соавторами, согласно которому стратегический менеджмент является «процессом принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой». Подобным образом определяют стратегический менеджмент также и Д. Шендел, и К. Хаттен, рассматривая его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям».

     2. Цели и средства. Такое понимание природы стратегического менеджмента представлено, например, в определении У. Глука и Л. Джауха, согласно которому стратегический менеджмент — это «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей». В данном случае использование слова «направление» в связи с теорией принятия решений показывает, что стратегический менеджмент ставит своей целью разработку серии решений разного уровня, между которыми существует взаимосвязь и которые организованы в соответствии с определенным образом полагаемой иерархией их важности для достижения организационных целей. К этому подходу можно отнести и определение А. Томпсона и А. Стрикленда, определяющих стратегический менеджмент как «план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей», а также Дж. Пирса и Р.

     Робертсона, представляющих стратегический менеджмент как «набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации». Такое понимание схватывает очень важные черты стратегического менеджмента, которые мы рассмотрим на протяжении ряда глав данной книги.

     3. Деятельностный подход. Он акцентирует внимание на последовательности действий для осуществления стратегического управления и поэтому объединяет два предшествующих. Так, например, Г. Джонсон и К. Скулз выделяют следующую последовательность действий стратегического менеджмента:

     • анализ текущего положения организации  в конкурентной среде;

     • выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив стратегического направления деятельности организации;

     • имплементация — процесс реализации, осуществления выбранной стратегии.

     Анализ  в этой модели соответствует подходу  с позиций оценки организационного окружения, так как на этом этапе деятельность руководителей направлена на выяснение переменных среды, которые важны для разработки стратегии. Этап стратегического выбора соответствует логическому анализу ситуации при принятии решений. Здесь действия означают разработку средств для осуществления стратегии. Действия на этом этапе предполагают осуществление контроля, на основании которого определяются необходимые корректировки.

     Стратегические  решения разрабатываются и контролируются на самом верхнем уровне управления. Нижестоящие уровни выполняют функции поставщиков информации для стратегического управления. Оперативные решения принимаются на всех уровнях управления.

     Разработка  стратегии фирмы осуществляется в условиях неопределенности. Причем неопределенность порождают как процессы вне организации, так и внутри нее. Внешняя среда характеризуется неустойчивостью действия факторов, вынуждающих организацию изменяться. Неопределенность внутренних факторов обусловливается взаимосвязью и взаимозависимостью компонентов и подсистем организации как сложной системы.

     Однако  точно и детально моделировать поведение  сложных систем нельзя; можно лишь выявлять и предвидеть тенденции их саморазвития. Отсюда проистекают следующие различия стратегического и оперативного менеджмента: прерывистость и системность процесса управления, а также преобладание в стратегическом управлении «мягких» проблем, т.е. таких, которые характеризуются неопределенностью исходных параметров и граничных условий. Прерывистость означает, что стратегические решения принимаются, не так часто, а их реализация требует длительного времени, иногда нескольких лет.

     Нужны весьма серьезные причины, чтобы  приостановить развитие уже принятой для реализации стратегии.

     При стратегическом планировании важно  на ранних этапах процесса выдвинуть и рассмотреть максимально возможное количество альтернатив. Эта процедура снижает степень риска ошибки планирования, которая может стоить дорого. Однако, чем больше альтернатив, тем больше требуется приложить усилий и времени для их оценки.

     Для разработки стратегии необходим большой объем информации, получаемой из разных источников и о самых разнообразных процессах как во внешнем окружении организации, так и во внутриорганизационных системах.

     Стратегическое  управление осуществляется высшим управленческим персоналом. Часто требует привлечения внешних и внутренних консультантов. Велика роль также групп людей, заинтересованных в успехе организации или пытающихся повлиять на процесс стратегического управления — так называемых групп поддержки. Затраты на человеческие ресурсы в процессе стратегического управления высоки.

     Риск  при принятии стратегических решений  несоизмеримо выше по сравнению с возможными потерями от неправильных оперативных решений, что объясняется как масштабами решений, так и различным уровнем неопределенности и сложности среды.

     Следует также различать стратегическое и долгосрочное управление. Долгосрочное управление основывается на предположении, что современные тенденции развития окружающей деловой среды можно экстраполировать и на будущее. В этом случае представляется несложным определить основные параметры долгосрочного плана, прежде всего, выполнить бюджетирование и рассчитать другие, базирующиеся на бюджете, разделы долгосрочного плана. Сформированный таким образом долгосрочный план можно разбить на более короткие промежутки времени. Долгосрочное управление эффективно в условиях стабильности организационной окружающей среды, однако в настоящее время организаций, действующих в таких условиях, не так уж и много.

     Поэтому в современной ситуации, когда организационная среда отличается высокой сложностью и динамизмом, более приемлема философия стратегического менеджмента, которая основана на предположении о невозможности с достаточной степенью достоверности предсказать долгосрочные тенденции развития. Поэтому стратегический менеджмент сосредотачивает внимание на методах формирования долгосрочных конкурентных преимуществ в условиях неопределенности и сложности среды.8 

Информация о работе Инвестиционная стратегия предприятия на примере ОАО "УТЕС"