Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 06:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработать программу и планы конкретных мероприятий по усовершенствованию существующих методов мотивации персонала в организации.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы мотивации персонала.
2. Провести анализ существующей системы мотивации персонала в коммерческой организации.
3. Сформировать программу и планы конкретных мероприятий по усовершенствованию системы мотивации персонала в организации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ…….…………………….……5
1.1 Понятие и сущность мотивации…………………….………………………..5
1.2 Роль и значение мотивации труда в организации….…………………….....8
1.3 Методы исследования мотивации и стимулирования труда в системе
управления персоналом…………………………………………………………10
2 АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА
ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СНЕЖНЫЙ БАРС»…………….……………………14
2.1 Характеристика и структура ООО «Снежный Барс».……………………..14
2.2 Анализ существующей системы мотивации персонала ООО «Снежный
Барс»………………………………………………………..…………………….17
2.3 Недостатки системы стимулирования персонала ООО «Снежный Барс»22
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «СНЕЖНЫЙ БАРС»…………………………………..…………............26
3.1 Разработка эффективной системы материального стимулирования
труда в ООО «Снежный Барс»………………………………………………....26
3.2 Предложения по нематериальному стимулировании……………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………..…………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…..42
Возникновение потребности. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.
Поиск путей устранения потребности. Потребность возникла и создает проблемы для человека, он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить или не замечать. Возникает необходимость что-то делать, что-то предпринять.
Определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:
٠ что я должен получить, чтобы устранить потребность;
٠ что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
٠ в какой мере я могу добиться того, что желаю;
٠ насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
Осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете позволят ему получить что-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то в процессе осуществления действия на этой стадии может происходить корректировка целей.
Получение
вознаграждения за осуществление действия.
Проделав определенную работу, человек
либо непосредственно получает то,
что он может использовать для
устранения потребности, либо то, что
он может обменять на желаемый для него
объект. На данной стадии выясняется, насколько
выполнение действий дало желаемый результат
и в зависимости от этого происходит либо
ослабление, либо сохранение, либо усиление
мотивации к действию.
1.2 Роль и значение мотивации труда в организации
На сегодняшний день в ведущих западных фирмах стимулирование персонала рассматривается как элемент общей системы работы с персоналом, который неразрывно связан с нею и со всеми другими элементами системы. Этот подход предполагает, что человеческий фактор является одним из определяющих в успехе организации в условиях конкурентной борьбы на рынке. Поэтому в программу работы с персоналом помимо определения форм и методов стимулирования наемных работников входят планирование кадрового состава, качественная подготовка персонала, формирование показателей оценки, как рабочих мест, так и результатов труда, тренинги по специальности и по менеджменту для руководящих кадров и другие направления работы с персоналом.
Сложившаяся ситуация, когда заработная плата не выполняет ни одну из своих функций, свидетельствует о глубоком кризисе в сфере оплаты труда в России. Подтверждением этому являются задержки с оплатой труда, наметившийся перекос в оплате труда различных категорий работников. 2
При создании системы стимулирования следует исходить из разработанных в теории управления и применяемых в рыночной экономике принципов:
- комплексность;
- системность;
- регламентация;
- специализация;
- стабильность;
- целенаправленное творчество.
Остановимся на сущности этих принципов.3
Первый принцип – комплексность. Комплексность предполагает, что необходим всесторонний подход с учетом всех возможных факторов: организационных, правовых, технических, материальных, социальных, моральных и социологических.
Второй принцип – системность. Если принцип комплексности предполагает создание системы стимулирования с учетом всех ее факторов, то принципе системности предполагает выявление и устранение противоречий между факторами, их увязку между собой. Это дает возможность создания системы стимулирования, которая внутренне сбалансирована за счет взаимного согласования ее элементов и способна эффективно работать на благо организации.
Примером системности может быть система материального и морального стимулирования наемных работников, основанная на результатах контроля качества и оценки вклада работника, то есть существует логическая взаимосвязь между качеством и эффективностью работы и последующим вознаграждением.
Третий принцип – регламентация. Регламентация предполагает установление определенного порядка в виде инструкций, правил, нормативов и контроль за их выполнением. В этой связи важно разграничить те сферы деятельности работников, которые требуют жесткого соблюдения инструкций и контроля за их выполнением, от тех сфер, в которых работник должен быть свободен в своих действиях и может проявить инициативу. При создании системы стимулирования объектами регламентации должны быть конкретные обязанности того или иного сотрудника, конкретные результаты его деятельности, затраты труда, то есть каждый сотрудник должен иметь полное представление о том, что входит в его обязанности и каких результатов от него ждут. Кроме того, необходима регламентация и в вопросе оценки конечной работы, то есть должны быть четко установлены те критерии, по которым будет оцениваться конечная работа сотрудника. Такая регламентация, тем не менее, не должна исключать творческий подход, который в свою очередь также должен быть учтен в последующем вознаграждении работника.
Четвертый принцип – специализация. Специализация – это закрепление за подразделениями предприятия и отдельными работниками определенных функций и работ в соответствии с принципом рационализации. Специализация является стимулом к повышению производительности труда, возрастанию эффективности и улучшению качества работы.
Пятый принцип – стабильность. Стабильность предполагает наличие сложившегося коллектива, отсутствие текучести кадров, наличие определенных задач и функций, стоящих перед коллективом и порядке их выполнения. Любые изменения, происходящие в работе предприятия, должны проходить без нарушения нормального выполнения функций того или иного подразделения предприятия или сотрудника. Только тогда не будет снижения эффективности и качества выполняемой работы.
Шестой принцип – целенаправленное творчество. Здесь необходимо сказать о том, что система стимулирования на предприятии должна способствовать проявлению работниками творческого подхода. Сюда можно отнести и создание новых, более совершенных изделий, технологий производства и конструкций применяемой техники или видов материалов, и поиск новых, более эффективных решений в области организации производства и управления.
1.3
Методы исследования мотивации
и стимулирования труда в
Способами
(средствами) мотивации на уровне организации
выступают операциональные
Существует и другая классификация способов мотивации: прямой способ мотивации, к которому относятся нормативная (побуждение с помощью идейно-психологических средств) и принудительная мотивации (властное воздействие с угрозой уменьшения возможностей удовлетворения потребностей работников), и косвенный способ мотивации, подразумевающий стимулирование (включение внешних факторов – стимулов).
В
качестве стимулов к труду могут
выступать любые внешние
1.
Государственный уровень –
2.
Региональный уровень – на
этом уровне система стимулов
трансформируется с учетом
3. Уровень предприятия (организации) – стимулы к труду отражают особенности экономического положения и кадровой стратегии предприятия (организации). На этом уровне стимулы принимают разные формы: это материальное стимулирование в соответствии с количеством и качеством труда в форме заработной платы и премиальных систем, моральное поощрение, социальная политика в отношении персонала организации, сложившаяся организационная культура, а также такие формы как участие персонала в прибылях и участие персонала в собственности.
Соответственно, могут быть выделены институциональные стимулы, действующие на уровне общества в целом и отдельных регионов (объект стимулирования – социальные общности и группы), и операциональные стимулы, характеризующие управленческие воздействия на уровне конкретного предприятия (объект стимулирования – коллектив работников, отдельные группы и индивиды). Как институциональные, так и операциональные стимулы могут носить положительный или отрицательный характер.
По способу воздействия на мотивационную структуру личности вполне правомерно дифференцировать стимулы на побуждение, вознаграждение и принуждение. Побуждение – апелляция к внутренней мотивации, это применение стимулов, способствующих формированию интереса к содержанию труда, проявлению творческих способностей, получению удовлетворения от процесса труда и его общественной значимости. Побуждение основано на применении прежде всего положительных стимулов и может быть реализовано и на институциональном, и на операциональном уровнях. Вознаграждение предполагает применение как положительных (поощрение), так и отрицательных (наказание) стимулов. Вознаграждение – это средство инструментальной мотивации, возможность для работника удовлетворить свои потребности посредством труда (внешняя мотивация), Вознаграждение может иметь форму материальных стимулов (денежных и неденежных) и нематериальных (моральных, социальных, статусных и др.) стимулов. Необходимо отметить, что формы вознаграждений тесно переплетены (повышение в должности сопровождается увеличением заработка и др.). Эта группа стимулов также реализуется как на институциональном, так и на операциональном уровнях, хотя это и менее очевидно. Наконец, принуждение – это тоже фактор внешней мотивации, основанный на применении отрицательных стимулов в условиях ограниченной свободы выбора объектом стимулирования линии поведения. Принуждение может осуществляться в прямой и косвенной (как правило, экономической) форме, на институциональном и операциональном уровнях.
Основными формами мотивации (стимулирования) работников предприятия, по мнению профессора О.И. Волкова, являются5:
1.
Заработная плата,
2. Системы внутрифирменных льгот работникам предприятия:
-
субсидированное и льготное
- продажа продукции предприятия своим работникам со скидкой (обычно 10% и более);
- полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно;
-
предоставление своим
-
предоставление права
-
оплата больничных листов
- эффективное премирование, доплаты за стаж работы на предприятии и др.
3. Нематериальные (неэкономические) льготы и привилегии персоналу:
оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе;
- более ранний выход на пенсию и др.
4.
Мероприятия, повышающие