Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:23, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента, теорий управления и новых технологий менеджмента и определить возможность их применения в реальной практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Выявить основные стадии развития менеджмента и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
Понять причины различий сложившихся национальных моделей, на примере сравнительного анализа системы японского и российского менеджмента.
Введение……………………………………………………………………………5
Глава 1. Основные школы менеджмента…………………………………………6
Школа научного управления…………………………………………………6
Научный менеджмент Тейлора…………………………………………………6
Генри Гантт – стимулирование труда, производственное планирование……..10
Фрэнк и Лилиан Гилбреты – рационализация труда…………………………..12
Г.Эмерсон – 12 принципов производительности труда………………………..13
1.1.5.Генри Форд – основные принципы организации производства…………………16
1.2.Административная или классическая школа………………………………………18
1.2.1.Основные положения концепции Файоля………………………………………..18
1.2.2. Принципы построения формальной организации Л.Урвика…………………….25
1.2.3. Принципы организации Дж.Муни и А.Рейли………………………………26
Школа человеческих отношений и поведенческих наук………………………..27
Школа человеческих отношений и бихевиоризм……………………………….27
М.П. Фоллетт: достижение научной психологии – основа школы человеческих отношений. …………………………………………………..29
Хоторнский эксперимент. Основные положения доктрины человеческих отношений…………………………………………………………………….30
Школа науки управления или количественная школа……………………….34
1.4.1 Процессный подход……………………………………………………………35
1.4.2 Ситуационный подход…………………………………………………………36
Глава 2 Современные теории управления…………………………………………..38
2.1 Теории мотивации………………………………………………………………..38
2.1.1 Иерархическая теория потребностей………………………………………….38
2.1.2 Теория приобретенных потребностей МакКлелланда……………………….39
2.1.3 Теория факторов Герцберга……………………………………………………40
2.1.4 Теория TRG Альдерфера……………………………………………………….41
2.1.5 Развитие теории лидерства Д.Макгрегора…………………………………..42
2.2 Краткий сравнительный анализ систем японского и российского
менеджмента…………………………………………………………………………45
2.2.1 Основные положения японского менеджмента……………………………..45
2.2.2 Основные положения российского менеджмента………………..…………48
2.2.3 Японская и российская модели принятия управленческих решений………50
Заключение……………………………………………………………………………53
Библиографический список………………………………………………………….54
Приложение А Иерархия потребностей по Маслоу………………………………..56
Приложение Б Модель Герцберга……………………………………………………57
Приложение В Соотношение потребностей по пирамиде Маслоу и теории Альдерфера……………………………………………………………………………58
Приложение Г Основополагающие принципы организации производства в рамках концепции японского менеджмента…………………………………………………59
Приложение Д Сравнительная характеристика моделей японского и российского менеджмента…………………………………………………………………………..60
Философскую
основу системы Тейлора составила
концепция так называемого
Принципы «научного управления» Тейлора нашли широкое применение не только в промышленности, но и во всех сферах человеческой деятельности. Во времена Тейлора рабочие не имели достаточного образования, поэтому его разработки способствовали обучению рабочих и повышению их квалификации. Кроме того, принципы организации труда Тейлора были положены в основу организации массово - поточного производства, создания конвейеров.2
Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта , наиболее близкого его ученика.
Особое внимание в своих исследованиях Гантт уделял вопросам стимулирования труда, производственного планирования. Он внес значительный вклад в разработку теории лидерства, им была разработана методика премиальной системы, составлены карты-схемы для удобства планирования, получившие название гантт-схемы.
Вслед за Тейлором Гантт считал, что до каждого рабочего необходимо довести конкретное производственное задание. Кроме того, рабочий должен знать, что в случае его своевременного и качественного исполнения он получит премиальное вознаграждение. Помимо этого, рабочий премируется за перевыполнение норм выработки. Первая премиальная система была разработана им в 1901 г. Рабочему, выполнившему дневное задание, выплачивалась премия 50 центов. При условии выполнения всеми рабочими заданий, мастер также получал дополнительную премию. Внедрение этой системы на ряде предприятий позволило вдвое повысить производительность труда рабочих.
Особенность премиальной системы оплаты труда заключалась в сохранении минимального заработка независимо от степени недовыполнения нормы.
Ганттом был предложен график (график Гантга), по которому каждый рабочий мог проследить за результатами своего труда и размером заработка за час, день, неделю. Гантт рассматривал человеческий фактор в качестве основного двигателя повышения эффективности производства. Но в то же время он считал, что производство не следует рассматривать только источник существования рабочего. Рабочий должен получать удовлетворение от выполняемой им работы. Гантт писал: «Все, что мы предпринимаем, должно находиться в согласии с человеческой природой. Мы не можем понукать людьми; мы обязаны направлять их развитие»
Гантт считал, что время принуждения рабочих к труду ушло в прошлое. Теперь основное внимание необходимо уделять обучению рабочих новым навыкам с целью сокращения непроизводительных затрат времени. Использование навыков индустриального труда способствует налаживанию сотрудничества (кооперации) между рабочими и управляющими. Свои мысли относительно социальной ответственности бизнеса Гантт изложил в работе «Организация труда, основное содержание проблемы заключается в следующем: общество испытывает потребность в товарах, и услугах, предоставляемых различными предприятиями. Для бизнесменов основное значение имеет прибыль, а не предоставление Обществу товаров и услуг. Вместе с тем общество считает, что если предприятие не предоставляет ему необходимых товаров и услуг, то такое предприятие не имеет права на свое существование. На основе этих рассуждений Гантт сделал вывод о том, что «система бизнеса должна воспринять социальную ответственность и посвятить себя прежде всего служению обществу; в противном случае общество в конечном счете предпримет попытку сокрушить ее, чтобы свободно действовать в соответствии со своими собственными интересами».
Гантт мечтал о «демократии на производстве», считая, что «из всех проблем менеджмента наиболее важной является проблема человеческого фактора».
Среди последователей Тейлора особенно выделяются Фрэнк Гилбрет и его жена Лилиан Гилбрет . Они занимались вопросами рационализации-труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.
Все усилия Фрэнка и Лилиан Гилбрет были сконцентрированы на направлении, которое позднее получило название «изучение движений».
Работы Ф. и Л. Гилбрет оказали значительное влияние на развитие организации, и технического нормирования труда. Значительное внимание в своих исследованиях Ф. Гилбрет уделил изучению движений во время работы, которое предполагает наличие трех фаз:
Аналитическая работа по изучению движений заключается в следующем:
Все факторы, влияющие на производительность рабочего, делятся на три группы:
Каждый фактор изучается в отдельности, выявляется его влияние на производительность труда. Наиболее важными из них считал факторы движения. Он подробно изучил влияние различных факторов на продолжительность, интенсивность и направленность рабочих движений.
В начале 1900 – х годов Фрэнк и его жена Лилиан для изучения рабочих операций стали применять кинокамеру в сочетании с микрохронометром для выполнения хронометражных наблюдений, микрохронометр — это часы, которые изобрел Фрэнк и которые мо: записывать интервалы продолжительностью до 1/2000 с. С помощью стоп-кадров Гилбреты смогли выявить и описать 17 основных движений кисти руки. Кроме киносъемки, Гилбреты использовали шкалограммы и другие приспособления. Ф. Гилбрет является изобретателем карт и схем технологических процессов, циклографа.
Предложенный Гилбретами новый метод, основанный на изучении простейших операций, в настоящее время широко используется на Западе как основа нормирования производственных операций. Применение этого метода в фирме Ф. Гилбрета дало значительный рост производительности труда.
Рационализация и нормализация, считал Гилбрет, касаются не только движений, но и освещения, отопления, одежды, отдыха, приема пищи, развлечений, мебели, используемого инструмента. Эта факторы также оказывают значительное влияние на нормализацию движений и их оптимальное сочетание.
1.1.4.Г.Эмерсон – 12 принципов производительности труда
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Широкую известность получил его труд «Двенадцать принципов производительности», в котором он изложил свои взгляды на рационализацию производства. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности. В этом состоит основное отличие применяемых им методов от тех, которые использовались Гилбретом, Гантгом, Бартом, Томпсоном, изучавшим методы организации труда в пределах одного предприятия применительно к отдельным профессиям.
Эмерсон основное внимание уделял теоретическим, вопросам исследования проблемы организации труда. С этой целью он расчленял процесс организации труда на составные части и тщательно изучал каждую из них. Проведенный анализ позволил ему сформулировать двенадцать принципов производительности, которые дают возможность максимально увеличивать производительность труда в любой сфере деятельности: в производстве, на транспорте, в строительстве, в домашнем хозяйстве и т.д.
Двенадцать
принципов повышения
сводятся к следующим.
Справедливое
отношение к персоналу
Вопросам учёта Эмерсон уделял особенно большое внимание «Только тот, кто учитывает все количество и все цены, кто учитывает эффективность того и другого, только тот может действительно применять все остальные принципы и достигнуть высокой производительности».
7. Регулирование производства (диспетчирование), которое Эмерсон рассматривал как неотъемлемую часть деятельности организации.
Диспетчирование и планирование рассматривались им в непосредственной связи и единстве.
8. Планирование (расписание) работ.
9. Нормирование операций на основе рациональных приемов выполнения.
Эмерсон отмечал, что сдельная оплата труда ведет к чрезмерному напряжению сил рабочего. Для установления трудовых норм необходимо использовать хронометраж всех операций
10. Нормализация условий работы.
Без нормализации условий работы невозможно ни точное планирование, ни полный и своевременный учет. Нормализация условий работы Эмерсон рассматривал как необходимую предпосылку роста производительности труда.
11. Наличие разработанных инструкций и стандартов в письменном виде.
Эмерсон считал совершенно беспочвенным существующее мнение о том, что «будто бы стандартные инструкции убивают в работнике инициативу, превращают его в автомат». Наоборот, писал он, «предприятие, лишенное стандартных письменных инструкции, не способно к неуклонному движению вперед».
12. Наличие рациональной системы оплаты
труда за повышение производительности
труда. При этом Эмерсон отмечал, что «поденная
плата противоречит основному принципу
вознаграждения и справедливости». Он
отмечал, что рост производительности
труда наемных рабочих во многом определяется
их «идеалами». Поэтому не следует
сводить вознаграждение только к увеличению
оплаты труда. 3
Большое внимание ученый уделял исследованию штабного принципа в управлении. Он поддерживал идею Тейлора о том, что линейный принцип построения организации должен дополняться штабным принципом, который приобретает особенно большое значение в крупных Фирмах. Штабной персонал обладает большими специальными знаниями, необходимыми для линейных работников в процессе принятия управленческих решений. Эмерсон отмечал, что линейный принцип построения организаций не может использоваться на предприятиях, так как цели современных предприятий значительно отличаются от целей предприятий в прошлом. Им сформулировано положение о том, каждая иерархическая ступень управления создается для улучшения обслуживания нижестоящей ступени, а не для облегчения положения вышестоящих звеньев управления.
По многим вопросам управления Эмерсон продвинулся дальше Тейлора. Этим, видимо, объясняется то обстоятельство, что многие его мысли и двенадцать принципов производительности не потеряли ли своей актуальности и в настоящее время.
1.1.5.Генри Форд – основные принципы организации производства
Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В основу организованного им производства были положены следующие принципы: