Эволюция управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента, теорий управления и новых технологий менеджмента и определить возможность их применения в реальной практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Выявить основные стадии развития менеджмента и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
Понять причины различий сложившихся национальных моделей, на примере сравнительного анализа системы японского и российского менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………5
Глава 1. Основные школы менеджмента…………………………………………6
Школа научного управления…………………………………………………6
Научный менеджмент Тейлора…………………………………………………6
Генри Гантт – стимулирование труда, производственное планирование……..10
Фрэнк и Лилиан Гилбреты – рационализация труда…………………………..12
Г.Эмерсон – 12 принципов производительности труда………………………..13
1.1.5.Генри Форд – основные принципы организации производства…………………16
1.2.Административная или классическая школа………………………………………18
1.2.1.Основные положения концепции Файоля………………………………………..18
1.2.2. Принципы построения формальной организации Л.Урвика…………………….25
1.2.3. Принципы организации Дж.Муни и А.Рейли………………………………26
Школа человеческих отношений и поведенческих наук………………………..27
Школа человеческих отношений и бихевиоризм……………………………….27
М.П. Фоллетт: достижение научной психологии – основа школы человеческих отношений. …………………………………………………..29
Хоторнский эксперимент. Основные положения доктрины человеческих отношений…………………………………………………………………….30
Школа науки управления или количественная школа……………………….34
1.4.1 Процессный подход……………………………………………………………35
1.4.2 Ситуационный подход…………………………………………………………36
Глава 2 Современные теории управления…………………………………………..38
2.1 Теории мотивации………………………………………………………………..38
2.1.1 Иерархическая теория потребностей………………………………………….38
2.1.2 Теория приобретенных потребностей МакКлелланда……………………….39
2.1.3 Теория факторов Герцберга……………………………………………………40
2.1.4 Теория TRG Альдерфера……………………………………………………….41
2.1.5 Развитие теории лидерства Д.Макгрегора…………………………………..42
2.2 Краткий сравнительный анализ систем японского и российского
менеджмента…………………………………………………………………………45
2.2.1 Основные положения японского менеджмента……………………………..45
2.2.2 Основные положения российского менеджмента………………..…………48
2.2.3 Японская и российская модели принятия управленческих решений………50
Заключение……………………………………………………………………………53
Библиографический список………………………………………………………….54
Приложение А Иерархия потребностей по Маслоу………………………………..56
Приложение Б Модель Герцберга……………………………………………………57
Приложение В Соотношение потребностей по пирамиде Маслоу и теории Альдерфера……………………………………………………………………………58
Приложение Г Основополагающие принципы организации производства в рамках концепции японского менеджмента…………………………………………………59
Приложение Д Сравнительная характеристика моделей японского и российского менеджмента…………………………………………………………………………..60

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 2.06 Мб (Скачать документ)

• не следует  бояться возможных неудач, так  как ≪неудачи  дают  только  повод начать снова и более умно≫;

• не следует  бояться конкуренции и вместе с тем не следует стремиться к  нанесению вреда делу и жизни  другого человека, являющегося Вашим  конкурентом;

• не следует ставить получение прибыли выше работы на пользу потребителей. «По существу в прибыли нет ничего дурного. Хорошо  поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход»;

• «Производить — не значит дешево покупать и дорого продавать». Покупать сырье и материалы следует ≪по сходным ценам≫, добавляя в процессе производства незначительные дополнительные расходы, но добиваясь при этом изготовления  доброкачественной продукции. «Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно — это значит затруднять только указанный процесс».

Следуя  сформулированным им принципам, Форд сумел  резко увеличить годовой объем  производства автомобилей с 18 664 в 1909 г. до 1 250 000 в 1920 г. При этом цена автомобиля неуклонно снижалась, за десять лет  она упала с 950 до 355 долл.

В системе  Тейлора центральное место занимал  ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг  в развитии системы Тейлора.

Он  сформулировал основные принципы организации производства:

1. Максимальное разделение труда, специализация.

2. Широкое  применение высокопроизводительного  специального оборудования, инструментов  и приспособлений.

3. Размещение  оборудования по ходу технологического  процесса.

4. Регламентированный  ритм производства продукции.

5. Механизация  транспортных операций.

На  основе этих принципов появилась  возможность создания поточного  производства, которое позволяет  повышать производительность труда  рабочих по существу без вмешательства  мастера, которому не требуется самому подгонять рабочих. На поточной линии  это осуществляется автоматически  в связи с тем, что рабочий  вынужден сам приспосабливаться  к скорости движения конвейера и  других механизмов.

Большое значение при организации поточной линии отдается четкой организации  технической и организационной  подготовки производства и обслуживания рабочих мест. Форд впервые отделил  основную работу от ее обслуживания. Все  необходимое для работы (заготовки, материалы, инструмент, приспособления, тара, чертежи и пр.) заблаговременно  подается на рабочее место. Таким  образом, основному производственному  рабочему не надо отвлекаться на выполнение вспомогательных операций и он все  свое рабочее время может посвятить  выполнению порученной ему операции на своем рабочем месте. Поточные методы организации производства способствовали возникновению конвейерных методов  работы, где специализация операций сочеталась с принудительным ритмом работы, задаваемым автономным движением предметов труда.

В системе  Форда повышается роль и значение внутрипроизводстенного оперативного планирования и, в частности, поддержания на требуемом уровне оборотных заделов между смежными операциями с различной длительностью времени на их выполнение. Кроме того, системе Форда повышается роль контроля за качеством продукции. В случае появления брака дефектные детали и узлы немедленно изымаются с конвейера, так как малейшая задержка в его работе может привести к остановке всего процесса производства.

Школа научного управления связана с именами  К. Барта, С. Томпсона, Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбрет, которые в течение многих дет являлись ближайшими сотрудниками Тейлора. Такие же исследователи, как Г. Форд и Г. Эмерсон, непосредственно с Тейлором не работали, но они опирались в своих исследованиях на идеи и основные положения его работ.

1.2.Административная или классическая школа

Классическая  или, как ее еще называют, административная школа в управлении занимает отрезок  времени с1920 по 1950 гг. Родоначальником  этой школы считается

Анри  Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

В отличие  от школы научного управления, которая  занималась в основном вопросами  рациональной организации труда  отдельного рабочего, представители  классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

1.2.1.Основные положения  концепции Файоля

Наряду  с вопросами рациональной организации  труда отдельного рабочего классическая школа начинает заниматься разработкой  общих принципов управления организацией. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом классическая школа придерживалась того мнения, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий. Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием.

По  мнению Файоля, администрирование составляет часть управления, которое включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:

1) техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка);

2) коммерческую (закупка, продажа, обмен);

3) финансовую (привлечение капиталов и эффективное управление ими);

4) охранную (охрана собственности и физических лиц);

5) учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);

6) административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Основное  внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.

Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их осуществления.

  1. Предвидение (планирование). Оно выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки). Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть — ... означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть — это уже почти действовать».
  2. Организация. Под организацией работы предприятияФайоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми.

Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:

• установление программы действий; определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;

• наблюдение за выполнением программы;

• осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;

• правильный подбор административного  аппарата;

• точное определение функций;

• согласование усилий для выполнения намеченной

работы;

• ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

• поощрение ответственности и  инициативы;

• справедливое вознаграждение за труд;

• предупреждение ошибок и недоразумений;

• обязательное соблюдение дисциплины;

• подчинение личных интересов интересам  предприятия;

• единство распорядительства;

• всеобщий контроль;

• борьба с злоупотреблениями в регламентации, с

бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д.

Все указанные обязанности являются справедливыми и для настоящего времени.

  1. Распорядительство. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом. По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих

правил:

• знать в совершенстве подчиненных  ему работников;

• увольнять неспособных работников;

• хорошо знать условия, связывающие  предприятие и служащих;

• подавать положительный пример;

• производить периодическое инспектирование  социального организма предприятия;

• проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью  согласования единства направлений  и усилий;

• стремиться к тому, чтобы среди  персонала предприятия господствовали активность и преданность;

• не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших  вопросов.

  1. Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку — связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем — с другой. Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.
  2. Контроль. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел.

Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления. Файоль выделял еще шестую — административную функцию, которая отличается от пяти других функций управления. Административная функция оказывает воздействие только на персонал предприятия. При этом Файоль предостерегал от возможности смешения административной функции с понятием «правления». Под правлением он понимал движение предприятия к поставленным целям на основе наилучшего использования всех его ресурсов. Правление предполагает использование всех шести сформулированных функций.

Файоль сформулировал 14 принципов управления:

1. Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией. Этот принцип может быть применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.

2. Полномочия и ответственность.  Полномочия — это право распоряжаться ресурсами предприятия (организации), а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение. Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Различают должностную (официальную) власть и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции. Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины как для руководителей всех рангов, так и для рабочих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.

4. Единоначалие (единство  распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя. Сформулировав этот принцип, Файоль вошел в противоречие с рекомендациями Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.

5. Единство направления  (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя. При наличии нескольких групп для координации их деятельности необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством. Файоль подчеркивал: «Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель».

6. Подчиненность личных (индивидуальных) интересов - общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интересах — задачей руководителя является их примирение.

7. Вознаграждение персонала,  т. е. цена оказываемых услуг. Работники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.

Информация о работе Эволюция управленческой мысли