Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:23, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента, теорий управления и новых технологий менеджмента и определить возможность их применения в реальной практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Выявить основные стадии развития менеджмента и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
Понять причины различий сложившихся национальных моделей, на примере сравнительного анализа системы японского и российского менеджмента.
Введение……………………………………………………………………………5
Глава 1. Основные школы менеджмента…………………………………………6
Школа научного управления…………………………………………………6
Научный менеджмент Тейлора…………………………………………………6
Генри Гантт – стимулирование труда, производственное планирование……..10
Фрэнк и Лилиан Гилбреты – рационализация труда…………………………..12
Г.Эмерсон – 12 принципов производительности труда………………………..13
1.1.5.Генри Форд – основные принципы организации производства…………………16
1.2.Административная или классическая школа………………………………………18
1.2.1.Основные положения концепции Файоля………………………………………..18
1.2.2. Принципы построения формальной организации Л.Урвика…………………….25
1.2.3. Принципы организации Дж.Муни и А.Рейли………………………………26
Школа человеческих отношений и поведенческих наук………………………..27
Школа человеческих отношений и бихевиоризм……………………………….27
М.П. Фоллетт: достижение научной психологии – основа школы человеческих отношений. …………………………………………………..29
Хоторнский эксперимент. Основные положения доктрины человеческих отношений…………………………………………………………………….30
Школа науки управления или количественная школа……………………….34
1.4.1 Процессный подход……………………………………………………………35
1.4.2 Ситуационный подход…………………………………………………………36
Глава 2 Современные теории управления…………………………………………..38
2.1 Теории мотивации………………………………………………………………..38
2.1.1 Иерархическая теория потребностей………………………………………….38
2.1.2 Теория приобретенных потребностей МакКлелланда……………………….39
2.1.3 Теория факторов Герцберга……………………………………………………40
2.1.4 Теория TRG Альдерфера……………………………………………………….41
2.1.5 Развитие теории лидерства Д.Макгрегора…………………………………..42
2.2 Краткий сравнительный анализ систем японского и российского
менеджмента…………………………………………………………………………45
2.2.1 Основные положения японского менеджмента……………………………..45
2.2.2 Основные положения российского менеджмента………………..…………48
2.2.3 Японская и российская модели принятия управленческих решений………50
Заключение……………………………………………………………………………53
Библиографический список………………………………………………………….54
Приложение А Иерархия потребностей по Маслоу………………………………..56
Приложение Б Модель Герцберга……………………………………………………57
Приложение В Соотношение потребностей по пирамиде Маслоу и теории Альдерфера……………………………………………………………………………58
Приложение Г Основополагающие принципы организации производства в рамках концепции японского менеджмента…………………………………………………59
Приложение Д Сравнительная характеристика моделей японского и российского менеджмента…………………………………………………………………………..60
6. Кравченко А.И. Управление
персоналом: история и современность
//Прикладная социология и
7. Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента».«Эконопресс».
8. Радушин А.А. «Основы менеджмента»М.:Центр.1998г.
9. Паркинсон С. и др. Искусство управления. – СПб.: Лениздат, 1992.
10. Галькевич Р.С. Набоков В.И. Основы менеджмента - М.: Юнити, 2003.
11. Горшкова А.А. Менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.
12. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: Инфра-М, 2001.
13. Уткин Э.А. История менеджмента. - М.: Норма-М, 2004.
14. Цыпкин Ю.А. ,Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. Цыпкина Ю. А.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
15. Вахрушев В., Принципы японского управления. - М: ФОЗБ ,1992.
16. Каору И. , Японские методы управления качеством. - М: Экономика,
1988.
17. Управление организацией под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. М.: ИНФРА – М, 2000
19. Менеджмент качества
как он есть/М.Г. Круглов, Г.М.
20.Современные теории управления: Теории менеджмента на пороге XXI века: Учеб. пособие/ Под ред. к.э.н., доц. В.Ю. Пашкуса. СПб.: Изд. Дом «Сентябрь», Изд. Дом «Бизнес-пресса»,2003. 272 с.
21. Валовой Д.В. История менеджмента: Учеб. М., 2000.
22. Бовыкин В. Новый менеджмент: Учеб. М., 1997.
23. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. СПб., ОЛБИС, 1998.
24. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М., Высш. школа, 2000.
25. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. 2-е издание. М., Интел-Синтез,1997.
26. Радыгин А., Сидоров И. Российская корпоративная экономика: сто лет одиночества // Вопросы экономики. 2000. № 5. С. 45 – 61.
27. Романовская К. Управление организацией/Российский экономический журнал 1999.№3
28. В. Мазинг Улучшать качество, не урезая нужные расходы/ Методы менеджмента качества 2002. №10
30. Абгарян Д.В. Системы управления взаимодействием с клиентом/ Наука и промышленность России 2002. №8
31. Лапидус В.А. Может ли концепция всеобщего качества стать национальной волевой идеей России/ Методы менеджмента качества, 2000.№1
32Михайлова М.Р. Бенчмаркинг – универсальный инструмент управления качеством/ Методы менеджмента качества 2003 №5 С18-19
33. Херри М. Шесть сигм/ Методы менеджмента качества2000№6 С8-9
34Фомин В.Н.,Левшов В.Е. Совершенствование систем качества/ Методы менеджмента качества2003№8
35. Кондриков В.А. Количественная оценка результативности СМК/ Методы менеджмента качества 2006 №13
Приложение А
Таблица 1.
Приложение Б
Таблица 2
Приложение В
Рисунок 1
Соотношение потребностей по пирамиде Маслоу и теории Альдерфера.
Приложение Г
Таблица 3
Основополагающие принципы организации производства в рамках концепции японского менеджмента.
ПриложениеД
Таблица 4
Сравнительная характеристика
моделей японского и
Объект сравнения |
Япония |
Россия |
Характер решений |
Коллективный |
Индивидуальный |
Преобладающие цели |
Стратегические |
Тактические |
Разграничение обязанностей и полномочий |
Расплывчатое |
Четкое |
Специализация работников |
Широкая |
Узкая |
Ответственность |
Коллективная |
Коллективная |
Приверженность работника |
К фирме |
К профессии |
Оценка и карьерный рост |
Медленный |
Медленный |
Направленность руководства |
На коллектив |
На коллектив |
Идеал менеджера |
Координатор-мозговой центр |
Лидер –с-сильная личность |
Отношение к подчиненным |
Неформальное |
Формальное |
обусловленность карьеры |
Возраст, стаж, коллективные достижения |
Возраст, стаж, коллективные достижения |
Структура управления |
гибкая |
Жесткая |
Оплата труда |
По коллективным результатам, от возраста и стажа |
По коллективным результатам |
1 История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ И.И.Семенова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-29с
2 История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ И.И.Семенова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-33с
3 История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ И.И.Семенова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-37с.
4 Современные теории управления: Теория менеджмента на пороге ХХI века: Учебное пособие/ под ред. к.э.н., доц. В.Ю. Пашука. СПб.: Изд. Дом «Сентябрь», Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2003. -191с.
5 История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ И.И.Семенова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-89с.
6 Современные теории управления: Теория менеджмента на пороге ХХI века: Учебное пособие/ под ред. к.э.н., доц. В.Ю. Пашука. СПб.: Изд. Дом «Сентябрь», Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2003.-39с.