Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:04, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение главных вопросов экономики для разных экономических систем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть главные вопросы экономики;
-изучить особенности функционирования рыночной экономики свободной конкуренции (чистый капитализм);
-раскрыть особенности современной рыночной экономики (современный капитализм);
-рассмотреть традиционную и административно-командную экономическую систему;
-рассмотреть модели в рамках экономических систем.
Введение 3
1. Главные вопросы экономики 5
2. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) 10
3. Современная рыночная экономика (современный капитализм) 11
4. Традиционная и административно-командная экономическая система 14
5. Модели в рамках систем 17
Заключение 20
Список использованных источников 22
Человечество в своем
развитии использовало и использует
различные экономические
Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм и конкретные экономические связи между субъектами экономики.
В последние полтора-два
столетия в мире действовали различные
типы экономических систем. Они различаются
по способу координации
В слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на обычаях, экономические системы.
Административно-командная, централизованно-плановая экономика - это такая форма общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного разделения труда, специализации производителя, многообразия экономических структур осуществляется сознательное жесткое регулирование развития экономики как органического целого из единого центра. Из-за этого прогресс общества тормозится.
Рыночное хозяйство - это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребителя посредством рынка. В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: что? как? и для кого? - определяет рынок.
Целью написания данной работы является изучение главных вопросов экономики для разных экономических систем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В данной работе предпринята попытка выделить главные вопросы экономики, основные типы экономических систем и дать им подробное описание и сравнительную характеристику каждого типа.
рыночная экономика конкуренция капитализм
Экономика – это хозяйство, совокупность всех процессов, используемых человеком для обеспечения жизни и удовлетворения своих потребностей. Человек создает необходимые себе блага, условия и средства к существованию применяя собственный труд.
Исследование экономики сводится к простому факту: недостаточно всего того, что вокруг. Неспособные иметь все, что мы хотим, мы должны выбирать из числа альтернатив так, чтобы получить наибольшее из наших ресурсов. То, что является верным для людей, также верно для общества в целом. Общество должно пробовать ассигновать (распределять) свои ресурсы таким способом, чтобы получить наибольшее количество денег. По пути, общество должно ответить на некоторые фундаментальные экономические вопросы. Это:
Какие товары и услуги должны быть произведены?
Как они должны быть произведены?
Кто должен получить произведенные товары и услуги?
Какие товары и услуги должны быть произведены?
Когда ресурсы общества полностью использованы, производство в одной области может быть увеличено только, уменьшая производство в другом. Следовательно, что является верным для общества, также относится и к фирмам. Если торговый центр основан на том месте, где были однажды сельхозугодия, та земля больше не может использоваться, чтобы вырастить пищу. Рабочие, строящие спортивную площадку не могут быть наняты в то же самое время строить больницу. Машины, необходимые для производства 100 четырехдверных седанов, и 100 машин с откидным верхом могут произвести больше седанов только в том случае, если уменьшить производство машин с откидным верхом. Заключительным результатом было бы больше построенных седанов, но меньше машин с откидным верхом. Неспособные иметь все, люди и учреждения должны выбрать между теми товарами и услугами, которые они купят или произведут и те, от которых они воздержатся [4, c.34].
Анализируя, как люди делают свой выбор, экономисты говорят об обменах, альтернативных издержках, и маржинализме.
Обмены и Альтернативные издержки. Экономические решения (решения купить, произвести и вложить капитал) включают в себя обмены. Обмены имеют место, когда одна вещь оставлена, чтобы получить что - то еще. Ответ на каждый из следующих вопросов включает в себя обмены:
"Я должен купить яблочный пирог или ватрушку? "
"Город должен преобразовать
эту землю в место для стоянки
автомобилей или детскую
"Мы должны применить
этот капитал к рекламированию
газеты и журнала или
Экономисты обращаются к обмену одного товара или услуги на другой который стоит выбора. Если Вы хотите играть в баскетбол летним днем вместо плавания, даже если стоимость одной вашей игры в баскетбол является стоимостью дня плавания. Точно так же стоимость построения торгового центра - то, что много акров сельхозугодий потеряны.
Маржинализм. Другое объяснение
экономических выборов
Как товары и услуги должны быть произведены?
Есть много способов сделать автомобиль, построить школу, или добыть ископаемые. В создании чего-то, управление может объединить факторы производства разными способами. В производстве автомобилей, например, управление решает, использовать ли 100 рабочих, использующих существующие машины или вводить экономящие труд машины, которые требуют только 40 рабочих. В этом примере, оценивает управление, насколько новое оборудование уменьшило бы затраты и улучшило бы продукцию.
В рассмотрении строительства новой школы, градостроители определяют, хотят ли они протяженную одноэтажную школу, которая требует трех акров земли или многоэтажное здание, которое требует меньше чем один акр земли, но увеличит стоимость конструирования школы.
В добыче руды, решают добывающие компании, какая горнопромышленная техника приводит к наименее ненужной и наименьшей стоимости операции для данной продукции.
В каждом из этих примеров, управление решает, как объединить факторы производства наиболее эффективно. В первом примере, управление рассматривает соединение рабочей силы и капитала. Во втором примере, это рассматривает землю так же как рабочую силу и капитал. Третий пример вовлекает рассмотрение различных методов объединяющих землю и капитал.
Как товары произведены,
часто затрагивает все
Кто должен получить произведенные товары и услуги?
Так как не возможно произвести достаточно всего, чтобы удовлетворить каждого, мы могли бы спросить: Кто должен получить произведенные товары и услуги? "
Каждый должен иметь равную долю? Или некоторым людям нужно разрешить иметь больше чем другим? Товары и услуги нужно предоставить согласно вкладам людей в общество? Или мы должны разделить товары и услуги согласно потребности? Если людям нужно заплатить в соответствии с их вкладами или потребностями, как эти факторы должны быть измерены? Кто сделал измерение?
В Соединенных Штатах, доход нейрохирурга может быть в десять раз больше чем доход школьного учителя. В Великобритании, нейрохирург может заработать только в четыре раза больше школьного учителя. В Китае, различие может быть меньше чем в два раза [5, c.53].
Среди самых богатых людей в Соединенных Штатах - наиболее успешные профессиональные атлеты. Во многих других странах, однако, профессиональные атлеты могут едва заработать на проживание. Соединенные Штаты отвечают на вопрос, ”КТО должен получить товары и услуги, произведенные экономикой? ” одним способом; Великобритания отвечает на это другим; Китай иначе. Мы будем изучать больше вопрос "КТО" в нашей следующей главе, "Экономическая Система Соединенных Штатов". Для полного обсуждения относительно того, как заработная плата определена в Соединенных Штатах, см. Главу 8,"Рабочая сила в нашей экономике"
Экономические системы: ответ общества на вопросы что, как и кто.
Дефицит - экономический факт жизни. Человек хочет, больше, чем ресурсы могли бы удовлетворить.
В создании их выборов, общества должны ответить на три вопроса: КАКИЕ товары и услуги должны быть произведены? КАК они должны быть произведены? КТО должен получить товары и услуги, которые произведены?
Путь, по которому общество отвечает на вопросы ЧТО, КАК и КТО подвергается сомнению, определяет его экономическую систему. Экономические системы часто классифицируются как традиционные, команда, или рыночная экономика.
В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением.
Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.
В то же время в экономических
системах есть также элементы, которые
отличают их друг от друга; ими являются
социально-экономические
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм), а также две нерыночные системы — традиционная и административно-командная. Кроме того, переход бывших социалистических стран — России, других стран — членов СНГ, стран Центральной и Восточной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама — к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа.
В рамках той или иной
экономической системы
Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX — первых десятилетиях ХХ в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему.
Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара [2, c.46].
Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу. Каков механизм решения ключевых экономических задач в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, прежде всего через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей.
Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.