Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:30, дипломная работа
В данной работе была поставлена следующая цель: проанализировать сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса на примере конкретного предприятия.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
Проанализировать сущность коммуникаций в организации,
Исследовать элементы и этапы коммуникационного процесса на АО «Сигма», применяя метод анкетирования,
Выявить недостатки организационных коммуникаций на АО «СИГМА»,
Предложить мероприятия по совершенствованию коммуникационных процессов на АО «СИГМА».
Введение …………………………………………………………………....3
Глава I. Коммуникации в системе управления. ………………………….6
1.1.Сущность и виды коммуникаций. ……………………………………6
1.2.Элементы и этапы коммуникационного процесса. …………………10
1.3.Межличностные и организационные коммуникации……………….16
1.4. Роль информационных технологий в совершенствовании
коммуникационного процесса………………………………………..21
1.5. Работа с информацией, содержащей коммерческую тайну………..27
Глава II. Анализ коммуникационного процесса и пути
его совершенствования. ……………………………………………30
2. 1. Краткая характеристика и анализ технико-экономических
показателей деятельности АО «СИГМА»…………………………30
2.2. Анализ организационных коммуникаций на АО «СИГМА»……....43
2.3 Анализ информационного обеспечения системы управления………46
2.4. Совершенствование коммуникационного процесса в
современных организациях………………………………………….51
2.5. Расчет экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию коммуникационных процессов на АО «СИГМА»..55
Заключение …………………………………………………………………..64
Библиографический список литературы. ……………………………….…68
Приложения. …………………………………………………………………70
З - сумма средства, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда.
Особенность этого метода расчета в отличие от рассмотренного выше заключается в том, что каждая составляющая экономии – это эффект не от одного, а от многих мероприятий по НОУТ. Так, экономия за счёт высвобождения численности может быть достигнута благодаря совершенствованию разделения труда, рационализации методов выполнения работ, использованию новой вычислительной техники и др. Изменение должностной структуры, а следовательно, и экономия могут возникнуть за счёт совершенствования квалификационного разделения труда, внедрения новых технических средств обработки информации, внедрения новых видов оборудования /копировальные машины, оборудование для обработки корреспонденции и др./.
Для расчёта экономии, достигаемой за счёт высвобождения численности, ЭВ пользуется формулой :
n
ЭВ=∑Niвысв*ЗΠ,
1
n
где ∑Niвысв –численность высвобождаемых ратников /чел/;
1
ЗΠ -среднегодовая заработная плата одного работника с
Начислениями /леи/;
Экономия, достигнутая за счёт изменения должностного состава
ЭДС рассчитывается следующим образом :
ЭДС = ФЗ.Д.- ФЗ.П. ,
Где ФЗ.Д.и ФЗ.П -соответственно годовой фонд заработной платы /с
начислениями/ до и после пересмотра должностной
структуры /леи/.
Здесь следует внести уточнение. Если в подразделении /отделе службе/, по которой ведется расчёт, проведены мероприятия, обеспечивающие одновременно и высвобождение численности и совершенствование должностной структуры, во избежание повторного счёта рассчитывается только ЭДС . Экономия за счёт высвобождения численности ЭВ рассчитывается только для тех служб, в которых совершенствования организации труда не затрагивает должностную структуру . Можно рассчитывать ЭВ и ЭДС в любом случае, но тогда ЭДС определяется только по оставшимся работникам после высвобождения численности.
Расчёт экономии благодаря лучшему использованию оргтехники, среств механизации и экономии материалов производителя по формуле:
ЭТ =∑ С - ∑С1
1 1
где П
∑С -стоимость технических и канцелярских принадлежностей до
1 проведения мероприятий по их более рациональному
использованию или изменению их числа /количества/, леев.
∑С1 - то же, после осуществления мероприятий по более
1 рациональному их использованию ,леи. /в сравнимых ценах.
Затраты на осуществление мероприятий НОУТ в расчёте на год /З/ включают : затраты на механизацию труда /3М/, затраты на стимулирование работников /3С/, затраты на проведение исследований и прочие затраты /ЗП/.
Рассмотренный метод расчёта экономической эффективности достаточно прост в применении, основан на использовании имеющейся на предприятиях /в организациях/ информации и не требует проведения дополнительных исследований. Тем не менее иногда возникает необходимость в проведении дополнительных расчётов.
Дело в том, что по этому методу рассчитывается лишь экономия, достигаемая в сфере управления. Между тем экономическая эффективность от совершенствования организации управленческого труда образуется не только в сфере управления, но и в сфере производства. Внедрение ряда мероприятии по НОУТ, даже не приводя к экономии управленческого труда, позволяет улучшить работу производственных участков и тем самым добиться экономии живого и овеществленного труда непосредственно в производстве /уменьшения численности рабочих, роста производительности труда, экономии материалов /, а следовательно, и снижения себестоимость продукции. Поэтому в тех случаях, когда есть возможность определить влияние отдельных мероприятий на себестоимость, экономия в производстве ЭПР может быть подсчитана по следующей формуле:
n i i
Э = ∑ (С1 – С2 ) * В i
1
где С1 и С2 - себестоимость единицы продукции соответственно до и после
внедрения мероприятий НОТ;
В I - годовой выпуск данного вида продукции /в натуральных
единицах/ после внедрения мероприятия.
Рабочие места служащих оснащены письменными столами и стульями устаревшей конструкции и недостаточным набором средств оргтехники. Совершенствование организации их труда предполагает оснащение 20 рабочих мест столами специальной конструкции, оборудованных ящиками разной емкости и соответствующих характеру располагаемых в них документов. Это позволяет упростить и ускорить поиск нужных документов. Одновременно увеличивается набор средств малой оргтехники, упрощающей обработку корреспонденции и скрепление документов. Приведем данные затрат времени и средств:
1. Затраты на внедрение ЗеД лей
2. Затраты времени/годовые/,ч:
а. на поиск документов:
до внедрения мероприятии Т1
после внедрении Т2
б.на обработку корреспонденции и документов.
до внедрения мероприятии Т3
после внедрении Т4
3. Среднечасовая заработная плата работников
ЗП лей
4.Отчисление на соцстрах, пенсионный
фонд и другие %
5.Амортизационные отчисления, % 7
6.Затраты на текущий ремонт
Расчеты:
экономия рабочего времени /ч/
/220+60/*20-/100+20/*20=3200;
относительная экономия фонда заработной платы
3200*8.4=26880
экономия по отчислениям
26880*0.39=10483.2
увеличение амортизационных отчислении
40000*0.07 =2800
экономическая эффектность
Эг = 26880 + 10483.2-2800- /0.15*40000/-2000=26363.2
Предлагаемые мероприятия и планируемый эффект от их внедрения. Таблица №8
Планированируеммые мероприятия |
Планируемый эффект от внедрения |
1. реализация мероприятий по НОТ / научной организации труда/ мест современными средствами оргтехники. | Затраты 40000 леев. Затраты (чел. /час) на: а/ поиск документов. -до внедрения –200, -после внедрения –100. б/ на обработку корреспонденции и документов. -до внедрения –60, -после внедрения –20. Суммарная экономия рабочего времени, ч.-3200. Относительная экономия /ФЗП/, леев -26880. Экономическая эффективность, леев -26363,2 |
2. Совершенствование организационной структуры управления. отделение производственной функций, уточнение функций зам. Ген. Директора по перспективному развитию. создание специального подразделения, обработки входящей информации. | -перевод конструкторского бюро в отдел новой техники и технологий. -регулирования информационных потоков. -эффективное перераспределение поступающей информации. -исключение отвлечение работников от выполнения функциональных обязанностей. |
3.Подключение к сети «Интернет» |
-более глубокое решение производственных проблем -совершенствование методов перспективного развития.
|
В условиях стремительного развития техники и технологии производства, динамичных изменений потребительских свойств продуктов и услуг, беспрецедентного роста коммуникаций и взаимозависимостей в управлении принципиальную важность приобретает стремление к организационным переменам и инновациям как к возможности препятствовать застою и обеспечивать эффективное использование всех имеющихся ресурсов. Главным источником всех этих возможностей становятся управление, деятельность, компетентность и предприимчивость руководителей, их умение эффективного использования коммуникационными средствами для достижения поставленных задач.
Аппарат управления - это "фабрика информации", с выходом продукции двух типов:
-информации /данные, документы, устная информация/;
-решений /краткосрочных и долгосрочных/.
К звеньям аппарата, производящим продукцию перового типа /информацию/, относятся:
-подразделения, которые занимаются подготовкой технических Инструкций;
-бухгалтерия и финансовые подразделения;
-подразделения, подготавливающие информацию для общественности.
К звеньям аппарата, основной продукцией которых является производство решений, относятся:
-подразделения по управлению продажами;
-аппарат высшего руководства.
Звенья аппарата, производящие продукцию и того, и другого типа.
включают:
-технические подразделения;
-офисы, занимающиеся кадровыми вопросами;
-маркетинговые подразделения.
Современный уровень анализа организационной эффективности предусматривает учёт фактора времени, когда организация рассматривается как элемент большей системы /внешней среды/. Вo временном отрезке организация понимает, перерабатывает и возвращает ресурсы большей системе. И соответственно окончательная проверка организационной эффективности состоит в том, может ли организация поддерживать себя во внешней среде. Поэтому выживание является предельной или долгосрочной мерой организационной эффективности. В нашем случае производство отражает способность организации выпускать такое количество продукции и такого качества, которое требует потребительский рынок.
Значение коммуникаций трудно переоценить, они важны для руководителей по следующим причинам:
1/ руководители тратят большую часть времени на коммуникации.
Согласно данным многих экспертов, на это уходит 75-95% времени руководителей. Поэтому они должны быть заинтересованы в улучшении
данного вида деятельности;
2/ Коммуникации необходимы для эффективности управления;
3/ Коммуникации необходимы для Утверждения авторитета и выражения воли руководителя;
4/ Хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в
области коммуникаций, она эффективна и во всех других видах деятельности.
Принято различать четыре основные функции коммуникативности в группе или организации в целом: контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача информации. С помощью коммуникативности
осуществляется контроль поведения членов группы. В организациях существует иерархия и формальная соподчинённость, которой работники должны придерживаться. Когда работника, например, просят
привести свои действия в соответствие со стратегией компании, коммуникативность выполняет контролирующие функции. В то же время она усиливает мотивацию, доводя до работников информацию о том, что должно быть сделано, как улучшить работу, и т.д.
Для большинства людей их работа является первичным источником
социального взаимодействия. Коммуникативность, которая осуществля-
ется в группе является механизмом, с помощью которого члены группы выражают свое отношение к происходящему. Тем самым коммуника-
тивность способствует эмоциональному выражению работников и
позволяет реализовывать социальные потребности. большое значение
имеет и функция коммуникативности, которая связана с её ролью
в процессе принятия решений. Она позволяет предоставлять данные,
которые необходимы индивидуумам и группам для принятия решений,
посредством передачи информации для идентификации и оценки
альтернативных решений.
Существует ряд подходов к группировке средств коммуникации. Нужно различать коммуникации: 1/несловесные персональные;
2/словесные устные; 3/письменные персональные; 4/ письменные
групповые внутри организации и за её пределами. На современный
подход к коммуникациям в большой степени повлияло развитие
кибернетики. Руководитель устанавливает критерии для подчинённых,
контролирует результаты действий подчинённых и осуществляет
их корректировку. Процесс обратной связи является важным этапом
коммуникации и принятия решений.
Для руководителя организации любого типа важен каждый из
элементов процесса коммуникации. Многие практики и теоретики
управления считают, что формы, в которых осуществляются коммуникации, зависят от того, что известно о получателе /получателях/
информации. Это означает, что руководитель должен ориентироваться на получателя информации, а не на её источник. Когда руководитель является источником информации, он должен быть уверен не
только в том, что говорит на одном языке с получателем информации, но и что его оценка ситуации не противоречит оценке получателя. то есть важно, чтобы руководитель правильно оценивал процесс расшифровки и получения информации, а так же значение обратной связи.