Конфликты в организации на примере МУП "Фармация"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:51, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение конфликта в организации, как сложного социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношениях между людьми, затрудняющего управление персоналом, а значит, и управле.
Для достижения цели диплома необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы конфликта в организации и управления им;
- провести анализ структуры системы управления конфликтами в организации (на примере МУП «Фармация»);
- предложить меры по совершенствованию системы управления конфликтами в организации.
Предмет исследования – система управления конфликтами в организации на примере МУП «Фармация».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы исследования системы управления конфликтами в организации………………………………………………………………….......6
1.1. Сущность конфликтов в организации. Типы, причины конфликтов…………………………………………………………………..6
1.2. Конфликт как процесс………………………………………………..13
1.3. Система управления конфликтами в организации………………..20
1.4. Трудовые конфликты в организации и пути их урегулирования…23
2. Анализ структуры системы управления конфликтами в организации…27
2.1. Общая характеристика организации………………………………...27
2.2. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности и конфликты в организации……………………………………………………..30
2.3. Организационная структура управления организации и управление конфликтами…………………………………………………………………….36
2.4. Анализ социально-психологических методов управления конфликтами в организации…………………………………………………..43
2.5. Анализ средств разрешения конфликтов в МУП «Фармация»…47
3. Совершенствование системы управления конфликтами в организации….50
3.1. Совершенствование системы управления конфликтами в МУП «Фармация»…………………………………………………………………….50
3.2. Формирование миссии, стратегических целей и совершенствование системы управления конфликтами в МУП «Фармация»……………………...55
3.3. Совершенствование социально-психологических методов управления конфликтами……………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………………61
Список используемых источников и литературы……………………………..66

Работа состоит из  1 файл

Диплом Сидорова.doc

— 350.00 Кб (Скачать документ)

Если ничего этого не происходит, противостояние затягивается, и начинают работать психологические механизмы, превращающие такой конфликт в субъективный, бороться с которым гораздо сложнее.

       Результатом завершения конфликта могут быть:

1) перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности и т. п.);

2) распад или обновление коллектива;

3) кадровые перестановки;

4) поиск «козла отпущения» (одного или нескольких человек, на кого можно свалить вину за все проблемы и уволить, успокоив или запугав тем самым остальных).

Окончательное разрешение конфликта нацеливает стороны на прекращение противоборства, совместный поиск и устранение его причин. Условиями ее применения являются:

— наличие общей цели;

— отношение к конфликту как к нормальному явлению, которое, однако, необходимо как можно скорее изжить;

— своевременный и точный диагноз проблемы;

— признание равноправия, законности интересов и точек зрения сторон.

Такая стратегия выгодна всем. Но чаще конфликты не «саморазрешаются», и если их игнорировать, то разрастаются и могут разрушить организацию. Поэтому руководителям приходится брать ситуацию в свои руки, разрабатывать и реализовывать варианты управления ими.

Стратегия предупреждения конфликта представляет собой совокупность мероприятий в основном организационного и разъяснительного характера.

Речь может идти об улучшении условий труда, справедливом распределении ресурсов, вознаграждения, изменении структуры организации, системы управления ею, введении дополнительных интеграционных и координационных механизмов, обеспечении строгого соблюдения правил внутренней жизни, традиций, норм поведения, служебной этики.

Стратегия преодоления конфликта направлена на то, чтобы заставить или убедить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия и, начав переговоры между собой, найти приемлемое решение, которое не только исключает чье-то поражение, но и указывает направление мобилизации социальной энергии. [82, с.305-319]

Реализуя стратегию преодоления, руководитель овладевает обстановкой, показывает невозможность добиться путем конфликта желаемых целей, выясняет причины его возникновения, границы, позиции сторон (то, на чем они настаивают), интересы (чего стороны хотят добиться в итоге), общее в них и вместе с участниками пытается найти выход из сложившегося положения, хотя бы на основе компромисса.

Если стороны не желают следовать разумным доводам, руководитель применяет административные меры.

Оптимальным способом разрешения внутриорганизационного конфликта являются переговоры. Их сторонами могут быть: администрация, профсоюзная организация, представители трудового коллектива и прочие.

Объектом переговоров обычно становится предмет конфликта. В результате переговоров стороны могут прояснить его, убедиться в его иллюзорности, но могут и запутать.

Основной функцией переговоров является поиск и принятие решения, устраивающего в той или иной степени всех участников и позволяющего оптимизировать конечный результат.[12]

В зависимости от истинной цели переговоров достигнутое решение бывает:

• конструктивным, влекущим за собой изменение ситуации к лучшему;

• деструктивным, еще более ее ухудшающим;

• пропагандистским, много обещающим, но не содержащим конкретных обязательств;

• камуфлирующим, призванным скрыть истинные намерения сторон;

• умиротворяющим, в задачу которого входит усыпление бдительности заинтересованных лиц.

Второй важнейшей функцией переговоров является информационная, состоящая в том, что участники обмениваются мнениями без принятия какого-то конкретного решения.

Существуют две основные разновидности переговоров: позиционные и рациональные.

Предметом первых являются позиции сторон, т. е. субъективные взгляды на решение проблем, которые могут быть как истинными, исходящими из реальных интересов, так и ложными, имеющими в основе амбиции и непонимание.

Позиционные переговоры могут протекать в двух формах — мягкой и жесткой.

Суть первой состоит в том, что стороны готовы ради достижения соглашения и сохранения хороших отношений идти на бесконечные уступки друг другу. Это, в конце концов, приводит к принятию неэффективного для них решения.

Суть жестких переговоров — настаивание любой ценой на своей, крайней позиции, большей частью игнорирующей интересы другой стороны, и поэтому позиционные переговоры крайне неэффективны.

 

1.3.   Система управления конфликтами в организации

 

Конфликт - это несогласие сторон, которые могут быть представлены индивидами и (или) группами людей.

В процессе конфликта одна сторона пытается отстаивать свою точку зрения, свои позиции и мешает это делать другой стороне.

В развитии отношения к конфликтам можно выделить три этапа.

1. Существование конфликтов. Общая оценка конфликта как исключительно негативного явления, крайне нежелательного в организации. В хорошей организации конфликтов не должно быть. Отсутствие конфликтов - один из критериев оценки качества организации.

2. Возможность устранения конфликтов. На этом этапе признавалось, что конфликты в организации неизбежны, так как имеют объективные причины. Невозможно раз и навсегда устранить все конфликты. Однако возможно и необходимо стремиться к устранению или ослаблению разрушительных последствий конфликта.

3. Анализ качества и последствий конфликта. Принципиально новой здесь является оценка конфликта, который не обязательно является негативным явлением. Бесконфликтное развитие не только невозможно, но и нежелательно, так как не позволяет выявить и использовать все возможности организации.

Важными характеристиками конфликтов являются их субъекты, причины, объекты, уровни сторон конфликта, а также характер последствий конфликтов. Схема основных характеристик конфликтов приведена на рис. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Классификация конфликтов

 

Наиболее масштабными являются внутриорганизационные конфликты. Их частным случаем может стать конфликт, где стороны представлены двумя группами данной организации.

По характеру последствий конфликта, его воздействию на эффективность деятельности организации различают функциональные (конструктивные) и дисфункциональные последствия.

Функциональными являются последствия разрешения конфликта, приводящие к повышению эффективности деятельности организации.

Дисфункциональные последствия конфликта оказывают негативное (дис­функциональное) воздействие на организацию. Такие последствия могут выражаться в снижении степени удовлетворенности работой, ухудшении отношений внутри групп и между группами.

 

Таблица 1 -   Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов

 

Функциональные

Дисфункциональные

Нахождение более эффективного способа решения проблемы.

 

Обеспечение причастности работников к принятию решения.

 

Облегчение реализации совместно принятого решения.

 

Активизация индивидуального участия и повышение качества решений в будущем.

 

Приоритет сотрудничеству, а не индивидуализму.

Неудовлетворенность работой.

 

Поляризация целей: оценка своих целей, как позитивных, а целей другой стороны - как негативных.

 

Уменьшение степени сотрудничества в группе и между группами.

 

Усиление необоснованной конкуренции между группами.

 

Приоритет – «победе» в конфликте, а не достижению целей организации.

 

1.4.   Трудовые конфликты в организации и пути их урегулирования

 

   В условиях перехода к рынку, которое все еще характерно для российской действительности, усиления влияния на развитие экономических процессов внутри страны глобальных факторов, (например, глобального мирового финансового кризиса), значение приобретают трудовые конфликты, как разновидность социального конфликта.

Трудовые конфликты - это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты). [85, с. 165]

Трудовой конфликт в организации рассматривается как:

1) прямой вызов внутреннему порядку и стабильности трудового коллектива;

2) способ регулирования взаимоотношений, налаживания оптимального порядка в организации производства и трудовых отношениях;

3) необходимый этап в развитии трудового коллектива.

В нашей стране значимость трудового конфликта сегодня резко увеличивается. Происходит не только становление рыночной экономики, но и существенная трансформация социально-трудовых отношений. С отказом государства от своего монопольного положения в отношениях собственности и в сфере управления трудом и производством произошла ощутимая поляризация участников трудовых отношений на собственников-работодателей и наемных работников - собственников своей рабочей силы. Они имеют во многом не совпадающие, а подчас и противоречивые интересы, что нередко приводит к трудовым конфликтам (спорам) между ними.

Другая особенность социально-трудовых отношений в современной России в том, что они основаны не только на действующем трудовом законодательстве [2], но и на нормативных актах локального значения, таких, как трудовой договор (контракт) и коллективный договор [44], заключаемых субъектами этих отношений.

Обязательства, взятые на себя сторонами, участвующими в заключении договоров, должны выполняться всеми без исключения в полном объеме. Невыполнение или нарушение этих обязательств создает в организации конфликтную ситуацию, переходящую, как правило, в трудовой конфликт.

В зависимости от того, кто участвует в этом противостоянии и противоборстве, трудовые конфликты делятся на:

-    индивидуальные;

-   коллективные.

В индивидуальном трудовом конфликте участвуют, с одной стороны, конкретный наемный работник, а с другой - работодатель. [85, с. 167]

В коллективном трудовом конфликте участниками выступает коллектив наемных работников и противостоящий ему работодатель (в лице представительных органов этой структуры).

Предметом индивидуального трудового конфликта являются индивидуальное право на труд и соответствующие условия его реализации, которыми обладает конкретная личность в сфере трудовых отношений. Наличие отношений по поводу труда и его реализации и тесно связанных с ними правовых отношений является определяющим фактором констатации индивидуального трудового конфликта. Индивидуальные трудовые конфликты возникают, прежде всего, в связи с такими обстоятельствами, как:

- перевод работника на другую работу без его согласия;

- увольнение работника с постоянной работы без его согласия;

- задержка или невыплата заработной платы;

- непредставление отпуска или сокращение его срока;

- наложение дисциплинарного взыскания;

- привлечение к сверхурочным работам;

- работа в выходные (праздничные) дни;

- невозмещение материального ущерба работником и т.д.

Любой индивидуальный трудовой конфликт имеет свое начало. Юридические действия, т.е. появление приказа администрации предприятия, ущемляющего интересы и права работника, или поступок (действие) работника, наносящий ущерб интересам работодателя, создает лишь конфликтную ситуацию. Это еще не трудовой конфликт. Для того чтобы он возник (начался), необходимы контрдействия другой стороны (работника), направленные на защиту своих прав и интересов. Таким контрдействием считается обращение работника в комиссию по трудовым спорам, которая избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации.

Коллективные трудовые конфликты более разрушительны для организации, если они происходят без регулирующего воздействия. [85, с.169]

Конституция РФ закрепила право работников не только на индивидуальные, но и на коллективные трудовые споры. Под коллективным трудовым конфликтом (спором) понимаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Не всякое разногласие по установлению или выполнению условий коллективного договора следует оценивать как коллективный трудовой конфликт (спор), поскольку возникшие разногласия могут быть преодолены сторонами-участниками сложившихся трудовых отношений. Если же эти разногласия становятся неурегулированными, то это свидетельствует о возникшем коллективном трудовом конфликте.

Конфликты подобного рода возникают в силу противостояния, скалывающегося между работниками и работодателями, но взаимодействие в ходе конфликта осуществляется представителями той и другой стороны.

Информация о работе Конфликты в организации на примере МУП "Фармация"