Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение конфликта в организации, как сложного социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношениях между людьми, затрудняющего управление персоналом, а значит, и управле.
Для достижения цели диплома необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы конфликта в организации и управления им;
- провести анализ структуры системы управления конфликтами в организации (на примере МУП «Фармация»);
- предложить меры по совершенствованию системы управления конфликтами в организации.
Предмет исследования – система управления конфликтами в организации на примере МУП «Фармация».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы исследования системы управления конфликтами в организации………………………………………………………………….......6
1.1. Сущность конфликтов в организации. Типы, причины конфликтов…………………………………………………………………..6
1.2. Конфликт как процесс………………………………………………..13
1.3. Система управления конфликтами в организации………………..20
1.4. Трудовые конфликты в организации и пути их урегулирования…23
2. Анализ структуры системы управления конфликтами в организации…27
2.1. Общая характеристика организации………………………………...27
2.2. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности и конфликты в организации……………………………………………………..30
2.3. Организационная структура управления организации и управление конфликтами…………………………………………………………………….36
2.4. Анализ социально-психологических методов управления конфликтами в организации…………………………………………………..43
2.5. Анализ средств разрешения конфликтов в МУП «Фармация»…47
3. Совершенствование системы управления конфликтами в организации….50
3.1. Совершенствование системы управления конфликтами в МУП «Фармация»…………………………………………………………………….50
3.2. Формирование миссии, стратегических целей и совершенствование системы управления конфликтами в МУП «Фармация»……………………...55
3.3. Совершенствование социально-психологических методов управления конфликтами……………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………………61
Список используемых источников и литературы……………………………..66
Однако, если сам человек не имеет достаточной мотивации, организация может попытаться удержать его и добиться его адаптации к сложившимся условиям. Это связано с тем, что, оставаясь, какое-то время в организации, даже вопреки желанию, при соответствующем общении, человек постепенно адаптируется и становится «нормальным» членом организации.
Приемы, которые используются для удержания сотрудника в организации:
• высокая зарплата;
• долгосрочная материальная поддержка, выходящая за рамки зарплаты;
• обещания в будущем продвижении по службе;
• обучение и развитие за счет организации;
• предоставление дополнительных социальных благ.
Для того, чтобы сотрудник остался в коллективе, требуется создать ему благоприятную профессиональную атмосферу, т.е. обеспечить профессиональную адаптацию.
Также необходимо стараться избегать создания ситуаций, «гасящих» профессиональную мотивацию. Наиболее часто это выражается в следующих двух факторах:
• недогрузка на работе, постановка упрощенных и легких заданий;
• постановка очень сложных задач и большой объем работы.
Если организация сумеет выстроить свои взаимоотношения по описанным канонам, то у сотрудника возникают следующие качества, которые, несомненно, повышают его лояльность и приверженность к организации:
• повышенный интерес к организации;
• удовлетворение от получения необычного для него результата;
• сомнение по поводу абсолютной правильности предыдущего опыта и предыдущих знаний.
На данный момент организация имеет план своего развития. В реализации плана помогает слаженность коллектива, и вера в то, что все получится. Муниципальная аптека «Фармация» старается держаться на плаву, выполнило большой объем работы капитального ремонта в аптечных киосках, центральном офисе. Поддерживается необходимый ассортимент лекарственных и нелекарственных товаров.
Заключение
Специфика общественных конфликтов связана с оперированием большими объемами информации, знаний о людях. Даже те конфликты, которые на первый взгляд связаны только с материальными причинами, в действительности имеют много других аспектов, будучи связаны также и с утверждением статуса, роли, престижа и т.п.
Этим определяется сложный характер мотивов, вызывающих конфликт, наличие в них не только явных, но и скрытых моментов. Ключ к природе любой ситуации как раз и находится в самосознании сторон, будь то отдельные личности или социальные организации.
Тем не менее, существует единый, универсальный источник конфликта. Им является несовместимость потребностей сторон при ограниченных возможностях их удовлетворения.
Современная конфликтология выделяет здесь следующие объективные причины конфликта:
• ограниченность ресурсов, подлежащих распределению,
• взаимозависимость ответственности и заданий;
• несогласованность целей разных групп работников;
• плохие коммуникации;
• нечеткое распределение прав и обязанностей;
• некомпетентность, несоответствие занимаемой должности;
• чрезмерная загруженность сотрудников, превышающая личные возможности;
• неблагоприятный стиль руководства;
• плохие условия труда;
• инновации, нововведения на производстве;
• недостаточная разработанность правовых норм и процедур;
• слабая разработанность этических нормативов и отсутствие комитетов или комиссий по этике.
Как видим, только объективных факторов конфликта в организации имеется достаточно большое количество.
В дипломной работе в 1 главе раскрыты основные понятия конфликта, его сущность.
Показано влияние некоторых объективных факторов на возникновение конфликта и их роль и значение как основы развития противоречий, порождающих конфликт.
1. Ограниченность ресурсов, подлежащих распределению. Это могут быть самые разнообразные ресурсы: материально-технические, финансовые, социально-экономические и др. Их ограниченность может вызывать противоречие интересов между индивидами и социальными группами, ибо выделение их какому-либо индивиду или производственному объединению означает, что другие получат меньшую их долю. При этом не важно, о чем идет речь — премиях, компьютерах, новом оборудовании и т.д.
2. Взаимозависимость ответственности и заданий. Возможность конфликта в организации существует везде, где один человек или группа зависят от выполнения заданий других людей. Это обусловлено тем, что всякая организация представляет собой систему, элементы которой функционально взаимосвязаны между собой, Поэтому если какой-либо элемент системы (работник, подразделение) не выполняет возложенные на него обязанности и задачи, то есть функционирует неадекватно, допускает сбои в работе, то в этом случае нарушается нормальное функционирование всей системы. А это уже чревато конфликтом на разных уровнях и между различными действующими лицами организации.
Возникновению конфликта способствует также нечеткое распределение ответственности между членами организации или ее подразделениями. В этом случае одни могут думать, что у них слишком мало ответственности и их недооценивают, а другие, наоборот, что их слишком перегружают работой и они выполняют не только свои, но и чужие функции.
3. Несогласованность целей различных групп работников. Причина конфликта при этом кроется в том, что различные функциональные группы в организации могут уделять достижению своих целей больше внимания, нежели организации в целом. При этом конфликт может возникнуть как между группой и организацией, так и между группами внутри организации. Например, между отделом сбыта и производственным отделом.
Возможность конфликта вместе с тем увеличивается по мере того, как подразделения становятся более специализированными и дифференцированными. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем целям всей организации. Так, отдел сбыта может настаивать на увеличении ассортимента продукции, потому что это увеличивает объем сбыта. Однако цели производственного подразделения выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна.
4. Слабая разработанность этических нормативов и отсутствие комитетов или комиссий по этике является также важным фактором возникновения конфликтов. Этический фактор — объективный для членов организации, потому что ни один сотрудник субъективно не в силах изменить общепринятые этические нормы и принципы поведения и должен считаться с ними, нравятся они ему или нет. В данном случае проблема заключается в том, что отсутствие интереса различных служб организации к профессиональной этике очень часто приводит не только к внутри групповому, но и внутриличностному конфликту.
Во второй главе дипломной работы проведен анализ конфликтов в организации на примере муниципального унитарного предприятия «Фармация», предприятия по обеспечению населения и лечебных учреждений района лекарственными и медицинскими средствами. Общая характеристика предприятия и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности показал сложной положение предприятия и объективные предпосылки конфликта на этой основе. Анализ организационной структуры, особенностей организации трудовой деятельности в пространственном удалении работников предприятия от центрального офиса, показал конкретные особенности факторов конфликта в МУП «Фармация». Анализ социально-психологических факторов управления персоналом дополнил комплексный анализ.
Таким образом, во второй главе проведен анализ системы управления конфликтами в организации и сделаны выводы на основе этого анализа.
С целью предупреждения такого рода конфликтов на предприятии разработаны предложения по совершенствованию системы управления конфликтами МУП «Фармация». Они изложены в третьей главе дипломной работы.
Производственные конфликты — это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива.
В нашей стране значимость трудового конфликта сегодня резко увеличивается. Происходит не только становление рыночной экономики, но и существенная трансформация социально-трудовых отношений. С отказом государства от своего монопольного положения в отношениях собственности и в сфере управления трудом и производством произошла ощутимая поляризация участников трудовых отношений на собственников-работодателей и наемных работников — собственников своей рабочей силы. Они имеют во многом не совпадающие, а подчас и противоречивые интересы, что нередко приводит к трудовым конфликтам (спорам) между ними.
Другая особенность социально-трудовых отношений в современной России в том, что они основаны не только на действующем трудовом законодательстве (КЗоТ РФ), но и на нормативных актах локального значения, таких, как трудовой договор (контракт) и коллективный договор, заключаемых субъектами этих отношений.
Обязательства, взятые на себя сторонами, участвующими в заключении, как индивидуальных трудовых контрактов, так и коллективных договоров (эти стороны — наемный работник или коллектив наемных работников, с одной стороны, и работодатель или его уполномоченный представитель — с другой) должны выполняться всеми, без исключения, в полном объеме. Невыполнение или нарушение этих обязательств при соответствующих условиях создает в организации конфликтную ситуацию, переходящую, как правило, в трудовой конфликт.
Предложения, сделанные в результате исследования по теме дипломного проекта, могут быть использованы на предприятии.
Список используемых источников и литературы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: закон РФ. - ч.І,ІІ.- М,.: Финансы и статистика,1996.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197 - ФЗ.- по состоянию на 28.02.2008г. №13 ФЗ. ПСП «Консультант Плюс»
3. О государственных и унитарных муниципальных предприятиях: Федеральный закон РФ от 08.12.2003 г. № 161-ФЗ.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.,: 1999. - 416с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 551с.
6. Бизюков П.В. Служба управления персоналом: функции, типология, модели. Социологические исследования: ежемес. журн. №5, 2007г. с.53-61.
7. Басаков М.И. Управление персоналом: конспект лекций. М.: Изд-во Феникс. 2009 г. – 154с.
8. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: учебное пособие. М.: Юнити, 2009г. – 439с.
9. Буханков М.И. Управление персоналом. М.: Инфра, 2009г. – 400с.
10. Баутин В.М., Аронов Э.Л. Современный руководитель: проблемы, решения, советы. - М.: Информагротех, 2008. - 104с.
11. Бычкова А.В. Управление персоналом. Учебное пособие. Изд-во Пензенского ун-та, 2005., 200 с.
12. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. Учебник. М.: Проспект, 2009 г.-688с.
13. Веснин В.Р. Стратегическое управление: М.: 2004. 328С.
14. Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Издательство Проспект, 2004г.
15. Виханский О.С. Управление персоналом. 4-е изд., перераб. И доп. М.: Экономистъ, 2006, 67- с.
16. Виханский О.С. Стратегическое управление. Изд. перераб. и доп. М.: 2002. - 296с.
17. О.С.Виханский, А.Н.Наумов. Менеджмент. 4-е изд., перераб. и доп., М.: Экономистъ, 2006.- 670с.
18. Герчикова И.Н. Менеджмент. Практикум. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2005г. – 799с.
19. Галинская Е.В., Иващенко А.А., Новиков Д.А. Модели и механизм управления развитием персонала. Изд-во Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова. М.: 2005.- 68с.
20. Голоктеев К, Матвеев И. Управление персоналом: инструменты, которые работают. СПб.: Питер, 2008. – 251с. (серия «Практика менеджмента»)
21. Горбачева М.М. Методы управления персоналом. М.: Юнити, 2002. – 157с.
22. Грэхем Х.Т., Бенетт Ф.. Управление человеческими ресурсами. Перевод с англ. Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Юнити, 2003.- 598с.
23. Гительмахер Р.Б., Когаловская А.С., Марушкин Ю.Б. Конфликт: Социально-психологический аспект. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009. - 168с.
24. Даниэль Дэна. Преодоление разногласий: Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. Санкт-Петербург, АОЗТ «Ленато», ИЧП «Палантир», 2008. - 138с.
25. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. Пер. с англ. - М.: Фонд за экономическую грамотность., 2007. - 272с.
Информация о работе Конфликты в организации на примере МУП "Фармация"