Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение конфликта в организации, как сложного социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношениях между людьми, затрудняющего управление персоналом, а значит, и управле.
Для достижения цели диплома необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы конфликта в организации и управления им;
- провести анализ структуры системы управления конфликтами в организации (на примере МУП «Фармация»);
- предложить меры по совершенствованию системы управления конфликтами в организации.
Предмет исследования – система управления конфликтами в организации на примере МУП «Фармация».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы исследования системы управления конфликтами в организации………………………………………………………………….......6
1.1. Сущность конфликтов в организации. Типы, причины конфликтов…………………………………………………………………..6
1.2. Конфликт как процесс………………………………………………..13
1.3. Система управления конфликтами в организации………………..20
1.4. Трудовые конфликты в организации и пути их урегулирования…23
2. Анализ структуры системы управления конфликтами в организации…27
2.1. Общая характеристика организации………………………………...27
2.2. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности и конфликты в организации……………………………………………………..30
2.3. Организационная структура управления организации и управление конфликтами…………………………………………………………………….36
2.4. Анализ социально-психологических методов управления конфликтами в организации…………………………………………………..43
2.5. Анализ средств разрешения конфликтов в МУП «Фармация»…47
3. Совершенствование системы управления конфликтами в организации….50
3.1. Совершенствование системы управления конфликтами в МУП «Фармация»…………………………………………………………………….50
3.2. Формирование миссии, стратегических целей и совершенствование системы управления конфликтами в МУП «Фармация»……………………...55
3.3. Совершенствование социально-психологических методов управления конфликтами……………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………………61
Список используемых источников и литературы……………………………..66
Создание такой атмосферы достигнуто в аптеке постоянной гласностью, доведением до всех как положительных (общих и индивидуальных), так и отрицательных показателей успешности происходящих событий, подготавливаемых мероприятий, хода работ, результатов анализов и оценок, показом способов улучшения жизни и деятельности коллектива, напоминанием того, что каждому предстоит делать. В аптеке это достигается путем проведения совещаний по разным вопросам, обязательные ежедневные «пятиминутки» перед началом работы и даже иногда по окончании ее, а также подведение итогов за месяц, год. По итогам оценки работы выплачиваются дополнительные вознаграждения в соответствии с коллективным договором.
Целенаправленная работа по сплочению группы. Сплочение коллектива происходит все успешнее по мере последовательного включения в поток консолидированных усилий все большего числа членов коллектива.
Совещания и встречи начинаются в аптеке с анализа работы периферийных подразделений, например аптечного пункта в поликлинике.
Особенности личностей группы. Любой человек уже в силу своего присутствия в социальной группе, а тем более участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни коллектива. Люди оказывают положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических и индивидуально-психологических свойств. В коллективе МУП «Фармация» есть люди, с которыми удовольствие общаться по профессиональным вопросам, которые компетентны в своих действиях.
В коллективе ежегодно подводятся итоги работы фармацевтов, отмечаются лучшие, представляются на поощрение в администрацию района и краевое управление здравоохранения.
Обычаи, традиции группы. Целесообразна широкая организация жизни коллектива, выходящая за рамки основной его деятельности. Например, в рабочем коллективе всем сотрудникам руководство организует оформление земли под посадку картофеля. Вошло в традицию также проведение совместных праздников, и совместной подготовки к ним.
Организация и обеспечение коллектива. Сюда можно отнести: организация труда, режим труда и отдыха, график работы, обоснованность и четкость распределения функций между работниками, функциональная определенность структуры деятельности каждого сотрудника, четкость его обязанностей, прав и ответственности, перспектива служебного роста и карьера, отношение руководства к вопросам организации труда работников. Сюда также можно отнести: условия труда и оборудование рабочих мест, обеспеченность труда техникой, электроникой, связью. Например, многие сотрудники обеспечены служебными мобильными телефонами.
Коллектив муниципальной аптеки, в целом характеризуется низким уровнем конфликтности, так в 2008 году даже сокращение штатов прошло без каких либо проблем, в соответствии с Трудовым кодексом. МУП фармация имеет низкий уровень текучести кадров (0,2% в 2010 году при сокращении штатов).
Таблица 2.8. - Данные о движении персонала и текучести кадров МУП «Фармация»
Показатели движения | 2009год | 2010 год | ||||||||
Всего | В том числе: | Всего | В том числе: | |||||||
Рабоч. | Рук. | Спец. | Проч. | Рабоч. | Рук. | Спец. | Проч. | |||
На начало года | 27 | 2 | 2 | 13 | 10 | 26 | 2 | 2 | 13 | 9 |
Принято | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Уволено | - | - | - | - | 1 |
|
| - | - | 5 |
В т.ч. по собственному желанию | 1 |
| - | - | 1 | 5 |
| - | - | - |
На конец года | 26 | 2 | 2 | 13 | 9 | 21 | 2 | 2 | 13 | 4 |
Коэффициенттекучести | 0,04 | - | - | - | - | 0,2 |
| - | - | - |
Подавляющая часть работников добросовестно относятся к своим обязанностям, результат такой работы – стабильные показатели экономического и финансового положения предприятия в 2010 году в сравнении с предыдущими годами.
Важное значение придается четкому информированию о заработной плате и существующих льготах. Прежде всего, подтверждается полный так называемый социальный пакет. Далее сообщается о содержании коллективного договора. Вот, например некоторые выдержки из действующего коллективного договора:
«Оплата труда – система выплат работникам за их труд. Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплатой компенсационного характера. На оплату труда мобилизуются средства полученные предприятием от реализации работ и услуг. За основу расчета зарплаты работника приняты тарифные ставки, квалификационные разряды». Работодатель на основе бухгалтерский отчетов устанавливает тарифные коэффициенты к минимальной заработной плате рабочих основных профессий для расчета тарифных ставок в сторону увеличения, а также определяет процент начисления премиальной надбавки.
Премирование работника за высокие производственные показатели осуществляется согласно положению о премировании.
Размер премии определяется по результатам финансовой деятельности и размерами не ограничивается». [44]
Премия начисляется на должностной оклад или на заработную плату в зависимости от результатов торгово-финансовой деятельности. Так в 2008 году выплачено 306,1 тыс. руб. премий (21,8% фонда заработной платы), в 2009 году 417,1 тыс. руб. (24% от фонда оплаты) и в 2010 году 473,6 тыс. руб. (31,8%).
Основанием для начисления премии являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, данные оперативного учета.
Решение о премировании принимается руководителем после сдачи баланса и стат. отчетов и утверждается приказом.
«Работники, совершившие прогул без уважительной причины, появившиеся в нетрезвом состоянии, не выполняющие свои трудовые обязанности лишаются премии полностью или частично.
Премия выплачивается по результатам работы за месяц, квартал, год». [44]
2.5. Анализ средств разрешения конфликтов в МУП «Фармация»
Многолетнее существование аптеки в условиях рыночной экономики, опыт конкурентного выживания в 90-е годы, позволили руководителям предприятия освоить в системе управления конфликтами различные средства разрешения конфликтов. Проведенный анализ позволил выявить следующие группы средств:
А) Административные методы:
1. Четкое регламентирование обязанностей персонала и должностных лиц, основных правил их деятельности, системы стимулирования; неукоснительное исполнение действующих законов, распоряжений и указаний, правил обслуживания клиентов, соблюдение правила: «Закон для всех одинаков»; создание эффективной организационной структуры управления в условиях удаленной работы значительной части персонала;
2. Обоснованное нормирование труда, разумное диспетчирование, наличие необходимых расписаний и их строгое выполнение.
3. Наличие должностных инструкций, а также инструкций по действиям в особых ситуациях, как медицинского учреждения.
4. Гласное и понятное персоналу применение мер административного взыскания и поощрения.
5. Доступность руководителей персоналу.
6. Своевременная и по существу реакция руководителей на жалобы и критик подчиненных.
Б) Организационные средства:
1. Открытость и гласность основных организационно-управленческих мероприятий.
2. Четкая координация деятельности персонала, подразделений и руководителей.
3. Организационная культура – единая система ценностных ориентиров для всех членов организации.
В) Социально-психологические средства:
1. Принятие мер по сплочению коллектива организации.
2. Работа с неформальными группами; ровное отношение к ним руководства организации.
3. Материальные и моральные поощрения персонала, направленные на предотвращение и преодоление конфликтных ситуаций.
4. Наказание персонала за нездоровую, конфликтную обстановку в их подразделениях.
5. Обоснованное и гласное распределение ресурсов.
Воспитательные средства:
1. Проведение работы по разъяснению негативных последствий конфликтов в коллективе организации.
2. Меры по поднятию авторитета руководителей.
3. Борьба с формализмом в руководстве организацией.
4. Культивирование правдивости и честности как принципов управления.
5. Заинтересованная реакция руководителей на любые инициативы и деловые предложения персонала.
6. Консолидация интересов всех работников организации вокруг ее миссии и целей.
7. Привлечение специалистов при подборе руководящих кадров и формировании трудового коллектива.
8. Налаживание более тесных, в том числе внеслужебных контактов руководителей с подчиненными.
3. Совершенствование системы управления конфликтами в организации
3.1. Совершенствование системы управления конфликтами в МУП «Фармация»
Управление любой организацией – это процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты управляют путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс управления предполагает выполнение множества функций, таких как: нормирование, планирование, организация, координация, мотивация, контроль, учет, анализ. Более того, управлять – значит уметь добиваться поставленных целей, направлять умения, труд, мотивы поведения работников в нужном направлении.
В жизни любых коллективов возникают различные противоречия, нередко перерастающие в конфликты. Этому процессу необходимо управление. Анализом состояния управления конфликтами в МУП «Фармация» выяснено наличие отдельных элементов системы, но цельной системы управления нет. Существующая система должна быть серьезно дополнена, прежде всего, методами управления.
Существует несколько методов управления конфликтной ситуацией: внутриличностные, структурные, межличностные, переговоры, ответные агрессивные действия.
Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента.
К структурным методам относятся:
1) разъяснение требований к работе;
2) использование координационных механизмов;
3) установление общеорганизационных комплексных целей;
4) использование системы вознаграждения.
Разъяснение требований к работе в МУП должно быть дополнено. Должны быть упомянуты параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила.
Один из самых распространенных механизмов управления конфликтами – иерархия полномочий, которая упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Установление общеорганизационных комплексных целей объединяет и направляет усилия всех сотрудников на их достижение. Этот вопрос в аптеке также необходимо совершенствовать.
Информация о работе Конфликты в организации на примере МУП "Фармация"