Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:43, дипломная работа
Цель дипломной работы – выработка основных направлений дальнейшего развития предприятия в разрезе повышения его конкурентоспособности.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
1) дать краткую характеристику предприятию и его технико-экономическим показателям;
2) изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности предприятий на рынке информационных услуг и информационных продуктов; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность предприятия»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. СЛОЖИВШАЯСЯ СИСТЕМА И УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ООО «ГАРАНТ-КОСТРОМА»
1.1. Технико-экономическая характеристика и финансово-экономические
показатели предприятия………………………………………………………
1.2. Сложившаяся система и уровень конкурентоспособности на предприятии ……………………………………………………....……….…..
1.3. Проблемы конкурентоспособности предприятия .…………………..…
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1. Сущность и формы конкурентоспособности предприятия …………….
2.2 Методика оценки конкурентоспособности предприятия ……………….
2.3. Опыт и тенденции повышения конкурентоспособности предприятий.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ГАРАНТ-КОСТРОМА»
3.1. Обоснование направлений по повышению уровня конкурентоспособности …..….…………………….…………………………
3.2 Организация и механизмы внедрения предлагаемых мероприятий…...
3.3. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий…………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………..………………..……………....
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...
4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | 3 |
1. Сложившаяся система и уровень конкурентоспособности на ООО «Гарант-Кострома» |
|
1.1. Технико-экономическая характеристика и финансово-экономические показатели предприятия………………………………………………… |
7 |
1.2. Сложившаяся система и уровень конкурентоспособности на предприятии ……………………………………………………....……….…. |
12 |
1.3. Проблемы конкурентоспособности предприятия .…………………..… | 25 |
2. Теоретические и методические основы конкурентоспособности |
|
2.1. Сущность и формы конкурентоспособности предприятия ……………. | 30 |
2.2 Методика оценки конкурентоспособности предприятия ………………. | 34 |
2.3. Опыт и тенденции повышения конкурентоспособности предприятий. | 52 |
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Гарант-Кострома» |
|
3.1. Обоснование направлений по повышению уровня конкурентоспособности …..….…………………….………………………… |
56 |
3.2 Организация и механизмы внедрения предлагаемых мероприятий…... | 59 |
3.3. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий…………………... | 65 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… | 72 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………..………………..…………….... | 77 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… | 81 |
ВвЕДЕНИЕ
Проблема конкурентоспособности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. Конкурентоспособность сервисной фирмы основана на реализации компанией маркетинговой деятельности. Степень использования современных методов и принципов управления, базирующихся на маркетинговой концепции, является одним из факторов, непосредственно определяющих конкурентную позицию компании на рынке информационных услуг и продуктов. На этом рынке за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как научно-техническим прогрессом, так и привлекательностью этой рыночной ниши.
В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его устойчивое рыночное положение.
Решение проблемы повышения конкурентоспособности розничных сервисных предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке услуг и программных продуктов.
В ходе изучения научной литературы по исследуемой проблеме было выявлено, что существует множество методик оценки конкурентоспособности деятельности предприятия, что позволило разработать рекомендуемые направления ее проведения: оценка конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия в целом на примере компании ООО «Гарант-Кострома».
Цель дипломной работы – выработка основных направлений дальнейшего развития предприятия в разрезе повышения его конкурентоспособности.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
1) дать краткую характеристику предприятию и его технико-экономическим показателям;
2) изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности предприятий на рынке информационных услуг и информационных продуктов; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность предприятия»;
3) обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
4) провести оценку конкурентоспособности предприятия ООО «Гарант-Кострома»; выявить основные проблемы конкурентоспособности предприятия в настоящий момент;
5) определить основные направления повышения конкурентоспособности ООО «Гарант-Кострома», оценить их эффективность и разработать план организации и внедрения предлагаемых мероприятий на предприятии.
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия ООО «Гарант-Кострома».
Объектом исследования определена деятельность ООО «Гарант-Кострома».
Основная гипотеза заключается в том, что недостаточный уровень конкурентоспособности предприятия на рынке Костромы является результатом действия причин, вытекающих из недостаточного качества самого продукта, а также внутренней неустойчивости самого предприятия.
В рамках данной гипотезы можно определить несколько выводных гипотез-следствий:
– Гипотеза-следствие 1: снижение конкурентоспособности самого продукта «Гарант» вызвано недостаточным вниманием к инновациям, а также неполным отслеживанием качества продуктов конкурентов.
– Гипотеза-следствие 2: одним из направлений повышений конкурентоспособности должны быть маркетинговые коммуникации, стимулирующие продажи и формирующие благоприятный имидж компании;
– Гипотеза-следствие 3: внутренняя неустойчивость компании связана напрямую с корпоративной культурой и квалификацией персонала, на повышение и совершенствование которых также должны быть направлены усилия менеджеров в рамках повышения конкурентоспособности.
Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические положения работ отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга, конкуренции, экономики предприятия, стратегического управления. Весомый вклад в теорию исследуемых проблем внесли Г.А. Азоев, А.И. Акимова, Л.А. Брагин, Р. Блэкуэлл, Дж. Грейсон, В. Я. Горфинкель, Б. Голд, Т.П. Данько, Р. Каплан, Т. Конно, Ф. Котлер, И.М. Лифиц, Т.И. Николаева, В. Паретто, М. Портер, К.А. Раицкий, А.Н. Романова, А.Дж. Стикленд, Д. Стоун, Р.А. Фатхутдинов, К. Хитчинг.
Информационная база исследования сформирована на основе официальной информации, содержащейся в статистических изданиях Госкомстата РФ, статистических материалах отдельных муниципальных образований, законодательных и нормативных актах России, данных экспертных оценок анализа, работ отечественных и зарубежных ученых, а также материалов собственных исследований.
Основными методами исследования являются: системно – структурный, причинно – следственный, сравнительный, факторный, функциональный и статистический анализ, экспертные оценки и наблюдения, экономическая интерпретация полученных результатов и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и рекомендаций работы в качестве основы эффективного управления предприятием в непростых условиях рыночной экономики.
Глава 1. Сложившаяся система и уровень конкурентоспособности на ООО «Гарант-Кострома»
1.1. Технико-экономическая характеристика и финансово-экономические показатели предприятия
В июле 1999 года на территории Ярославской области открылось представительство НПП «Гарант-сервис». С 1999 г. Группа компаний «Гарант-регион» является официальным партнером компании «Гарант» (г. Москва) по внедрению, соразработке и сопровождению системы информационно-правового обслуживания ГАРАНТ. Компания получила название «Гарант-регион». Своей миссией компания объявила внесение вклада в формирование информационного и правового поля как необходимого условия создания благоприятной среды для существования бизнеса и развития региона. Система ГАРАНТ позволяет максимально автоматизировать работу с правовыми документами юристам, бухгалтерам и руководителям. В ней представлены все виды правовой информации – акты органов власти, проекты законов, судебная и арбитражная практика, формы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, таблицы и схемы по вопросам законодательства, а также бизнес-справки, налоговый календарь.
«Гарант-регион» предоставляет своим пользователям целый комплекс информационных услуг: обучение работе с системой, оперативные ответы специалистов «Горячей линии», правовой консалтинг непосредственно через интерфейс системы ГАРАНТ, печатные материалы. Компания ежемесячно организует учебно-консультационные семинары на финансовые и правовые темы, а также участвует в проекте «Всероссийские онлайн-семинары», где в качестве лекторов выступают представители органов государственной власти федерального уровня.
Обществ с ограниченной ответственностью в нашей стране значительно больше, чем обществ акционерных. По сравнению с акционерным обществом ООО является заметно более простой формой предпринимательской деятельности, что очень удобно для работы малого и среднего бизнеса. Именно к такому типу и относится фирма «Гарант-регион». Представительства «Гарант-регион» открыты в трех субъектах Российской Федерации. В Ярославской области функционируют филиалы в Ярославле. В Костромской области – в Костроме, Буе и Шарье. В Вологодской – в Вологде и Череповце. Центральный офис находится в Ярославле.
Первыми клиентами фирмы стали: ЗАО «Подводник», АБД, ЗАО «Автодизель», ТИИР, «Яркондитер», «Тест-ЖАСО», «Яртеплоэнерго». Приятно отметить то факт, что они остаются деловыми партнерами до сих пор.
Партнерами непосредственно ООО «Гарант-Кострома» являются Администрация Костромской области; Костромская областная Дума; Администрация г. Костромы; Арбитражный суд Костромской области, Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова; Костромской государственный технологический университет; Костромская государственная сельскохозяйственная академия. Более 400 предприятий и организаций Костромы и Костромской области уже выбрали систему «Гарант» и клиентами ООО «Гарант-Кострома».
Основные технико-экономические показатели являются синтетическими (обобщающими) параметрами предприятия. В своей совокупности эти показатели отражают общее состояние дел на предприятии в производственно-технической, хозяйственно-финансовой, инновационной, коммерческой, социальной сферах. Каждый показатель в отдельности обобщенно характеризует одно из направлений (сторон) его внутренней или внешней деятельности. Анализ преимуществ и недостатков различных подходов к построению системы управления на предприятии позволит сделать правильный выбор в пользу конкретных структур, учитывая при этом состояние рынка и стратегию предприятия.
Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Гарант-Кострома» за 2008 – 2010 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Гарант-Кострома»
Наименование показателя | Периоды | ||
2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Выручка от продаж (оказания услуг), тыс. руб. | 6158 | 6583 | 7150 |
Среднесписочная численность персонала, человек | 36 | 37 | 37 |
Стоимость основных средств, тыс.руб. | 5740 | 5850 | 5830 |
Стоимость оборотных средств, тыс.руб. | 2400 | 2450 | 2400 |
Полная себестоимость продукции, услуг, тыс.руб. | 5388,24 | 5926,28 | 6367,08 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 769,76 | 656,72 | 782,92 |
Чистая прибыль (убыток), тыс.руб. | 585,01 | 499,12 | 595,02 |
Среднемесячная зарплата на одного работника, руб. | 8800 | 9500 | 10000 |
Фондоотдача | 1,07 | 1,12 | 1,22 |
Амортизация, тыс.руб. | 45 | 56 | 60 |
Рентабельность продаж, % | 9,5 | 7,5 | 10,9 |
Информация о работе Конкурентоспособность на примере "Гарант-регион"