Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:43, дипломная работа
Цель дипломной работы – выработка основных направлений дальнейшего развития предприятия в разрезе повышения его конкурентоспособности.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
1) дать краткую характеристику предприятию и его технико-экономическим показателям;
2) изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности предприятий на рынке информационных услуг и информационных продуктов; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность предприятия»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. СЛОЖИВШАЯСЯ СИСТЕМА И УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ООО «ГАРАНТ-КОСТРОМА»
1.1. Технико-экономическая характеристика и финансово-экономические
показатели предприятия………………………………………………………
1.2. Сложившаяся система и уровень конкурентоспособности на предприятии ……………………………………………………....……….…..
1.3. Проблемы конкурентоспособности предприятия .…………………..…
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1. Сущность и формы конкурентоспособности предприятия …………….
2.2 Методика оценки конкурентоспособности предприятия ……………….
2.3. Опыт и тенденции повышения конкурентоспособности предприятий.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ГАРАНТ-КОСТРОМА»
3.1. Обоснование направлений по повышению уровня конкурентоспособности …..….…………………….…………………………
3.2 Организация и механизмы внедрения предлагаемых мероприятий…...
3.3. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий…………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………..………………..……………....
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...
Анализируя данную таблицу видно, что выручка за 3 предшествующих года увеличилась и за 2010 год составила 7150 тыс. руб. Среднесписочная численность персонала за 3 года также практически не изменилась и составила 37 чел. за 2010 год. Средняя величина основных средств с 2008 года по 2010 год увеличилась на 90 тыс. руб. и к 2010 году составила 5830 тыс.руб. Полная себестоимость продукции, реализованных услуг в 2008 году составила 5388,24 тыс.руб. К 2010 году себестоимость составила 6367,08 тыс. руб., что на 978,84 тыс.руб. выше, чем в 2008 году. Чистая прибыль от продаж увеличилась на 10,01 тыс. руб. и к 2010 году составила 595,02 тыс.руб. Рентабельность продаж увеличилась с 9,5 % до 10,9 %.
Выше перечисленные показатели говорят о том, что фирма находится довольно в хорошем положении. Показатели практически по всем пунктам отражают положительные тенденции в общем состоянии фирмы.
Таблица 2
Объем и структура денежной выручки
Вид услуги | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||
тыс. руб.
| % | тыс. руб.
| % | тыс. руб.
| % | |
1. Продажи | 2739 | 44 | 3045 | 46 | 3360 | 46 |
2 Обслуживание | 3039 | 50 | 3278 | 50 | 3540 | 50 |
3. Прочие | 380 | 6 | 260 | 4 | 250 | 4 |
ВСЕГО | 6158 | 100 | 6583 | 100 | 7150 | 100 |
Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в структуре денежной выручки ООО «Гарант-Кострома» занимает выручка от обслуживания СПС «Гарант». Так, доля выручки, полученной от обслуживания СПС «Гарант», составила в 2010 г. 50 % в общем объеме и составила 3540 тыс.руб. Объем продаж в 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 2 % и составил 3360 тыс.руб.
Таблица 3
Динамика изменения численности персонала
Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Плановая численность персонала | 38 | 38 | 40 |
Среднесписочная численность персонала | 36 | 37 | 37 |
Недостаток персонала, % | -6 | -3 | -8 |
Количество принятого персонала | 1 | - | 2 |
Количество уволившихся работников | - | - | 1 |
Количество уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины | -
| - | 1 |
Количество работников проработавших весь год | 36 | 37 | 35 |
Коэффициент оборота по приему рабочих | 0,027 | - | 0,054 |
Коэффициент оборота по выбытию | - | - | 0,027 |
Коэффициент текучести кадров | - | - | 0,027 |
Как видно из представленной таблицы, за исследуемый период наблюдался дефицит персонала. Плановая численность не достигнута. Строка «недостаток персонала» отражает в процентном отношении недовыполнение плана по численности персонала. Следующие 4 строки отражают факторы текучести кадров. Как видно из таблицы, в 2010 году количество уволившихся работников не превысило значение принятых на работу. Возросший в отчетном периоде коэффициент оборота по приему рабочих указывает на положительный социальный эффект.
Так как ООО «Гарант-Кострома» является дочерним обществом ООО «Гарант-Регион», поэтому оргструктура его не включает другие подразделения, функционирующие на прочих территориях РФ. Организационная структура относится к типу линейно-функциональной и представлена на рисунке 1.
Рис.1. Организационная структура управления предприятием ООО «Гарант-Кострома».
Организационная структура является линейно-функциональной. Эта структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации. Четкое разграничение выполняемых функций между отделами и обязанностей между сотрудниками позволяет предприятию наиболее эффективно осуществлять свою деятельность.
Таким образом, совокупность перечисленных и ряда других показателей дает представление о состоянии фирмы и тенденциях ее изменения для целей управления, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности фирмы. Таким образом, представленные выше показатели дают общую характеристику финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
1.2. Сложившаяся система и уровень конкурентоспособности на предприятии
Руководство предприятия редко проводит оценку собственного уровня конкурентоспособности, что очень важно для определения дальнейшей стратегии развития. Возможно, это не делается потому, что предприятие не ощущает высокого давления со стороны конкурентов, так как конкуренция на костромском рынке информационных услуг весьма мала. Хотя это является большой ошибкой, так как несомненным лидером рынка является правовая система «Консультант Плюс», существующая с 1992 года. Рассмотрим теперь краткую характеристику основных конкурентов на костромском рынке информационно-правовых систем, а также их преимущества и недостатки по сравнению с объектом исследования.
Таблица 4
Сравнительная характеристика участников рынка информационных услуг г. Костромы
Предприятие | Характеристика | Преимущества | Недостатки |
1 | 2 | 3 | 4 |
ООО «Информсервис» OOO «Информцентр» ЗАО «МОДИС»
| Информационные услуги, справочно-правовые системы "Консультант Плюс". Являются Региональными Информационными Центрами общероссийской сети распространения правовой информации КонсультантПлюс. В 1997 году выделилось еще одно направление в нашей деятельности – продажа и обслуживание продуктов фирмы 1С. | персональный специалист для каждого клиента; актуализация и пополнение информации на компьютере пользователя; установка новых версий системы; программа обучения; "Горячая линия" - консультации по работе с КонсультантПлюс; разрабатывая новые возможности, компания "Консультант Плюс" тщательно изучает и учитывает мнение пользователей, регулярно проводя исследования; поиск документов по индивидуальным заказам; техническая поддержка; технологическое лидерство; единые стандарты обслуживания.
| работает с 1992 года отсутствие информационного банка на английском языке наличие внутрирегиональной конкуренции |
Продолжение таблицы 4 | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
ООО «БухСервис» ООО «Информ Плюс» | Является официальным представителем компании 1С в г. Костроме. | автоматизация бухгалтерского учета (системы 1С), адаптация программных продуктов под конкретные задачи пользователя. 100% лицензионные программные продукты, гарантия работоспособности техники и безопасности информационных баз данных. квалифицированный IT-персонал. | Не является прямым конкурентом «Гарант-Кострома» |
ООО «Гарант-Кострома» | Компания «Гарант - Кострома» является официальным региональным партнером НПП «Гарант - Сервис» на территории г. Костромы и Костромской области. | работает с 1990 года; ежедневная индивидуальная лента правовых новостей; услуги «Горячей линии; Всероссийские спутниковые онлайн-семинары – уникальная услуга, дающая возможность в своем городе принять участие в транслируемом из Москвы семинаре ведущего эксперта федерального уровня, и получить в режиме реального времени его ответ на вопросы; издания для клиентов – обзоры законодательства и новости на страницах корпоративной периодики «Грани Гаранта», «Вести | менее гибкая система, чем «Консультант Плюс»; одно региональное представительство; отсутствие услуги по бесплатному обновлению законодательной базы данных; меньший объем справочной информации; отсутствие информационного банка для строителей.
|
Продолжение таблицы 4 | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
|
| Гаранта», а также описание функций и возможностей системы ГАРАНТ в издании «Грани Гаранта. Советы разработчика»; ·профессиональные журналы – льготная подписка на выпускаемые компанией «Гарант» издания «Актуальная бухгалтерия», «Законодательство», «Арбитражное правосудие в России»; ·консультации по эффективной работе; информационный банк на английском языке. |
|
Также на рынке информационных систем г. Костромы действуют и другие организации, предоставляющие услуги по консалтингу: ОАО «Гражданпроект», ООО «БизнесИнфо» и другие. Однако они не предоставляют электронные правовые системы, что является отличительной чертой недавно сформировавшегося рынка информационно-правовых систем, которые рассчитаны на юристов, бухгалтеров, руководителей, строителей и распространяются в большей степени на рынке b2b.
Рассмотрим теперь структуру рынка и распределение долей (на январь 2010 года). Она представлена на рис. 2.[1]
Рис. 2. Структура рынка информационно-правовых систем в Костроме, 2009 г.
Таким образом, лидером рынка на текущий момент является правовая система «Консультант Плюс» и соответственно ее региональные центры в Костроме, которые в данном случае рассматриваются в комплексе.
Теперь оценим непосредственно конкурентоспособность организации ООО «Гарант-Кострома» по методике Фатхутдинова Р.А.[2] в сочетании с дифференцированным методом оценки конкурентоспособности продукта.[3] Результатом оценки должен стать показатель конкурентоспособности предприятия, чем ближе к единице, тем лучше для предприятия.
Для этого приведем сначала таблицу, которую в результате оценки необходимо заполнить.
Таблица 5
Макет таблицы исходных данных для расчета конкурентоспособности предприятия по методике Фатхутдинова Р.А.
Показатели
| Товар/услуга | |
Информационно-правовая система «ГАРАНТ» | Консультирование, обучение, обслуживание | |
1. Рынок, на котором представлен товар
|
|
|
2 Показатель значимости рынка
|
|
|
3 Уровень конкурентоспособности товара на данном рынке
|
|
|
4 Объем продаж товара на данном рынке, млн. ден ед.
|
|
|
5. Удельный вес товара в объеме продаж |
|
|
Источник: Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник / Р.А. Фатхфудинов. — М,: Дело, 2005. — С.182.
Информационно-правовая система «Гарант» реализуется исключительно на российском рынке, также оказываются и сопутствующие услуги, поэтому заполним два первых показателя (таблица 6).
Таблица 6
Исходные данные для расчета конкурентоспособности организации (1-2)
Показатели
| Товар/услуга | |
Информационно-правовая система «ГАРАНТ» | Консультирование, обучение, обслуживание | |
1 | 2 | 3 |
1. Рынок, на котором представлен товар
| Внутренний рынок | Внутренний рынок |
Продолжение таблицы 6 | ||
1 | 2 | 3 |
2 Показатель значимости рынка | 0,5 | 0,5 |
Информация о работе Конкурентоспособность на примере "Гарант-регион"