Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:43, дипломная работа
Цель дипломной работы – выработка основных направлений дальнейшего развития предприятия в разрезе повышения его конкурентоспособности.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
1) дать краткую характеристику предприятию и его технико-экономическим показателям;
2) изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности предприятий на рынке информационных услуг и информационных продуктов; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность предприятия»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. СЛОЖИВШАЯСЯ СИСТЕМА И УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ООО «ГАРАНТ-КОСТРОМА»
1.1. Технико-экономическая характеристика и финансово-экономические
показатели предприятия………………………………………………………
1.2. Сложившаяся система и уровень конкурентоспособности на предприятии ……………………………………………………....……….…..
1.3. Проблемы конкурентоспособности предприятия .…………………..…
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1. Сущность и формы конкурентоспособности предприятия …………….
2.2 Методика оценки конкурентоспособности предприятия ……………….
2.3. Опыт и тенденции повышения конкурентоспособности предприятий.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ГАРАНТ-КОСТРОМА»
3.1. Обоснование направлений по повышению уровня конкурентоспособности …..….…………………….…………………………
3.2 Организация и механизмы внедрения предлагаемых мероприятий…...
3.3. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий…………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………..………………..……………....
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...
Итак, показатели устойчивости будут рассчитываться следующим образом:
Z2008= 1,2 * 0,159+0,0615*1,4+3,3*0,0946+0,
Z2009=1,2* 0,114+1,4*0,070+3,3*0,079 + 0,6*2,388+ 1 *0,793 = 2,723<3
Z2010=1,2 *0,073+1,4*0,061+0,095*3,3+2,
Полученные результаты менее трех – нормативного показателя, свыше которого предприятие считается устойчивым. Таким образом, нельзя с уверенностью предполагать, что фирма является устойчивой и успешно развивающейся. Поэтому первоначально деятельность по повышению конкурентоспособности должна исходить из поиска внутренних резервов для получения внутреннего конкурентного преимущества.
Глава 2. Теоретические и методические основы конкурентоспособности
2.1. Сущность и формы конкурентоспособности предприятия
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
Конкурентоспособность – концентрированное выражение всей совокупности возможностей любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности предприятия, необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности в целом.
В экономической литературе можно встретить следующие определения конкурентоспособности предприятия:
- способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, а также конкурентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции;[5]
- способность предприятия приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности;[6]
- способность предприятия производить пользующуюся спросом продукцию при эффективном использовании производственного, кадрового и финансового потенциалов;[7]
- реальная и потенциальная способность предприятия, а также имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов[8];
- свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений;[9]
- сравнительное преимущество предприятия по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами.[10]
Таким образом, если обобщить все вышеприведенные определения, то можно сказать, что, конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики есть обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами.
Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим наличие конкурентных преимуществ.
Пирамида конкурентных преимуществ и конкурентоспособности представлена на рис. 3.
Рис. 3. Пирамида конкурентных преимуществ и конкурентоспособности[11]
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
- конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
- вид производимого товара;
- емкость рынка (количество ежегодных продаж);
- легкость доступа на рынок;
- однородность рынка;
- конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
- конкурентоспособность отрасли;
- возможность технических новшеств в отрасли;
- конкурентоспособность региона и страны.
Причины конкурентоспособности товаров надо искать в конкурентных преимуществах отдельных его характеристик.
Параметры, определяющие конкурентоспособность предприятия:
1) производственный или торгово-сбытовой потенциал (объем продукции, производимой за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени);
2) финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала);
3) имидж предприятия – моральный капитал предприятия;
4) товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);
5) научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки);
6) инвестиционный потенциал;
7) трудовые ресурсы;
8) управленческий и информационно-аналитический потенциал;
9) бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) – установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.
Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:
1) нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела;
2) близость предприятия к клиенту;
3) создание автономии и творческой атмосферы на предприятии;
4) рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать;
5) демонстрация важности общих для предприятия ценностей;
6) умение твердо стоять на своем;
7) простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала;
8) умение быть одновременно мягким и жестким, держать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные.
2.2 Методика оценки конкурентоспособности фирмы
Цель анализа конкурентоспособности организации – установить, какого конкурентного преимущества она может добиться и как его можно реализовать и защитить в конкретной ситуации.
Ж.Ж. Ламбен считает, что одним из важнейших вопросов анализа конкурентоспособности фирмы является реакция конкурентов. Автор предлагает вести анализ по трем факторам: цена, реклама, качество (точнее – снижение цены, усиление рекламного давления и повышение качества). На основе этих факторов он предлагает строить матрицу эластичности конкурентной реакции. На основе данной матрицы сравниваются конкурирующие марки или фирмы. Сама матрица конкурентных реакций является удобным инструментом предвидения поведения конкурентов.
Достоинством данного метода является наглядность конкурентного преимущества и конкурентоспособности фирмы по отношению к конкурентам, но при этом можно отметить ряд недостатков. Так, к одному из основных недостатков можно отнести то, что при рассмотрении конкурентоспособности фирмы учитывается малое количество факторов влияющих на конкурентоспособность. [12]
Н.К. Моисеева предлагает оценивать конкурентоспособность фирмы, используя следующие методы:
- по сравнительным преимуществам;
- по теории равновесия фирмы и отрасли (по факторам производства);
- по рыночным позициям фирмы;
- структурный;
- функциональный;
- по методу «профилей» и качеству продукции;
- матричный.
Используя методику сравнительных преимуществ, дать оценку конкурентоспособности фирмы в общем виде затруднительно, поскольку имеющиеся преимущества характеризуют конкурентоспособность не только конкретной фирмы, но и всей отрасли.
По рыночным позициям фирмы и в рамках теории эффективной конкуренции можно выделить два основных подхода к определению конкурентоспособности: структурный и функциональный.
При использовании структурного подхода, оценка положения может быть сделана исходя из уровня монополизации отрасли и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок компаний.
Возможности завоевания фирмой рынка зависят не только от внутренних факторов, но и от внешних условий, а также обстоятельств складывающихся на рынке. Принято выделять следующие факторы, оказывающие воздействие на интенсивность конкуренции, тем самым оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности фирм:
- потенциал рынка (возможная емкость);
- легкость доступа;
- вид товара;
- входные барьеры (необходимые инвестиции, государственное регулирование);
- однородность рынка;
- структура отрасли или конкурентные позиции фирм;
- степень вовлечения фирм в данную отрасль;
- возможность технологических нововведений;
- экономия на масштабе;
- диверсификация фирм.
Последний метод учитывает большее количество факторов, влияющих на конкурентоспособность фирмы, что в свою очередь делает данный метод более привлекательным, но при этом к недостаткам можно отнести то, что не все факторы имеют возможность количественной оценки.
Функциональный подход, в отличие от структурного метода оценки конкурентоспособности компании, не имеет данных недостатков. Основная роль при оценке конкурентоспособности компании уделяется экономическим показателям деятельности, таким, как: соотношение издержки-цены, загрузка производственных мощностей, объемы выпуска продукции, норма прибыли и т.д. Данный метод позволяет в определенных пределах строить заключения относительно всей отрасли, а не только в отношении отдельно взятой компании.
Следующим способом оценки конкурентоспособности компании является метод оценки конкурентоспособности производителя по качеству продукции или услуги, который осуществляется по «методу профилей». При использовании данного метода выявляются различные критерии удовлетворения запросов клиентов применительно к какой-либо услуге, устанавливается их иерархия и сравнительная важность в пределах того спектра характеристик, которые в состоянии заметить и оценить клиент, проводится сравнение технико-экономических показателей продукта с другими конкурирующими продуктами.
При использовании данной методики возможно использование косвенных обобщенных показателей. Количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия и подлежащих применению при использовании данной методики, является неограниченным. В этом заключается одно из основных достоинств данной методики оценки конкурентоспособности. Данная методика позволяет оценить конкурентоспособность услуги, компании, отрасли, экономики страны.
«Метод профилей» является наиболее универсальным средством для определения конкурентоспособности.
Матричная методика оценки конкурентоспособности, предложенная «Бостонской консалтинговой группой», применяется для оценки конкурентоспособности услуг, «стратегических единиц бизнеса» – сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей.
Методика заключается в построении матрицы с использованием двух показателей. По вертикали отмечаются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе, а по горизонтали – относительная доля продуцента на рынке в логарифмическом масштабе. Все стратегические единицы бизнеса могут быть расположены на этой матрице, в зависимости от своих характеристик и условий рынка. Наиболее конкурентоспособными являются компании, занимающие значительную долю на быстрорастущем рынке (т.е. «Звезды»).
Н.К. Моисеева предлагает оценивать конкурентоспособность производителя по двум элементам: критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения потребителя, и временной критерий эффективности производства. Первый – показатель конкурентоспособности товара или услуги. Он определяется отношением суммы потребительских стоимостей всех услуг продуцента к стоимости потребления этих услуг. Вторым критерием является эффективность производственной деятельности, определяемая как отношение показателей эффективности у рассматриваемого продуцента и у соперника. Данный критерий также зависит от времени.
Для определения общего показателя конкурентоспособности производителя могут использоваться следующие показатели:
- рентабельность (продаж, активов, основного капитала за вычетом амортизации, собственного капитала),
- объем продаж (абсолютный, относительный).[13]
В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики в настоящее время не решается. Сразу оговоримся, что подходы к оценке конкурентоспособности не могут быть одними и теми же для стадий стратегического и тактического маркетинга. На стадии стратегического маркетинга как первой стадии жизненного цикла товаров (пространственный аспект) и первой функции управления (временной аспект) разрабатываются нормативы конкурентоспособности на длительный период, а на стадии тактического маркетинга выполняются работы по материализации у изготовителя и реализации на рынке стратегических нормативов конкурентоспособности, а также по корректировке этих нормативов. Поэтому при измерении конкурентоспособности организации на стадии стратегического маркетинга приоритет должен отдаваться динамическому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящем на базе прошлого.
В развитых странах действуют различные методики оценки конкурентоспособности фирм и компаний. Эти методики носят не описательный, а конкретно-экономический, количественный характер.
Недостатки подходов и методик оценки конкурентоспособности организаций-изготовителей нами видятся в следующем:
Информация о работе Конкурентоспособность на примере "Гарант-регион"