Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:12, лекция
Работа содержит 9 лекций по "Основы менеджмента".
1.1 Основные определения
Менеджмент – управление социально – экономическими процессами в рыночных условиях.
Объект менеджмента – организация.
Организация – не менее двух людей, объединенных общей целью и действующие совместно для достижения этой цели.
Субъект менеджмента – менеджер – управляющий любого уровня, у которого есть подчиненные, персонал.
Тема 1 Основные понятия менеджмента
Тема 2 Организация
Тема 3. Планирование
Тема 4 Мотивация
Тема 5 Контроль
Тема 6 Коммуникации
Лекция 7 Принятие решений
Тема 8 Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала фирмы
Тема 9 Власть и влияние в организации
Сравнение
рассмотренных выше двух матриц хозяйственного
портфеля позволяет отметить ряд достоинств
последней Она дает возможность вводить
промежуточные значения, кроме «высоких»
(«сильных») и «низких» («слабых»), учитывает
значительно большее число факторов, дает
направление движения ресурсов корпорации.
Вместе с тем анализ, проводимый с использованием
матрицы GE, не обеспечивает стратегической
координации между различными видами
деятельности.
Реализация стратегии
Основные этапы – это
- определение тактики;
- политики;
- разработка правил;
- процедур.
Краткосрочная стратегия называется тактикой.
1.
Тактику разрабатывают в
2. В то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших уровня» руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена.
3. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия.
4. В то время как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.
После составления долгосрочных и тактических планов руководство должно приступить к разработке дополнительных ориентиров, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования этих планов. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики.
Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей.
Процедуры
Для
руководства управленческими
Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации.
По существу, процедура представляет собой запрограммированное решение, которое исключает необходимость «заново изобретать колесо». Процедуры обычно описывают последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. В общем случае индивид, действующий согласно процедуре, обладает малой свободой действий и небольшим числом альтернатив.
Когда успешная реализация планов зависит от точного выполнения задания, руководство может посчитать необходимым полностью исключить всяческую свободу выбора.
Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации.
Правила
отличаются от процедур тем, что они
рассчитаны на конкретный и ограниченный
вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации,
в которых имеет место последовательность
нескольких связанных между собой действий.
Управление реализацией стратегического плана
и контроль за его выполнением
Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно.
Этапы составления бюджета. Весь процесс составления бюджета можно разделить на четыре этапа. Этап 1 связан с объявлением высшим руководством общих целей фирмы. В этом случае, независимо от размера организации, наиболее важным вопросом будет прогнозируемый уровень объема продаж. На этапе 2 происходит подготовка отделами и подразделениями оперативных смет. Эти сметы или бюджеты отделов рассчитываются на законченный период времени, например, на шесть месяцев или на год. На этапе 3 высшее руководство проводит анализ и проверку предложений по бюджету и затем отделы переделывают свои предложения на основе указаний высшего руководства. На данном этапе высшее руководство занимается распределением ресурсов внутри организации. Наконец, на этапе 4 осуществляется подготовка итоговых бюджетов, где ведется постатейный учет ресурсов и использования фондов. Окончательно эти подробные расчеты сопоставляются с производительностью конкретного работника или отдела, чтобы определить возможности руководства выполнить контрольные показатели.
Система финансовых планов включает в себя следующие элементы:
а. Прогноз баланса.
б. Прогноз отчета о прибылях и убытках.
в. Прогноз финансовых бюджетов.
г. Прогноз ключевых финансовых показателей.
д. Письменное изложение результатов финансового планирования.
Прогноз баланса и отчета о прибылях и убытках относят к долгосрочным финансовым планам, имеющим стратегическое значение.
Финансовое бюджетирование имеет оперативный характер.
К финансовому планированию тесно примыкают, однако, относятся к более общим элементам финансового менеджмента, составление долгосрочного бюджета капиталовложений и оценка инвестиционных проектов, а также долгосрочная стратегия финансирования организаций.
Разработка бюджета капиталовложений предполагает:
-
классификацию инвестиционных
-
сравнение и оценку
- выбор наиболее перспективного проекта. Суть долгосрочной стратегии финансирования заключается в следующем:
-
в определении источников
- в выборе способов наращивания долгосрочного капитала;
- в определении структуры и затрат капитала.
Процесс финансового планирования состоит из следующих этапов:
а) анализ финансовых показателей фирмы за предыдущий период. Расчет показателей производится на базе основных финансовых документов фирмы - баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении наличности.
б) долгосрочное финансовое планирование.
в) оперативное финансовое планирование. Как и всякий другой процесс, финансовое планирование завершается практическим внедрением планов и контролем их выполнения.
К основным финансовым документам фирмы относятся:
- баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет о движении наличности.
Финансовые документы служат основой для составления финансовых прогнозов, так называемых pro forma документов.
У правление по целям
Популярным методом управления, обладающим потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов, является управление по целям, обычно в сокращении МВО (management by objectives – МВО). Кроме того, МВО – еще и способ мотивации, который помогает преодолеть некоторые отрицательные воздействие контроля на поведение работника.
1. Выработка четких, кратких формулировок целей.
2. Разработка реалистичных планов их достижения.
3. Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов.
4.
Корректирующие меры для
Оценка стратегического плана
Разработка
и последующая реализация стратегического
плана кажется простым
Статья в журнале «Форчун» задает правильный тон, предупреждая руководителей о возможных проблемах:
«Похоже,
нам будет недоставать
Очевидно, нет «простых правил» для стратегического планирования. Разработчики стратегических планов в корпорациях постоянно ищут чего-то нового, и даже изначальный объект их привязанности – сама концепция стратегии – стал сомнительным. Что не заладилось? Где подвела их мечта?
Вера в то, что простое следование выводам модели достаточно для гарантии успеха, является ложной. Вера в то, что при наложении простой модели на сложную организацию ее реализация окажется тоже простой, будет еще одной ложной предпосылкой. В сегодняшней бурной, сверхконкурентной многонациональной среде бизнеса высшее руководство не может надеяться на будущий успех организации просто потому, что оно спланировало модель действий и реализовало эти действия. Стратегическое планирование – это идущий сверху вниз процесс, который должен постоянно поддерживаться, стимулироваться и оцениваться высшим руководством. Когда импульс со стороны высшего должностного лица слабеет, выдыхается и сам процесс. Серьезной проверкой стратегического плана будет формирование процесса его формальной (т.е. осуществляемой официально, на основе четких критериев и процедур оценки.
Оценка стратегии
Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни – сверху вниз. При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов:
1.
Является ли стратегия
2.
Предполагает ли стратегия
3.
Обладает ли организация
4.
Учитывает ли стратегия
5.
Является ли эта стратегия
лучшим способом применения
Существует
ряд критериев, как количественных,
так и качественных, которые используются
в процессе оценки. Эти критерии представлены
в табл. 10.5.
3.4 Бизнес-планирование
Бизнес-план - это план развития предприятия (деловой единицы), необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса.
Бизнес-планирование - составление плана деятельности стратегической хозяйственной единицы диверсифицированной компании, решает следующие важные проблемы:
-
определяет степень
- конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
-
привлекает внимание и интерес,
- помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду.
Бизнес-план, как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий: в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации.