Курс лекций по "Основы менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:12, лекция

Описание

Работа содержит 9 лекций по "Основы менеджмента".
1.1 Основные определения
Менеджмент – управление социально – экономическими процессами в рыночных условиях.
Объект менеджмента – организация.
Организация – не менее двух людей, объединенных общей целью и действующие совместно для достижения этой цели.
Субъект менеджмента – менеджер – управляющий любого уровня, у которого есть подчиненные, персонал.

Содержание

Тема 1 Основные понятия менеджмента
Тема 2 Организация
Тема 3. Планирование
Тема 4 Мотивация
Тема 5 Контроль
Тема 6 Коммуникации
Лекция 7 Принятие решений
Тема 8 Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала фирмы
Тема 9 Власть и влияние в организации

Работа состоит из  1 файл

Основы менеджмента.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)

          самовыражение

          уважения

          социальные (причастности)

          безопасности  и защищенности

          физиологические

      Основной недостаток теории Маслоу - ей не удалось учесть индивидуальные особенности человека.

      Теория  потребностей Дэвида Мак Клелланда, который считал, что людям присущи  три потребности : власти, успеха, причастности. Эта теория схожа с теорией Маслоу. (три верхние ступени иерархии).

      Б) Двухфакторная теория Герцберга. Согласно этой теории можно выделить две группы факторов, влияющих на поведение людей:

гигиенические факторы

мотивация

      Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивационные - с самим характером и сущностью работы.

      Согласно  Герцбергу, при отсутствии или недостоточной  степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны , то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или недостаток мотиваций не приводит к неудовлетворению работой. Но их наличие  в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышении эффективности деятельности.

      Теория  мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности. Но в противовес Маслоу Герцберг считал, что работник обращает внимание на гигиенические факторы  лишь тогда, когда сочтет их недостаточными. Самовыражение, уважение по Маслоу соответствует мотивирующим факторам по теории Герцберга.

      В) Теория МакКлелланда

      Г) Теория Альдерфера

        Сравнение содержательных теорий  мотиваций между собой представлено  в таблице.

    Таблица

Содержательные  теории мотивации

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

2) Процессуальные теории мотивации

      Эти теории базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Т.е. поведение людей определяется не только потребностями. К ним относятся:

      А) Теория ожидания Виктора Врума, базирующаяся на положении о том, что человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидание - оценка данной личностью вероятности определенного события . При анализе мотивации к труду теория ожидания рассматривает  три взаимосвязи :

затраты труда - результаты труда, (З-Р), результаты труда - вознаграждение, (Р-В), валентность - предполагаемая степень удовлетворенности, возникающей в следствии полученного вознаграждения. Формула мотивации выглядит с.о.:

(З-Р)  х  (Р-В)  х   ВАЛЕНТНОСТЬ ===== МОТИВАЦИЯ

Если  значение одного из этих факторов окажется недостаточно, то слабой будет и  мотивация.

      Б) Теория справедливости, построенная на том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям а затем соотносят его с вознаграждением других людей. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то возникает необходимость в мотивировании такого сотрудника. Люди могут восстановить дисбаланс, либо изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень полученного вознаграждения.  Исследования показывают, что если люди считают, что им не доплачивают, начинают работать менее интенсивно. А если считают, что им переплачивают, то они менее склонны изменять свое поведение.

      В) Модель Портера - Лоулера, включающая в себя элементы теории ожидания и справедливости. В этой модели фигурируют 5 элементов: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели, результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей от осознании им своей роли. Уровень затрачиваемых усилий определяется вознаграждением и взаимосвязью между усилиями и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутреннее вознаграждение и внешнее. Удовлетворение - это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле.

      Вывод: результативный труд ведет к удовлетворению, что прямо противоположно тому, что думают на этот счет современные руководители (довольные работники работают лучше).

      Г) Теория целеполагания

Человек ставит цель, она определяет его поведение  и получает результаты.

 
 
 
 
 
 
 
 

      Д) Партисипативная теория

      Привлечение человека к управлению повышает его уровнь самооценки и мотивирования его в дальнейшем 

Тема 5 Контроль

      5.1 Понятие и виды  контроля

Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

Принципы эффективного контроля: стратегическая направленность, своевременность, объективность, информативность, экономичность. 

        Выделяют следующие виды контроля:

1) предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления - реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);

2) текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь;

3) заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль 
дает руководству информацию, необходимую для планирования, если 
аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.

      Кроме того, контроль может быть:

- сплошным и выборочным;

- формальным и неформальным;

- открытым и закрытым;

- внутренним и внешним;

- финансовым, кадровым, производственным и т.д. 

      5.3 Технология контроля 

осуществляется  по следующей схеме:

•  Выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);

• определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);

• установление норм контроля (этические, производственные, правовые); 
выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный);

определение объема и области  контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции). 

      5.3 Процесс контроля

  • установление стандартов - точное определение целей, которые должны 
    быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается 
    на планах, разработанных в процессе планирования;
  • измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигну 
    того с ожидаемыми результатами;
  • подготовка необходимых корректирующих действий. Менеджер должен нмбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.
 

Тема 6 Коммуникации 

6.1 Сущность и виды коммуникаций 

    Коммуникация  — это в первую очередь обмен информацией между людьми. Трудно переоценить роль эффективных коммуникаций  в управлении организацией.  Совершенно ясно, если люди не смогут обмениваться информацией, они просто не сумеют работать вместе.

    Обмен информацией необходим при реализации любой из функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Он является важнейшим условием принятия обоснованных решений, играет огромную роль в межличностных отношениях и формировании имиджа организации. Обмен информацией — важнейшая составная часть всех видов управленческой деятельности. Неудивительно поэтому, что большую часть своего рабочего времени (50-90%) менеджеры всех уровней тратят на коммуникации.

    Можно утверждать, что эффективность работы менеджера зависит прежде всего от эффективности его коммуникаций и навыков делового общения: умения вести личную беседу и разговаривать по телефону, читать и составлять деловые письма и отчеты, участвовать в совещаниях и т.п.

    Коммуникации  в организации — это сложная, многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и ее элементы, так и ее внешнее окружение. Рассмотрим какие внешние и внутренние коммуникации осуществляет организация (рис.).

    Внешние коммуникации.  Это  обмены   информацией между организацией и ее внешней средой. Любая организация существует не изолированно, а во взаимодействии со своей внешней средой. И от того, какие факторы этой среды (потребители и конкуренты, органы государственного регулирования,  общественное мнение) оказывают наибольшее влияние на работу организации зависят характер и способы коммуникации.

    У организаций имеются разнообразные  средства обмена информацией с основными элементами своего внешнего окружения. Так, например, с имеющимися и потенциальными потребителями производимых товаров и услуг фирмы общаются с помощью рекламы и других средств продвижения товаров на рынок (выставки-продажи, директ-мейл, личные продажи и т.п.), а также проводя различные социологические опросы.

    Организация — объект государственного контроля и регулирования, регулярно представляет соответствующим органам (статистики, налоговым, внебюджетным фондам) различные отчеты, справки, сведения и т.п. Используя лоббистов, поддерживая определенные политические партии, движения, группы и отдельных депутатов, делая взносы в их пользу, крупные организации не только получают от них необходимую информацию, но и влияют на законодательство, содержание нормативных актов, принимаемых законодательной властью всех уровней.

    Большое внимание уделяется созданию в общественном мнении благоприятного образа организации, для чего в крупных фирмах создаются специальные отделы по связям с общественностью («паблик рилейшнз»), специалисты которых, используя разнообразные средства, распространяют необходимую для этого информацию.

    Это далеко не полный перечень примеров коммуникации между организацией и ее внешней средой.

    Внутренние  коммуникации. Под ними понимаются информационные обмены, осуществляемые между элементами организации. Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).

Информация о работе Курс лекций по "Основы менеджмента"