Курс лекций по "Основы менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:12, лекция

Описание

Работа содержит 9 лекций по "Основы менеджмента".
1.1 Основные определения
Менеджмент – управление социально – экономическими процессами в рыночных условиях.
Объект менеджмента – организация.
Организация – не менее двух людей, объединенных общей целью и действующие совместно для достижения этой цели.
Субъект менеджмента – менеджер – управляющий любого уровня, у которого есть подчиненные, персонал.

Содержание

Тема 1 Основные понятия менеджмента
Тема 2 Организация
Тема 3. Планирование
Тема 4 Мотивация
Тема 5 Контроль
Тема 6 Коммуникации
Лекция 7 Принятие решений
Тема 8 Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала фирмы
Тема 9 Власть и влияние в организации

Работа состоит из  1 файл

Основы менеджмента.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)

      - На какое место (долю) в данном  сегменте рынка может претендовать  бизнес? Определяя свою позицию на рынке, намерена ли фирма поместить конкурентов, предлагая подобные товары, или попытаться найти свою нишу?

      - Какова основная методика расчета  цены на товар фирмы? Какой  чистый доход обеспечит фирме выбранный уровень цены?

      - Предусмотрены ли системы скидок  и льгот для покупателей?

      - Какие каналы распространения  товаров будет использовать фирма? Будет ли она прибегать к услугам оптовых и (или) розничных торговцев или предполагает предлагать товар потребителю напрямую, без посредников? Чем обоснован выбор тех или иных посредников?

      - Какие меры предпринимает фирма  для эффективного продвижения своих товаров? Какие из способов продвижения - рекламу, стимулирование сбыта, пропаганду, личные продажи - намерена применять. Как будет определяться бюджет для финансирования продвижения товаров? Будет ли организован отдел по связям с общественностью?

      - Будет ли фирма применять систему  технических гарантий на свою  продукцию? Как планируется организовать послепродажный сервис?

      Организационный план. Организационный план знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы.

      Ориентирами для составления плана могут  служить следующие вопросы:

      - какова форма собственности предприятия  (товарищество, акционерное общество  и т.д.?)

      - Кто является основными пайщиками или основными акционерами организации?

      Схема представления акционера может  быть такой:

      - имя и паспортные данные (либо  реквизиты институционального пайщика);

      - количество и класс акций, которыми  владеет данное лицо;

      - процентное соотношение акций, которыми владеет данное лицо, и общей величине акционерного капитала.

      - если форма собственности акционерная,  то сколько акций и какого  класса было выпущено всего и предлагается выпустить?

      - Каковы основные положения о  правах голосования, процедуре выплаты дивидендов, финансовой конверсии для каждого класса акций?

      - Кто входит в состав совета  директоров и правления корпорации? Перечислите членов совета директоров  и правления с указанием имени,  адреса, возможно, краткой биографической справки. Также необходимо указать должность, квалификацию, опыт, образование каждого из них. Лучше это сделать в виде краткого резюме.

      1. В чем выражается участие собственников  и совета директоров в повседневном  управлении фирмой?

      2. Как распределяются полномочия  среди управляющих фирмы?

      3. Каковы основные черты контрактов, заключаемых с менеджерами фирмы?

      4. Как осуществляется вознаграждение  менеджеров?

      5. Применяет ли фирма различные  формы участия работников в  акционерном капитале фирмы? Если  да, то конкретно какие?

      6. Какова организационная структура  фирмы, способ взаимодействия  подразделений друг с другом? Структуру организации лучше  изобразить в виде схемы, которая  наглядно объяснит внутреннее устройство организации, взаимодействие ее различных частей, направление организационных потоков.

      Если  фирма существует уже несколько  лет, необходимо описать историю  формирования собственности, изменения, которые произошли в ней. Рассказать также о родительской компании или дочерних обществах, если такие существуют. С этой точки зрения, схема организации может быть дополнена сведениями о доле акций, которой владеет каждая из компаний, и ее правах при голосовании.

      Финансовый  план. Финансовый план бизнес-плана включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.

      Кроме того, при составлении бизнес-плана  проводится так называемый анализ чувствительности.

      Анализ  чувствительности – это изучение эффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи с изменениями ключевых параметров проекта – затрат на исследование и разработку, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т.п.

      Чистая  дисконтированная стоимость - это показатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательского проекта.

      Дисконтирование стоимости - это определение текущей стоимости будущих денежных доходов в фирмы, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее.

      Еще одна важная составляющая финансового  раздела бизнес-плана – это  определение источников капитала (фондов). Это необходимо для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала.

      Данные  об источниках капитала должны быть увязаны  с использованием фондов с конкретным указанием способов и направлений использования капитала.

      Вопросы об источниках финансирования могут быть следующими:

      1. Предполагаемая система финансирования  и ее инструменты (банковские  кредиты, векселя, облигации, опционы, простые и привилегированные акции и т.д.).

      2. Величина процентов и основных  выплат по долгу.

      3. Гарантии или залог, обеспечивающие  безопасность финансовых соглашений.

      4. Показатели финансового рычага, определяющие уровень риска проекта,  соотнесенные со среднеотраслевыми показателями.

      5. Список текущих кредиторов фирмы,  суммы и сроки выплат по  кредитам.

      6. Налоговые преимущества, которые  могут быть получены при том  или ином способе финансирования  бизнеса.

      При определении источников финансирования рекомендуется проводить активную политику поисков необходимого капитала, разнообразить способы его получения - от обращения в банк, к венчурным фирмам и выпуска акций и облигаций до поиска помощи у федерального правительства и муниципальных структур через государственные субсидии, схемы финансирования малого бизнеса и т.д.

      План  исследований и разработок. Небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработок, тех или иных технологий производства товаров.

      Если  же фирма все-таки предполагает или  уже проводит исследования и разработки, в соответствующем разделе бизнес-плана она должна осветить следующие вопросы:

      - величина затрат на исследование  и разработки; сравнение затрат  на НИОКР с соответствующими затратами фирм-конкурентов;

      - квалификация и опыт ключевого  персонала в отделе исследований  и разработок, количество занятых в этой сфере;

      - оснащенность отдела исследований  и разработок, характеристики общезаводского  оборудования;

      - реальные достижения исследовательского  подразделения и его вклад  в общий успех организации;

      - направления исследований и разработок, не имеющих прямого отношения к созданию конкретных свойств товара;

      - связи подразделения НИОКР с  другими исследовательскими организациями,  такими как отделы фирм, универсальные  и учебные институты, научно-исследовательские  и проектные институты;

      - формы государственной и частной помощи проведению исследований и разработок;

      - доходы, которые подразделение исследований  и разработок генерирует, проводя  работы для других организаций (договорные работы).

      Оценка  и страхование  риска. Риск означает вероятность неполучения положительного результата (прибыли) или получение отрицательного результата (убытков) в предпринимательской деятельности. Любой предпринимательский риск имеет три параметра:

    • размер риска, то есть размер возможных потерь при осуществлении проекта;
    • вероятность риска;
    • степень управляемости данным конкретным риском.

      Помимо  того, что в финансовом разделе  бизнес-плана рассчитывается инвестиционный риск, считаем необходимым посвятить  проблемам риска отдельный раздел. Здесь нужно провести:

      - общую оценку возможных рисков;

      - анализ типов рисков, их источников  и моментов возникновения;

      - разработку мер по минимизации  ущерба. 

      Тема 4 Мотивация

      4.1 Понятие мотивации

      Руководители  всегда сознавали, что необходимо побуждать  людей работать на организацию. Однако, многие полагают, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. На самом деле истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить, и они чрезвычайно сложны.

      Мотивация - это процесс побуждения себя и  других к деятельности для достижения личных целей или целей организации

      Предыстория теорий мотиваций.

      Политика  кнута и пряника, существовавшая  более тысячи лет, примерно в 1910 году этот способ был поднят на новую  высоту «школой научного управления». Тейлор и его современники определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда было впечатляющим.

      Попытки использовать в управлении методы психологии. Тезис о том, что люди не всегда поступают рационально был выдвинут Зигмундом Фрейдом. Но только с появлением работы Элтона Мэйо стало понятно, что мотивации по типу кнута и пряников недостаточно. Первые крупные исследования поведения работников на рабочем месте явились частью экспериментов в Хотторне, которые проводились Мэйо и его сотрудниками в конце 20 -х годов. Эта работа закончилась осознанием того, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда.

      Психологические теории мотивации появились гораздо  позднее. Они возникли в 40 -х г.г. и  развиваются в настоящее время. 

 
 

      Рис. Модель процесса мотивации 

4.2 Современные теории мотивации.

      Разработанные теории мотивации в зависимости от их основы можно условно разделить на две группы: содержательные и процессуальные (см. рис.)  

 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. Классификация  теорий мотивации 

      1) Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних побуждений (потребностей).

      А) Теория мотивации Абрахама Маслоу ( иерархия потребностей 

Информация о работе Курс лекций по "Основы менеджмента"