Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:12, лекция
Работа содержит 9 лекций по "Основы менеджмента".
1.1 Основные определения
Менеджмент – управление социально – экономическими процессами в рыночных условиях.
Объект менеджмента – организация.
Организация – не менее двух людей, объединенных общей целью и действующие совместно для достижения этой цели.
Субъект менеджмента – менеджер – управляющий любого уровня, у которого есть подчиненные, персонал.
Тема 1 Основные понятия менеджмента
Тема 2 Организация
Тема 3. Планирование
Тема 4 Мотивация
Тема 5 Контроль
Тема 6 Коммуникации
Лекция 7 Принятие решений
Тема 8 Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала фирмы
Тема 9 Власть и влияние в организации
-
На какое место (долю) в данном
сегменте рынка может
-
Какова основная методика
-
Предусмотрены ли системы
- Какие каналы распространения товаров будет использовать фирма? Будет ли она прибегать к услугам оптовых и (или) розничных торговцев или предполагает предлагать товар потребителю напрямую, без посредников? Чем обоснован выбор тех или иных посредников?
-
Какие меры предпринимает
-
Будет ли фирма применять
Организационный план. Организационный план знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы.
Ориентирами для составления плана могут служить следующие вопросы:
-
какова форма собственности
- Кто является основными пайщиками или основными акционерами организации?
Схема представления акционера может быть такой:
-
имя и паспортные данные (либо
реквизиты институционального
-
количество и класс акций,
- процентное соотношение акций, которыми владеет данное лицо, и общей величине акционерного капитала.
-
если форма собственности
- Каковы основные положения о правах голосования, процедуре выплаты дивидендов, финансовой конверсии для каждого класса акций?
-
Кто входит в состав совета
директоров и правления
1.
В чем выражается участие
2. Как распределяются полномочия среди управляющих фирмы?
3.
Каковы основные черты
4.
Как осуществляется
5.
Применяет ли фирма различные
формы участия работников в
акционерном капитале фирмы?
6.
Какова организационная
Если фирма существует уже несколько лет, необходимо описать историю формирования собственности, изменения, которые произошли в ней. Рассказать также о родительской компании или дочерних обществах, если такие существуют. С этой точки зрения, схема организации может быть дополнена сведениями о доле акций, которой владеет каждая из компаний, и ее правах при голосовании.
Финансовый план. Финансовый план бизнес-плана включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.
Кроме того, при составлении бизнес-плана проводится так называемый анализ чувствительности.
Анализ чувствительности – это изучение эффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи с изменениями ключевых параметров проекта – затрат на исследование и разработку, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т.п.
Чистая дисконтированная стоимость - это показатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательского проекта.
Дисконтирование стоимости - это определение текущей стоимости будущих денежных доходов в фирмы, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее.
Еще одна важная составляющая финансового раздела бизнес-плана – это определение источников капитала (фондов). Это необходимо для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала.
Данные об источниках капитала должны быть увязаны с использованием фондов с конкретным указанием способов и направлений использования капитала.
Вопросы об источниках финансирования могут быть следующими:
1.
Предполагаемая система
2. Величина процентов и основных выплат по долгу.
3.
Гарантии или залог,
4.
Показатели финансового рычага,
определяющие уровень риска
5.
Список текущих кредиторов
6.
Налоговые преимущества, которые
могут быть получены при том
или ином способе
При
определении источников финансирования
рекомендуется проводить
План исследований и разработок. Небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработок, тех или иных технологий производства товаров.
Если же фирма все-таки предполагает или уже проводит исследования и разработки, в соответствующем разделе бизнес-плана она должна осветить следующие вопросы:
-
величина затрат на
-
квалификация и опыт ключевого
персонала в отделе
-
оснащенность отдела
-
реальные достижения
-
направления исследований и
-
связи подразделения НИОКР с
другими исследовательскими
- формы государственной и частной помощи проведению исследований и разработок;
-
доходы, которые подразделение
Оценка и страхование риска. Риск означает вероятность неполучения положительного результата (прибыли) или получение отрицательного результата (убытков) в предпринимательской деятельности. Любой предпринимательский риск имеет три параметра:
Помимо
того, что в финансовом разделе
бизнес-плана рассчитывается инвестиционный
риск, считаем необходимым посвятить
проблемам риска отдельный
- общую оценку возможных рисков;
- анализ типов рисков, их источников и моментов возникновения;
-
разработку мер по минимизации
ущерба.
Тема 4 Мотивация
4.1 Понятие мотивации
Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако, многие полагают, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. На самом деле истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить, и они чрезвычайно сложны.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации
Предыстория теорий мотиваций.
Политика кнута и пряника, существовавшая более тысячи лет, примерно в 1910 году этот способ был поднят на новую высоту «школой научного управления». Тейлор и его современники определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда было впечатляющим.
Попытки использовать в управлении методы психологии. Тезис о том, что люди не всегда поступают рационально был выдвинут Зигмундом Фрейдом. Но только с появлением работы Элтона Мэйо стало понятно, что мотивации по типу кнута и пряников недостаточно. Первые крупные исследования поведения работников на рабочем месте явились частью экспериментов в Хотторне, которые проводились Мэйо и его сотрудниками в конце 20 -х годов. Эта работа закончилась осознанием того, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда.
Психологические
теории мотивации появились гораздо
позднее. Они возникли в 40 -х г.г. и
развиваются в настоящее время.
Рис.
Модель процесса мотивации
4.2 Современные теории мотивации.
Разработанные
теории мотивации в зависимости от их
основы можно условно разделить на две
группы: содержательные и процессуальные
(см. рис.)
Рис. Классификация
теорий мотивации
1) Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних побуждений (потребностей).
А)
Теория мотивации Абрахама
Маслоу ( иерархия потребностей