Курс лекций по "Основы менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:12, лекция

Описание

Работа содержит 9 лекций по "Основы менеджмента".
1.1 Основные определения
Менеджмент – управление социально – экономическими процессами в рыночных условиях.
Объект менеджмента – организация.
Организация – не менее двух людей, объединенных общей целью и действующие совместно для достижения этой цели.
Субъект менеджмента – менеджер – управляющий любого уровня, у которого есть подчиненные, персонал.

Содержание

Тема 1 Основные понятия менеджмента
Тема 2 Организация
Тема 3. Планирование
Тема 4 Мотивация
Тема 5 Контроль
Тема 6 Коммуникации
Лекция 7 Принятие решений
Тема 8 Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала фирмы
Тема 9 Власть и влияние в организации

Работа состоит из  1 файл

Основы менеджмента.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)

      Бизнес-план имеет четко очерченные временные  рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены. Таким образом, бизнес-план по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью.

      Близким "родственником" бизнес-плана  можно назвать такой документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО - это еще один вариант  плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во многом близки функциям бизнес-плана.

      Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что технико-экономическое обоснование - это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта. Следовательно, можно говорить о гораздо более узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом.

      В соответствии с разработкой ЮНИДО  предлагается следующая последовательность изложения материалов ТЭО:

      1. Общие исходные данные и условия.

      2. Рынок и мощность предприятия.

      3. Материальные факторы производства.

      4. Место нахождения предприятия.

      5. Проектно-конструкторская документация.

      6. Организация предприятия и накладные  расходы.

      7. Трудовые ресурсы.

      8. Планирование сроков осуществления  проекта.

      9. Финансово-экономическая оценка  проекта.

      Бизнес-план, как форма обоснования предпринимательского проекта, постепенно вытесняет ТЭО из сферы плановой деятельности бизнеса. В нем заключаются преимущества гибкого сочетания производственного и рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности фирмы.

      Обычно состав бизнес-плана таков:

      - титульный лист;

      - резюме;

      - история своего бизнеса;

      - описание продуктов (услуг);

      - описание дел в отрасли, товарные  рынки;

      - конкуренты: оценка и выбор конкурентной  стратегии;

      - производственный план;

      - план маркетинга;

      - организационный план;

      - финансовый план и оценка риска;

      - план исследований и разработок;

      - оценка и страхование риска;

      - приложения.

      Титульный лист и оглавление. Титульный лист имеет следующее содержание:

      - заголовок плана;

      - дата его подготовки;

      - кто подготовил план: полное название  и адрес фирмы, а также имя предпринимателя и его домашний телефон;

      - для кого подготовлен план.

      Иногда  рекомендуют в титульный лист включить заявление о том, что  содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению, -так фиксируется право предпринимателя на свою идею.

      Оглавление - это наиболее читаемая часть бизнес-плана  после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление о содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых разделов плана и не забыть пронумеровать страницы.

      Резюме. Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел предприниматель.

      Структура резюме должна состоять из трех частей:

      - введение: включает цели плана,  кратко выраженную суть проекта;

      - основное содержание: краткое описание  всех ключевых элементов бизнес-плана  и его основных частей: род  деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т.д.

      - заключение: суммирует факторы будущего  успеха предпринимателя, может  включать описание основных способов  действий предпринимателя.

      Резюме  должно быть кратким, обычно 3-4 страницы, но лучше если резюме поместится на одной странице.

      История бизнеса. Этот раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует и прошло определенный путь развития.

      Раздел  должен рассказать о том, когда бизнес был основан, каковы основные этапы  его развития, какие продукты (услуги) были представлены на рынок, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме.

      Итоги деятельности и достигнутый успех  необходимо связать с намеченными  целями и ориентирами.

      Описание  продуктов (услуг). Вопросы, которые относятся к описанию товара (продукта/услуги) могут представлять собой следующий перечень:

      1. Конкурентное описание товара  и способов его применения. При  этом свойства товара должны быть сопряжены с потребностями его потенциальных покупателей.

      2. Тенденции применения выбранного  товара (будет ли с течением  времени его потребление возрастать или уменьшаться, возможны ли новые способы его применения?) Каким фирма видит жизненный цикл своего товара?

      3. Каков диапазон подобных продуктов/услуг, предлагаемых конкурентами? Обладает ли выбранный товар уникальностью по сравнению с моделями конкурентов, требует ли рынок (потребителей) наличия уникальности, специфичности товара?

      4. Каков уровень защиты товара, то есть располагает ли предприниматель патентом, авторскими правами, зарегистрированной торговой маркой?

      В описание товара должно входить не только перечисление химических, физических, механических свойств, - то есть собственно свойств товара, но и его дизайн, упаковка.

      В этом разделе плана можно предложить приблизительное определение уровня цен, возможности последовательного технического обслуживания.

      Если  свойства товара определяют некоторые  колебания в величине его продаж - изменчивость, сезонность, это нужно специально оговорить.

      Анализ  положения дел в отрасли. Описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, насколько подвержен циклическим и сезонным колебаниям. Необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которую они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы.

      Важно сделать вывод об общей привлекательности  рынка. Если она удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную долю, дать прогноз продаж своей продукции. Он должен быть выражен как в денежных показателях, так и в показателях физических единиц.

      Оценка  конкурентов и  выбор конкурентной стратегии. В бизнес-плане должен быть описаны выбранные стратегии и их конкретное применение.

      Когда конкурентная стратегия выбрана, предпринимателю  нужно решить:

      - как лучше ее реализовать?

      - нужна ли реорганизация для  структуры предприятия?

      - какой должна стать финансовая  структура, необходимая для осуществления стратегии?

      - нужно ли уходить с традиционного  рынка? Если традиционный рынок  дополняется новым, то на каком из них нужно сконцентрироваться?

      - возможно ли повышение прибыли  без изменения текущей конкурентной  позиции фирмы.

      Если  предприниматель действительно  решил изменить свою стратегию или  только внедряется на конкурентный рынок, он должен предусмотреть возможные ответные действия конкурентов:

      - степень вероятности ответных  действий;

      - их возможное воздействие на  фирму;

      - когда это может произойти;

      - насколько агрессивными они будут;

      - есть ли возможность уклониться  от особенно агрессивных воздействий?

      План  производства. Главное правило при написании этого раздела: изложение должно быть предельно простым, так как читать этот раздел скорее всего будут люди без специального инженерного образования.

      Помимо  технического описания план производства должен включать экономические расчеты  издержек производства.

      Кроме этого должны быть даны ответы на следующие  вопросы:

      1. Каковы основные методы производства и технологии?

      2. Какова общая структура производственного  процесса, операции по выпуску  товара? Возможно ли достижение  преимущества в операциях? Структуру  производственного процесса лучше показать при помощи схемы производственных потоков.

      3. Какое сырье и материалы необходимы? Кто является основными поставщиками  сырья? Указать их имена и  адреса.

      4. Выявлены ли критические факторы?  Ими могут быть поставщики, время,  затрачиваемое на те или иные операции и т.д.

      5. Какие мощности необходимы для организации производства? Существуют ли на предприятии уже задействованные мощности? Каковы планы их расширения, затраты (издержки), связанные с расширением мощностей и период расширения?

      6. Может ли предприятие рассчитывать  на эффект масштаба производства: какова предполагаемая структура издержек?

      7. Как часты случаи дублирования, непредвиденные обстоятельства  при выполнении производственных  операций?

      8. Как осуществляется контроль  качества?

      9. Описание оборудования: как существующего,  так и необходимого, как осуществляется его выбор?

      10. Где будет расположено производство? Требования к производству со  стороны месторасположения и географических условий.

      11. Рабочая сила, необходимая для  ведения производства сегодня  и в будущем. Соответствует ли квалификация работников возможностям и специфике оборудования?

      План  маркетинга. Маркетинговый план бизнес-плана нужен для того, чтобы:

      - предприниматель мог осознать  основные цели и задачи, стратегию  маркетинговой деятельности фирмы;

      - работники маркетинговых подразделений фирмы могли использовать план как руководство для действий по освоению и созданию рынка своего товара;

      - инвесторы могли убедиться в  достаточной емкости и перспективе  рынка.

      Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга и давать ответ на следующие вопросы:

      - каковы основные характеристики  покупателей на том отраслевом  рынке, на который ориентируется  предприятие? Какие группы покупателей  по уровню доходов, демографическому признаку можно выделить, другими словами, каковы основные сегменты данного рынка? На какой из сегментов намерено ориентироваться предприятие?

Информация о работе Курс лекций по "Основы менеджмента"