Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:12, лекция
Работа содержит 9 лекций по "Основы менеджмента".
1.1 Основные определения
Менеджмент – управление социально – экономическими процессами в рыночных условиях.
Объект менеджмента – организация.
Организация – не менее двух людей, объединенных общей целью и действующие совместно для достижения этой цели.
Субъект менеджмента – менеджер – управляющий любого уровня, у которого есть подчиненные, персонал.
Тема 1 Основные понятия менеджмента
Тема 2 Организация
Тема 3. Планирование
Тема 4 Мотивация
Тема 5 Контроль
Тема 6 Коммуникации
Лекция 7 Принятие решений
Тема 8 Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала фирмы
Тема 9 Власть и влияние в организации
Кроме того, сообщения, передаваемые на вышестоящие уровни организационной иерархии, довольно часто искажаются из-за сложившейся тенденции снабжать руководителей только положительно воспринимаемой информацией. Это приводит к тому, что подчиненные не информируют руководителя о существующей или потенциальной проблеме и сообщают ему только то, что он хочет услышать.
• Перегрузка каналов связи — другая причина трудностей в организационных коммуникациях. Она может быть вызвана как элементарной нехваткой технических средств связи и обработки информации (или их техническим несовершенством), так и избыточностью информационных потоков.
• Нерациональная организационная структура — еще одна причина, способная вызывать проблемы в коммуникациях. Если структура организации продумана плохо, вызывает дублирование функций, задач и полномочий, это неизбежно приводит и к параллельным потокам информации, ее искажениям и замедлению движения. Кроме того, чем больше уровней руководства в организационной структуре, тем больше вероятность информационных искажений, так как каждый уровень фильтрует и корректирует передаваемую информацию. Нерациональная структура может также вызывать конфликты между различными подразделениями и отдельными руководителями, что естественно создает серьезные проблемы при обмене информации и принятии управленческих решений.
Таким образом, все многообразие шумов и преград, можно представить:
6.4 Коммуникационные роли.
В процессе управленческой деятельности руководителю приходится выполнять следующие коммуникационные роли:
6.5 Личностные сети
Виды личностных сетей:
6.6 Внутрифирменная система информации.
Требования к информации:
Классификация информационных потоков:
Внутрифирменная система информации (ВСИ) состоит из:
Задачи ВСИ:
Вид отчетности | Вид информационной системы | Уровень руководства | Решаемые задачи |
годовые | плановые | высший | выработка планов и структур |
ежемесячные (квартал) | диспозитивные | средний | |
ежедневные | учетные | низший |
Лекция 7 Принятие решений
7.1 Понятие решения и его виды
Решение – это выбор альтернативы.
Управленческое решение – это выбор, который делает руководитель, чтобы выполнить обязанности.
Субъект управленческого решения – лицо, принимающее решение.
Объектом является проблема.
Проблемы: структурирование, не структурирование, различие заключенное в ответах на вопросы что делать, как делать, сроки, кто делает, где это будет происходить.
Виды решений:
Требования к управленческим решениям
Подходы к принятию решений:
7.2 Этапы рационального решения:
Аспекты принятия решений:
Профили решений:
Факторы, препятствующие принятию решений:
Методы принятия решений
Тема
8 Конфликты в организациях:
сущность, природа, влияние
на результаты работы
персонала фирмы
8.1 Сущность конфликтов
Конфликт
часто определяют как отсутствие
согласия между двумя
или более сторонами,
которые могут быть
конкретными лицами
или группами. Современная точка зрения
на конфликт заключается в том, что в организациях,
даже с эффективным управлением, некоторые
конфликты не только возможны, но и желательны.
Во многих ситуациях конфликт помогает
выявить разнообразие точек зрения, большее
число альтернатив или проблем. Это делает
процесс принятия решений более эффективным.
Отсюда - конфликт
может быть функциональным,
ведущим к повышению эффективности организации,
или дисфункциональным,
приводящим к снижению личной удовлетворенности,
группового сотрудничества и эффективности
принятия решений.
8.2 Типы конфликтов
Существуют четыре основных типа конфликта:
1) внутриличностный конфликт. Возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результатов его работы, что может происходить, в частности, из-за нарушения принципа единоначалия; когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку;