Курс лекций по "Основы менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:12, лекция

Описание

Работа содержит 9 лекций по "Основы менеджмента".
1.1 Основные определения
Менеджмент – управление социально – экономическими процессами в рыночных условиях.
Объект менеджмента – организация.
Организация – не менее двух людей, объединенных общей целью и действующие совместно для достижения этой цели.
Субъект менеджмента – менеджер – управляющий любого уровня, у которого есть подчиненные, персонал.

Содержание

Тема 1 Основные понятия менеджмента
Тема 2 Организация
Тема 3. Планирование
Тема 4 Мотивация
Тема 5 Контроль
Тема 6 Коммуникации
Лекция 7 Принятие решений
Тема 8 Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала фирмы
Тема 9 Власть и влияние в организации

Работа состоит из  1 файл

Основы менеджмента.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)

    Кроме того, сообщения, передаваемые на вышестоящие  уровни организационной иерархии, довольно часто искажаются из-за сложившейся тенденции снабжать руководителей только положительно воспринимаемой информацией. Это приводит к тому, что подчиненные не информируют руководителя о существующей или потенциальной проблеме и сообщают ему только то, что он хочет услышать.

     Перегрузка каналов связи — другая причина трудностей в организационных коммуникациях. Она может быть вызвана как элементарной нехваткой технических средств связи и обработки информации (или их техническим несовершенством), так и избыточностью информационных потоков.

     Нерациональная организационная структура — еще одна причина, способная вызывать проблемы в коммуникациях. Если структура организации продумана плохо, вызывает дублирование функций, задач и полномочий, это неизбежно приводит и к параллельным потокам информации, ее искажениям и замедлению движения. Кроме того, чем больше уровней руководства в организационной структуре, тем больше вероятность информационных искажений, так как каждый уровень фильтрует и корректирует передаваемую информацию. Нерациональная структура может также вызывать конфликты между различными подразделениями и отдельными руководителями, что естественно создает серьезные проблемы при обмене информации и принятии управленческих решений.

      Таким образом, все многообразие шумов и преград, можно представить:

  1. Межличностные преграды:
  • Восприятие
  • Семантические барьеры
  • Не вербальные (жесты, мимика)
  • Неумение слушать
  • Плохая обратная связь
  • Различие установок
  • Страх
  1. Организационные преграды:
    • Искажение информации
    • Информационная перегрузка
    • Неудачная структура организации
    • Различие в социальном положении
    • Формулировка
 

      6.4 Коммуникационные роли.

      В процессе управленческой деятельности руководителю приходится выполнять  следующие коммуникационные роли:

  1. Сторож – место в структуре позволяет регулировать потоки сообщений (секретарь). Цель – снижение информационных перегрузок.
  2. Связной – тот, кто связывает на межличностной основе две или более групп не принадлежащих ни к одной из них
  3. Лидер мнения – лицо, способное оказывать влияние на поведение других лиц
  4. Космополит – тот, кто чаще других связывается с внешней средой (маркетолог).
 

      6.5 Личностные сети

      Виды  личностных сетей:

  • Радиальная- каждый индивид связан с другими, несвязанными  между собой индивидами
  • Взаимосвязанная - каждый индивид связан с другими, связанными  между собой индивидами
  • Гибкая – комбинация радиальной и взаимосвязанной личностной сети.
 

      6.6 Внутрифирменная система информации.

Требования к информации:

  1. краткость, четкость, своевременность
  2. удовлетворенность конкретной работой
  3. точность и достоверность

Классификация информационных потоков:

  1. элементарные: комплексные, ключевые, базисные.
  2. по отношению к организациям: внутренние, внешние.
  3. по виду носительной информации: электронные, бумажные, магнитные.
  4. по степени открытия: открытые, закрытые, простые, секретные, коммерческие.
  5. по назначению: дериктивные, нормативно-справочные.
  6. по временному возникновению: регулярные, периодичные, оперативные.
  7. по способу передачи данных: курьерские, телефонные и т.д.

Внутрифирменная система информации (ВСИ) состоит  из:

  • компонентов обработки информации
  • каналов передачи информации
  • информации

Задачи ВСИ:

  • координация деятельности
  • обработка и хранение
  • разработка программного обеспечения
  • централизация планирования
  • выполнение копировальных работ, передача информации
  • автоматизация
 
Вид отчетности Вид информационной системы Уровень руководства Решаемые задачи
годовые плановые высший выработка планов и структур
ежемесячные (квартал) диспозитивные средний  
ежедневные учетные низший  
 

Лекция 7 Принятие решений

      7.1 Понятие решения  и его виды 

      Решение – это выбор альтернативы.

      Управленческое  решение – это выбор, который делает руководитель, чтобы выполнить обязанности.

      Субъект управленческого  решения – лицо, принимающее решение.

      Объектом  является проблема.

      Проблемы: структурирование, не структурирование, различие заключенное в ответах на вопросы что делать, как делать, сроки, кто делает, где это будет происходить.

      Виды  решений:

  1. по уровням:
    • на уровень индивида
    • на уровень организации
  2. по степени повторяемости проблемы:
    • типичные
    • не типичные
  1. значимость цели:
    • стратегические
    • тактические
  1. по сфере воздействия:
    • глобальная
    • локальная
  1. по деятельности организации:
    • долгосрочная
    • краткосрочная
  1. по прогнозированию последствия решений:
    • корректированное
    • не корректированное
  1. по характеру использования информации:
    • детерминическое
    • вероятностные
    • статистические
  1. по методу разработки решения:
    • формализованная
    • не формализованная
  1. по количеству критерий выбора:
    • однокритериальный
    • многокритериальный
  1. по форме принятия решений:
    • единоличные
    • коллегиальные
  1. по стандартности решения проблемы:
    • запрограммированное
    • не запрограммированное
  1. по психологическому критерию:
    • интуитивные
    • основанные на суждение
    • рациональные

      Требования  к управленческим решениям

  • своевременность
  • реализуемость
  • конкретность, регламентированность
  • жесткость и гибкость
  • эффективность решения
  • соблюдение принципа решения
  • креативность
 

      Подходы к принятию решений:

  • интуитивный
  • подход основанный на суждении
  • рациональный
 

      7.2  Этапы рационального решения:

  1. определение проблемы
  2. ограничения, требования
  3. формулировка альтернатив
  4. оценка и выбор альтернатив
  5. реализация решений
  6. контроль

Аспекты принятия решений:

    • содержательные (рациональные)
    • организационный (создание группы для принятия решений)
    • автономная форма
    • локально-коллективная
    • интегративно-коллективная

Профили решений:

  • мотивационно-пассивные
  • имитация бурной деятельности
  • общее руководство
  • устрационная
  • напряженный, безуспешный поиск до конца
  • формально-правильное, но не рациональное
  • эвристические (на основе опыта)
  • эвристический организационный профиль

Факторы, препятствующие принятию решений:

  • среда принятия решений: определенная, вероятностная, неопределенная;
  • информационные ограничения;
  • взаимно зависимость решений;
  • психологические особенности руководителя и исполнителя.

Методы  принятия решений

  1. Качественные: экспертные оценки, мозговая атака, «Дельфи», дерево цели и т.д.
  2. Количественные: моделирование (математическое программирование, эконометрические модели и т.д.)
 

Тема 8 Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала фирмы 

      8.1 Сущность конфликтов

      Конфликт  часто определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Современная точка зрения на конфликт заключается в том, что в организациях, даже с эффективным управлением, некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решений более эффективным. Отсюда - конфликт может быть функциональным, ведущим к повышению эффективности организации, или дисфункциональным, приводящим к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности принятия решений. 

      8.2 Типы конфликтов

  Существуют четыре основных типа конфликта:

1) внутриличностный конфликт. Возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результатов его работы, что может происходить, в частности, из-за нарушения принципа единоначалия; когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку;

Информация о работе Курс лекций по "Основы менеджмента"