Лекции по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:09, лекция

Описание

лекции по менеджменту к ГОСам

Работа состоит из  1 файл

гэк по мен.doc

— 296.50 Кб (Скачать документ)

ОСНОВЫ  МЕНЕДЖМЕНТА 

1. Эволюция школ  и концепций менеджмента.

1. Подходы  к менеджменту на основе  выделения 

     различных школ.

   - Школа научного управления (Ф.Тейлор,

      Г. Эмерсон).

   - Административная (классическая) школа

      менеджмента (А.Файоль, Л.Урвик)

   - Рациональная бюрократия М.Вебера.

   - Школа человеческих отношений  (М.Фоллетт, 

      Э.Мэйо), развитие поведенческих наук

      (А.Маслоу, Д.Мак-Грегар)

2. Системный  и ситуационный подход к 

     управлению.

3. Современная  система взглядов на менеджмент.

      К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Их появление  было ответом на развитие промышленности. Разделение труда на больших предприятиях привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им.

      Организация – это группа людей взаимодействие между которыми приобретает форму целенаправленного процесса. Любая организация нуждается в управлении. Управление в условиях рынка получило название менеджмент.

      Менеджмент – это процесс координации и объединения рабочей деятельности других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной.

     Эффективность – это максимально выгодное соотношение между затратами и экономическим совокупным  результатом.

      Менеджер – это член организации, который объединяет и координирует работу других ее членов и несет ответственность.

       Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана», по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

      Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).

    Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда. Г. Эмерсон сформулировал важнейшие принципы повышения производительности труда:

-отчетливо  поставленные цели, здравый смысл, дисциплина, компетентная консультация, точный и постоянный учет, нормы и расписания, нормирование операции, письменные инструкции, вознаграждение за производительность.

      Генри Форд ориентировался на  крупные промышленные комплексы.  Для них характерны следующие организационные принципы: глубокое разделение труда при конвейерной организации производства; экономия на издержках; массовое производство, обеспечивающие меньшую стоимость изделий; развитие стандартизации.

     Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем (1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента (14 принципов), которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Финансовая деятельность, администрирование, документирование, быджетирование.

      К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864–1920) «бюрократией». Большинство теоретиков управления, высоко оценивая организационной модели Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался лишь формальной организацией управления. Организация должна работать как часы, четко расписаны процедуры и правила.

    Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент) уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам.

     Считается, что начало этому направлению положил Элтон Мэйо (1880–1945); который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда.

   Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет (1868–1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.

Большой вклад в развитие поведенческих наук был сделан в 40–60-е годы, когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour – поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908–1970).  Д. Мак-Грегор – теории Х иY.

   Одной из наиболее известных концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, являются взгляды профессора Фредерика Херцберга (род. 1904), обусловливающие мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой.

    В поведенческих науках  подчеркивается  значение социально-экономического  климата, человеческих взаимоотношений.

Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов. В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализ (экономика не стабильна, нужно принимать решение ежеминутно).

На современном  этапе происходит формирование самостоятельных  дисциплин:

- управление  проектами, стратегический, инновационный менеджмент, теория лидерства, тайм менеджмент, самоменеджмент. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Разнообразие  моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.

1. Влияние  национально-исторических факторов  на развитие менеджмента.

2. Разнообразие  моделей менеджмента.

3. Особенности  американской модели управления.

4. Японская  модель управления.

5. Европейский менеджмент.

6. Особенности  российского менеджмента.

      Экономические отношения в настоящее время связывают национальные экономики и в значительной степени   нейтрализуют   национальные   особенности экономического поведения. На 75% одинаковые модели, отличия в менталитете. Национальные особенности управления организацией важны для менеджера по следующим мотивам:

– в настоящее время многие организации активно взаимодействуют с зарубежными фирмами и компаниями.

– опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах.

– менеджер может найти работу за границей.

     Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.

США вполне можно считать страной, в которой  в наибольшей степени менеджменту  обучают.

Американский  менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.

Для американского  менеджмента очень характерно представление  о персональной ответственности  работника. Эффективность работы конкретного  руководителя определяется на основании  того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.

Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. Дело в том, что Европа и США – это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями.

Одно  из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского  состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов  и компаний дочерние компании сохраняют  заметную долю самостоятельности. Эта  самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.

На  японский менеджмент накладывает отпечаток самобытная культура Японии и то, что на мировой рынок она вышла только после Второй мировой войны. Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего – ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому руководителей в Японии готовят непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала дают теоретические знания, которые затем закрепляются практикой, то в Японии предоставляют практику, которая только затем переходит в знания.

Японцы  очень внимательно относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника; гораздо более важной для них является коллективная (групповая) ответственность. Еще одна особенность японского менеджмента состоит в том, что руководящие работники особое внимание уделяют технологическим нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит все страны мира («точно в срок», кружки качества).

Наука об управлении в России находится на стадии становления, и имеет свои особенности:

- склонность  к спонсорству и благотворительности,

- фундаментальность  в области образования,

- традиции  технократического подхода к  управлению (техника на 1 месте),

- опыт  государственного регулирования  экономики,

- потребность  в целеустремленности,

- коммуникабельность,

- высокий  научно-интеллектуальный потенциал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Управление социально-экономическими  системами (организациями).

1. Процесс  развития общей теории управления.

2. Понятие  «система», классификация систем.

Информация о работе Лекции по менеджменту