Лекции по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:09, лекция

Описание

лекции по менеджменту к ГОСам

Работа состоит из  1 файл

гэк по мен.doc

— 296.50 Кб (Скачать документ)

Экономические стимулы всегда связаны с повышением благосостояния работника: зарплата, предпринимательская прибыль, премии, различные виды выплат и льготы.

Неэкономические стимулы:

  1. Моральные стимулы: похвала +  или критика - .
  2. Организационные стимулы: участие в общем деле, предоставление права голоса, повышение статуса в организации, предоставление более значимой и интересной работы.

Мотивация оказывает воздействие на следующие  характеристики: усилие, старание, настойчивость, добросовестность, направленность. 
 

Теории  мотивации.

  1. Содержательные теории мотивации.  В их основе лежит изучение потребностей человека и их классификация:

    1.1. Иерархия  потребностей Абрахама Маслоу.

                - физиологические потребности;

                   - потребности в безопасности

                   - социальные потребности (общение,  дружба, любовь)

                   - потребность в уважении (успех)

                   - самовыражение и творчество.

            1.2. Теория Альдерфера:

                    - потребности существования;

                    - потребности социальных связей;

                    - потребности роста.

            1.3.  Теория   приобретенных    потребностей   Мак-Клелланда.    (он выделяет без 

                    иерархии 3 вида потребностей):

                    - потребность достижения;

                    - потребность соучастия;

                    - потребность властвовать.

             1.4. Теория двух факторов Герберга.

                    «удовлетворенность ---------- отсутствие удовлетворенности»

                    находится  под   влиянием  факторов,  связанных   с   содержанием  работы, т.е. 

                    внутренними      по      отношению     к     работе      факторами      (называются

                    «мотивирующими»)

                    «отсутствие неудовлетворенности  -------------- неудовлетворенность» 

                    определяется  влиянием  факторов,  в  основном  связанных  с  окружением,  в 

                    котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Факторы «здоровья».

2.  Процессный подход к мотивации.

    Поведение личности определяется не только ее потребностями,  но  и  восприятием

    конкретной  ситуации,  ожиданиями,  оценкой  своих  возможностей  и  результатов

     работы.

Теория  ожидания Врума. Сила мотивированности работника зависит от ценности и желательности вознаграждения, от реальности его получения т.е. «ценности ожидания», на основе ранее полученного опыта формируется ожидание содержащие оценку реальности достижение целей.

Теория  справедливости Адамса (равенства). На мотивацию существенное влияет справедливость оценки деятельности и результатов работников по сравнению с другими людьми другими периодами. Каждый субъект мысленно оценивает соотношение

Индивид. дох.  =   дох. др. лиц (др. периодов) =   100  = 100

Инд. затраты       затраты др. лиц (др. периодов)    100      50

Теория  постановки целей. Поведение человека определяется теми целями, которые он сам ставит перед собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определенные действия.

- осознание окружения  с учетом эмоционального состояния

- определение  цели, задающей направление и  интенсивность действий

- осуществление  действий

- удовлетворенность результатом.

Концепция партисипативного управления. Это система взглядов и практического опыта на заинтересованность работника не только непосредственно в своей работе, но и в том, как его работа сказывается на деятельности всей организации.

  Направление партисипативного управления таковы:

  • Работники получают право самостоятельно решать, каким способом лучше всего выполнить свою работу.
  • Работникам предоставляется возможность широкого участия в рационализаторской деятельности.
  • Работники привлекаются к принятию решения по поводу выполняемой ими работы.
  • Работникам предоставляется право формировать рабочие группы по собственному усмотрению.
  • Работникам дается право контроля за количеством и качеством труда.

       Партисипативное управление можно  использовать в следующих случаях:

  1. когда возрастает зрелость работников, что делает целесообразным прибегать к децентрализации ответственности при принятии решений;
  2. для того, чтобы обеспечить лучшее понимание решений, повысить их действенность и реализацию;
  3. при создании механизма профессионального роста работников и руководителей низшего звена;
  4. чтобы повысить активность предложений по «нововведениям».
 

При формировании мотивационного механизма на современном этапе труд менеджера осуществляется в таких направлениях:

    • работа по совершенствованию материального вознаграждения сотрудников (материальное стимулирование);
    • разработка и осуществление систем и мер моральных стимулов к труду;
    • создание условий привлекательности, интересности труда, эстетичности трудового места  и трудовых операций;
    • гарантирование занятости, деловой карьеры, возможностей повышения квалификации и т.д.

Менеджер, помимо этого, должен оценить степень трудового участия каждого сотрудника или группы.

Есть  несколько способов вознаградить людей  за труд:

  1. Материальное вознаграждение за более интенсивный труд и лучшее его качество вне зависимости от стажа работника в различной форме.
  2. Разовое денежное вознаграждение за выполнение научных и инженерных работ при их внедрении в производство (премия).
  3. Повышение в должности, звании, которые в наибольшей степени соответствуют возможностям работника.
  4. Поощрение свободным временем или предоставление возможности работнику самостоятельно планировать свой рабочий день, ведущее к росту производительности.
  5. Общественное и личное признание заслуг работника посредством наград, благодарностей, грамот, прессы, радио, телевидения, похвалы в соответствующей форме, доверие, предоставление преимуществ и привилегий за лучшую работу.

  Весь  набор данных стимулов к труду  должен быть гласным, известным  всем сотрудникам и действительно  заслуженным.

    Важно разобраться в вопросе,  кого и чем можно поощрять, как это делать. Однако в любом коллективе можно увидеть не только тех, кто постоянно стремится к лучшим результатам в труде. В этой связи возникает вопрос о наказании работников, допустивших промахи в работе, злоупотребления, хищения, подлого, нанесшие материальный и моральный урон фирме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12 Контроль в системе  менеджмента.

1. Сущность  и необходимость контроля.

2. Субъекты  и объекты контроля.

3. Основные  виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.

4. Механизм  контроля и принципы его осуществления.

5. Этапы  процесса контроля.

6. Характеристика  эффективного контроля.  

     Управление – это непрерывный  процесс целенаправленных действий. Планы не всегда претворяются  в жизнь так, как они первоначально были разработаны; люди не всегда четко и правильно выполняют задачи; внешняя среда меняется, и организация должна адаптироваться к ней.

     Определение того, достигла ли  организация своих целей, осуществляется с помощью контроля.

    Контроль –  это постоянное сравнение того, что есть с тем, что должно быть.

Контроль  называют также обратной связью. Воздействуя на объект управления, получают информацию о новом состоянии. На основании этой информации принимают новые решения и осуществляют новые воздействия. 

Управляющее воздействие 

Орган управления (субъект упр.) Объект управления

 

Информация  о новом состоянии объекта 

     С помощью контроля руководство определяет, правильны ли его решения, не нуждаются ли они в корректировке; контроль обнаруживает ошибки в деятельности, следовательно, создает возможность их устранить, исправить, чтобы выполнить типовые задания и достичь поставленных целей; он используется для стимулирования успешной деятельности.

     Функцию контроля выполняет каждый руководитель, это неотъемлемая часть его должностных обязанностей.

Объектом контроля выступает организация. Внутри организации контролю подвергаются проходящие в ней процессы и отдельные элементы системы. Скажем, предметом контроля производства является количество и качество продукции, соблюдение технологии, сроки выполнения работ. 

Формы контроля: наблюдение, использование измерительных приборов, финансовые и бухгалтерские документы, совещания, письменные отчеты о проделанной работе.

Виды контроля:

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Он используется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется непосредственно на стадии хозяйственного процесса. Его объектом является подчиненные, а субъектом – их начальник. Задача этого контроля – своевременно выявить и скорректировать отклонения, возникающие в ходе работы, от заданных параметров.

 Заключительный контроль осуществляется после выполнения работы. Он показывает, каких результатов добились люди, вскрывает упущения и недостатка в работе. Роль этого вида контроля заключается в следующем:

- он  дает информацию для дальнейшего  планирования;

- способствует  мотивации.

Принципы  контроля:

  1. Контроль должен быть постоянным, систематическим, не должен ограничиваться инцидентами.
  2. Контроль должен быть объективным, без личных симпатий и антипатий. Должен опираться на точные и объективные нормативы.
  3. Контроль не должен быть тотальным, всеобщем, поскольку снижает ответственность исполнителей.
  4. Контроль должен осуществляться открыто, и должно быть известно, кто контролирует, в какой форме и какими средствами.
  5. Контроль должен быть экономичным, т.е. выгоды приносимые контролем должны превышать затраты на его проведения.
  6. Контроль не может рассматриваться как карательное средство, а является проявлением интереса к достижениям  сотрудников.
  7. Результаты контроля должны немедленно доводится до исполнителя, их нельзя приберегать к случаю или использовать как козырную карту против работника.
  8. Система контроля должна быть адекватна личности руководителя.

Этапы процесса контроля:

1. Выработка  стандартов и критериев.

     - статистические нормы, они основаны  на анализе прошлых лет.

     - установление норм методом здравого  смысла 

Информация о работе Лекции по менеджменту