Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:09, лекция
лекции по менеджменту к ГОСам
Экономические стимулы всегда связаны с повышением благосостояния работника: зарплата, предпринимательская прибыль, премии, различные виды выплат и льготы.
Неэкономические стимулы:
Мотивация
оказывает воздействие на следующие
характеристики: усилие, старание, настойчивость,
добросовестность, направленность.
Теории мотивации.
1.1. Иерархия потребностей Абрахама Маслоу.
- физиологические потребности;
- потребности в безопасности
- социальные потребности (
- потребность в уважении (успех)
- самовыражение и творчество.
1.2. Теория Альдерфера:
- потребности существования;
- потребности социальных связей;
- потребности роста.
1.3. Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда. (он выделяет без
иерархии 3 вида потребностей):
- потребность достижения;
- потребность соучастия;
- потребность властвовать.
1.4. Теория двух факторов Герберга.
«удовлетворенность ---------- отсутствие удовлетворенности»
находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, т.е.
внутренними по отношению к работе факторами (называются
«мотивирующими»)
«отсутствие
определяется влиянием факторов, в основном связанных с окружением, в
котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Факторы «здоровья».
2. Процессный подход к мотивации.
Поведение личности определяется не только ее потребностями, но и восприятием
конкретной ситуации, ожиданиями, оценкой своих возможностей и результатов
работы.
Теория ожидания Врума. Сила мотивированности работника зависит от ценности и желательности вознаграждения, от реальности его получения т.е. «ценности ожидания», на основе ранее полученного опыта формируется ожидание содержащие оценку реальности достижение целей.
Теория справедливости Адамса (равенства). На мотивацию существенное влияет справедливость оценки деятельности и результатов работников по сравнению с другими людьми другими периодами. Каждый субъект мысленно оценивает соотношение
Индивид. дох. = дох. др. лиц (др. периодов) = 100 = 100
Инд. затраты затраты др. лиц (др. периодов) 100 50
Теория постановки целей. Поведение человека определяется теми целями, которые он сам ставит перед собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определенные действия.
- осознание окружения
с учетом эмоционального
- определение цели, задающей направление и интенсивность действий
- осуществление действий
- удовлетворенность результатом.
Концепция партисипативного управления. Это система взглядов и практического опыта на заинтересованность работника не только непосредственно в своей работе, но и в том, как его работа сказывается на деятельности всей организации.
Направление партисипативного управления таковы:
Партисипативное управление
При формировании мотивационного механизма на современном этапе труд менеджера осуществляется в таких направлениях:
Менеджер, помимо этого, должен оценить степень трудового участия каждого сотрудника или группы.
Есть несколько способов вознаградить людей за труд:
Весь
набор данных стимулов к труду
должен быть гласным,
Важно разобраться в вопросе,
кого и чем можно поощрять,
как это делать. Однако в любом коллективе
можно увидеть не только тех, кто постоянно
стремится к лучшим результатам в труде.
В этой связи возникает вопрос о наказании
работников, допустивших промахи в работе,
злоупотребления, хищения, подлого, нанесшие
материальный и моральный урон фирме.
12 Контроль в системе менеджмента.
1. Сущность и необходимость контроля.
2. Субъекты и объекты контроля.
3. Основные виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.
4. Механизм
контроля и принципы его
5. Этапы процесса контроля.
6. Характеристика
эффективного контроля.
Управление – это непрерывный
процесс целенаправленных
Определение того, достигла ли организация своих целей, осуществляется с помощью контроля.
Контроль – это постоянное сравнение того, что есть с тем, что должно быть.
Контроль
называют также обратной
связью. Воздействуя на объект управления,
получают информацию о новом состоянии.
На основании этой информации принимают
новые решения и осуществляют новые воздействия.
Управляющее
воздействие
Орган управления (субъект упр.) | Объект управления |
Информация
о новом состоянии объекта
С помощью контроля руководство определяет, правильны ли его решения, не нуждаются ли они в корректировке; контроль обнаруживает ошибки в деятельности, следовательно, создает возможность их устранить, исправить, чтобы выполнить типовые задания и достичь поставленных целей; он используется для стимулирования успешной деятельности.
Функцию контроля выполняет каждый руководитель, это неотъемлемая часть его должностных обязанностей.
Объектом контроля выступает организация. Внутри организации контролю подвергаются проходящие в ней процессы и отдельные элементы системы. Скажем, предметом контроля производства является количество и качество продукции, соблюдение технологии, сроки выполнения работ.
Формы контроля: наблюдение, использование измерительных приборов, финансовые и бухгалтерские документы, совещания, письменные отчеты о проделанной работе.
Виды контроля:
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Он используется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
Текущий контроль осуществляется непосредственно на стадии хозяйственного процесса. Его объектом является подчиненные, а субъектом – их начальник. Задача этого контроля – своевременно выявить и скорректировать отклонения, возникающие в ходе работы, от заданных параметров.
Заключительный контроль осуществляется после выполнения работы. Он показывает, каких результатов добились люди, вскрывает упущения и недостатка в работе. Роль этого вида контроля заключается в следующем:
- он
дает информацию для
- способствует мотивации.
Принципы контроля:
Этапы процесса контроля:
1. Выработка стандартов и критериев.
- статистические нормы, они
- установление норм методом