Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:09, лекция
лекции по менеджменту к ГОСам
3. Основные принципы и закономерности управления различными системами.
4. Организация как система управления.
5. Основные категории системы управления: объект и субъект управления; вход и выход; прямые и
обратные связи; среда воздействия.
Кибернетика – наука об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах.
Кибернетика изучает системы.
Система – это целое созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности.
Признаки системы:
Свойства системы:
Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является их группировка в трех подсистемах:
Кроме этого можно отметить: искусственные (созданные человеком), естественные (не зав. от человека);
Открытые – активно взаимодействующие с внешней средой (в первую очередь организации),
Закрытые – минимум взаимодействия с внешней средой (в чистом виде не существуют).
Процесс – это явление, которое имеет начало и конец и проистекает в определенный промежуток времени.
Организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.
Орган управления – субъект управления. Объект управления тот кем, или чем управляют.
Вход
Внутренняя среда
Внешняя среда
Закон синергии. Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.
Признаки синергии:
Закон самосохранения. Каждая материальная система стремиться сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал.
Закон развития. Каждая материальная система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Закон развития опирается на ряд принципов:
.
4. Методологические основы менеджмента
1. Взаимодействие
понятий «менеджмент» и «
2. Менеджмент
как наука и практика
3. Сущность
менеджмента как науки
4. Научные основы менеджмента: предмет и метод; цели и задачи.
Менеджмент – это процесс координации и объединения рабочей деятельности других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной.
Управление – целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.
Предмет менеджмента
Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания.
Общими основами методологии менеджмента являются диалектический метод, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; от частного к общему.
Конкретными
основами методологии
менеджмента являются:
- системный метод базируется на понятии
«система», под которой понимается совокупность
связанных элементов, объединенных в одно
целое для достижения определенной цели;
- процессный метод.
- количественный метод.
- процессный метод.
- маркетинговый метод
В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования.
Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний.
Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.
Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.
Задача
менеджмента –
организация хозяйственной деятельности
с учетом потребности потребителя рынка
и имеющихся ресурсов.
5. Социофакторы и этика менеджмента
1. Роль
социальных факторов в
2. Взаимосвязь
социофакторов и вопросов
3. Этическая роль менеджера в организации.
4. Исторические традиции и современные этические нормы в России.
Этика – наука, изучающая мораль. Различают этику универсальную, для всех людей и этику профессиональную (капитан последним покидает тонущий корабль).
Мораль - набор общепринятых правил, которые принимаются обществом (ее основы, заложены в Библии).
Менеджмент как деятельность реализуется в организациях, которые состоят из людей, и это значит, что менеджмент представляет собой социальное явление.
До средины
ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям
фирмы и общества базировался на следующих
положениях:
- «что хорошо для фирмы, то хорошо и для
общества»;
- «дело бизнеса – бизнес»;
- надо реализовать принцип свободного
предпринимательства (прибыль должна
получаться при минимальных ограничениях
со стороны общества).
Однако такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д. Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм по следующим направлениям:
- технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды;
- процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной платы,
обеспечение занятости);
- поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
- прибыль (утаивание, распределение);
- управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).
Современные этические нормы не допускают антагонизм по отношению к людям другой расы, национальности, неуважительного отношения к физическим недостаткам.
Необходимо проявлять уважение к результатам чужого труда.
Роль менеджера:
Имидж организации – образ
созданный совместными
6. Интеграционные процессы в менеджменте
1. Место
и роль интеграционных
2. Главные факторы интеграции управления.
3. Характеристики интеграции менеджмента.
4. Роль цели и функций в интеграции управления.
5. Тенденции
интеграционных процессов в
Совместная деятельность людей построена на разделении труда. И если управление предназначено для согласования деятельности, то главной его задачей является интеграция – объединение деятельности.