Лекции по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:09, лекция

Описание

лекции по менеджменту к ГОСам

Работа состоит из  1 файл

гэк по мен.doc

— 296.50 Кб (Скачать документ)

3. Основные  принципы и закономерности управления различными системами.

4. Организация как система управления.

5. Основные  категории системы управления: объект и субъект управления; вход и выход; прямые и

    обратные связи; среда воздействия. 

Кибернетика – наука об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах.

Кибернетика изучает системы.

Система – это целое созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности.

Признаки  системы:

  1. Множество элементов.
  2. Единство главной цели для всех элементов.
  3. Наличие связей между элементами.
  4. Целостность и единство элементов.
  5. Структура и иерархичность.
  6. Относительная самостоятельность.
  7. Четко выраженное управление.

Свойства  системы:

  1. Система стремится сохранить свою структуру.
  2. Система имеет потребность в управлении.
  3. В системе формируется сложная зависимость от свойств, входящих в нее элементов.

Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является их группировка в трех подсистемах:

  1. Технической (станки, оборудование, компьютер и т.п.)
  2. Биологической (флора и фауна планеты).
  3. Социальной или общественной системой (человек в совокупности взаимосвязанных элементов).

Кроме этого можно отметить: искусственные (созданные человеком), естественные (не зав. от человека);

Открытые – активно взаимодействующие с внешней средой (в первую очередь организации),

Закрытые  – минимум взаимодействия с внешней средой (в чистом виде не существуют).

Процесс – это явление, которое имеет начало и конец и проистекает в определенный промежуток времени.

Организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

Орган управления – субъект управления. Объект управления тот кем, или чем управляют.

    

         Вход                                                         Выход

                        Внутренняя среда 

                                                          Внешняя среда  
 

Внешняя среда  

Закон синергии. Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.

Признаки  синергии:

  1. Хорошее настроение в коллективе.
  2. Рост числа предложений по совершенствованию чего-либо.
  3. Выработка и поддержание традиций организации.
  4. Снижение заболеваемости.
  5. Уменьшение усталости.
  6. Сокращение технического цикла.
  7. Усиление дисциплины снизу (самоорганизация)
  8. Выполнение плана.

Закон самосохранения. Каждая материальная  система стремиться сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал.

Закон развития. Каждая материальная система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

 Закон  развития опирается на ряд  принципов:

  1. Принцип инерции. Изменения потенциала системы начинается спустя некоторое время после начала изменений во внешней или внутренней среде и продолжается спустя некоторое время после их окончания.
  2. Принцип эластичности состоит в том, что скорость изменения потенциала системы зависит от самого потенциала.
  3. Принцип непрерывности состоим в том, что процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняется лишь скорость и знак этого изменения.
  4. Принцип стабилизации состоит в том, что система стремится к стабилизации диапазона своего потенциала.

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Методологические  основы менеджмента

1. Взаимодействие  понятий «менеджмент» и «управление».

2. Менеджмент  как наука и практика управления, как искусство и орган управления, вид деятельности и процесс.

3. Сущность  менеджмента как науки управления.

4. Научные основы менеджмента: предмет и метод; цели и задачи.

      Менеджмент – это процесс координации и объединения рабочей деятельности других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной.

      Управление – целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.

      Предмет менеджмента охватывает  исследование законов и закономерности  жизнедеятельности организации  и отношений между работниками  в процессе управления

      Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания.

Общими  основами методологии  менеджмента являются диалектический метод, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; от частного к общему.

Конкретными основами методологии менеджмента являются: 
системный метод базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

процессный метод.

- количественный метод.

- процессный метод.

- маркетинговый метод

В системе  методологии центральное место  занимает подсистема методов исследования.

Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний.

Методы  менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.

Задача  менеджмента –  организация хозяйственной деятельности с учетом потребности потребителя рынка и имеющихся ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Социофакторы и этика менеджмента

1. Роль  социальных факторов в деятельности  коллектива.

2. Взаимосвязь  социофакторов и вопросов этики.

3. Этическая  роль менеджера в организации.

4. Исторические традиции и современные этические нормы в России.

Этика – наука, изучающая мораль. Различают этику универсальную, для всех людей и этику профессиональную (капитан последним покидает тонущий корабль).

Мораль - набор общепринятых правил, которые принимаются обществом (ее основы, заложены в Библии).

Менеджмент  как деятельность реализуется в  организациях, которые состоят из людей, и это значит, что менеджмент представляет собой социальное явление.

До средины  ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях: 
-   «что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества»; 
-   «дело бизнеса – бизнес»; 
-   надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).

    Однако такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д. Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм по следующим направлениям:

- технические   характеристики   товара, объем производства, загрязнение среды;

- процессы производства (охрана труда,     нормы загрязнений,    контроль    заработной   платы,

  обеспечение занятости);

- поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);

- прибыль (утаивание, распределение);

- управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).

Современные этические нормы не допускают антагонизм по отношению к людям другой расы, национальности, неуважительного отношения к физическим недостаткам.

Необходимо  проявлять уважение к результатам  чужого труда.

Роль  менеджера:

  1. Воспитательная (собрания, беседы, контроль)
  2. Создание благоприятного морального климата.
  3. Социальная ответственность перед обществом.

     Имидж организации – образ  созданный совместными усилиями  менеджера и коллектива – это  долгосрочный капитал, который благоприятно скажется в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Интеграционные процессы в менеджменте

1. Место  и роль интеграционных процессов  в менеджменте.

2. Главные  факторы интеграции управления.

3. Характеристики  интеграции менеджмента.

4. Роль  цели и функций в интеграции  управления.

5. Тенденции  интеграционных процессов в менеджменте.

Совместная  деятельность людей построена на разделении труда. И если управление предназначено для согласования деятельности, то главной его задачей является интеграция – объединение деятельности.

Информация о работе Лекции по менеджменту