Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:09, лекция
лекции по менеджменту к ГОСам
5. Тактическое
планирование.
План – это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения;
Планирование - одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения, заключается в поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.
Задача планирования – научно обоснованная достигаемых результатов.
Принципы планирования:
В ряду соподчиненности
планов фирмы различают следующие
виды планирования:
– общее (долгосрочное основополагающее,
концепция фирмы);
– стратегическое (долгосрочное развитие
фирмы, сфер быта, производства, НИОКР,
персонала);
– тактическое (условий хозяйственных
операций – производственных мощностей,
средств
производства,
капиталов, инвестиций, персонала и т.д.);
– оперативное планирование (конкретных
действий на краткосрочный период).
Основными признаками
стратегического планирования являются:
– цель планирования – долгосрочное обеспечение
существования фирмы;
– носитель идеи планирования - высший
менеджмент;
– проблемы планирования - отсутствие
надежности и структурирования;
– горизонт планирования – длительные
сроки;
– охват – глобальный, широкий спектр альтернатив;
– принципы – изменение окружающей обстановки
(контролируемые факторы).
Стратегическое
планирование включает в себя три
основных этапа:
– анализ внешней и внутренней среды;
– формулировка миссии (смысла существования)
и целей организации;
– разработка стратегии.
Стратегия
– организационные действия и управляющие
подходы, используемые для достижения
организационных задач и целей организации.
Определение сферы бизнеса, целеполагание,
определение краткосрочных и долгосрочных
задач (программ), определение стратегии
достижения цели образует стратегический
план.
Основными этапами
стратегического управления являются:
1. Определение сферы бизнеса и разработка
назначения фирмы.
2. Трансформация назначения фирмы в частные
долговременные и краткосрочные цели
деятельности.
3. Определение стратегии достижения целей
деятельности.
4. Разработка и реализация стратегии;
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией
и введение корректирующих воздействий.
Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет). Оно касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.
.
9. Организационные отношения в системе менеджмента.
Для эффективного
и производительного
Разделение труда в организации происходит по двум направлениям:
- горизонтальное постадийное разделение работ в организации, начиная с поступления в нее ресурсов и кончая выходом из нее продукции или услуги (снабжение, планирование, производство, сбыт)
- вертикальное разделение работ по уровням иерархии в организации, как в целом, так и в ее отдельных частях.
Рост специализации отдельных
работ ограничивает
Данный процесс
Двумя основными
Линейная департаментизация предполагает относительную автономность в работе. Характеризуется одномерностью связей (только вертикальные) и возможностью самоуправления.
- по численности;
- по времени;
- по территории.
С развитием специализации
- по типу производства;
- по технологии;
Департаментизация по продукту. Произошла смена приоритета в направлении при проектировании организации, т.е. путем группирования работ вокруг результата.
- по продукту;
Матричная департаментизация явилась отражением попыток одновременно максимизировать преимущества и минимизировать слабые стороны как функционального, так и продуктового подходов. Она представляет собой сбалансированный компромисс между делением и группированием работ вокруг ресурсов и вокруг результата. Это наиболее сложная для практической реализации департаментизация. Однако при определенных обстоятельствах она может быть эффективной. Отличительной чертой матричного подхода к департаментизации является формальное наличие у работника одновременно двух начальников, обладающих равными правами. Это система двойного подчинения базируется на комбинации двух начал – функционального и продуктового.
Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Централизация является реакцией на искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления.
Децентрализация – это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией. Понятия «централизация» и децентрализация» вовсе не исключает друг друга.
Типы делегирования.
Степень централизации или
- число
решений, принимаемых на
- важность решения для организации в целом;
- степень
контроля за исполнением
В организации, состоящей из многих частей, должна осуществляться определенным образом координация их деятельности. Данная координация выступает основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации.
Связь – это выражение отношений, а не какое-то действие.
Эффективная
координация является функцией двух
переменных: прав и информации.
10 Организационные структуры управления и принципы их построения.
1. Формы
организации системы
2. Типы
организаций по правовому
3. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой: механический и организационный тип.
4. Типы организаций по взаимодействию подразделений: традиционные, дивизиональные, матричная, комбинированные.
5. Типы организаций по взаимодействию с человеком: корпоративная, индивидуалистическая.
6. Новое
в типах организаций (
Организационная структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления. Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам.
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
линейная (каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности);
функциональная (реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления);
линейно-функциональная (линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы; линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления);
матричная (характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления);
дивизиональная (дивизионы или филиалы выделяются или по области деятельности или географически); множественная (объединяет различные структуры на разных ступенях управления).
Типы организаций
По правовому положению фирмы:
Товарищества - это объединения лиц, общества - объединения капиталов. Полное товарищество - это объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, участники которого лично участвуют в делах товарищества и каждый несет полную ответственность по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом. Убытки и прибыли полного товарищества распределяются между участниками пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищества. Коммандитное товарищество - это объединение двух или нескольких лиц для осуществления предпринимательской деятельности, в котором одни участники (полные товарищи) несут ответственность по делам товарищества как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а другие (коммандитисты, или вкладчики) отвечают только своим вкладом. Общество с ограниченной ответственностью: участники общества несут ответственность по обязательствам общества только своим вкладом и не несут ответственности своим имуществом. Капитал общества с ограниченной ответственностью подразделяется на доли участия – паи. Пай дает право его владельцу на участие в общих собраниях пайщиков, на получение дивидендов и части имущества компании при ее ликвидации. Акционерное общество представляет собой объединение капиталов, образуемое путем выпуска акций, которые являются документом на предъявителя, котируются на фондовой бирже и могут свободно переходить от одного лица к другому. Ответственность вкладчиков-акционеров ограничивается только суммой, уплаченной за акции. Общее партнерство не признается юридическим лицом, хотя и обладает определенными свойствами правосубъектности. Любой компаньон общего партнерства обладает компетенцией представлять других владельцев и принимать финансовые обязательства. Паевое объединение имеет капитал, состоящий из паевых вложений участников, которые получают акции, свободно обращающиеся на бирже. Все участники несут полную ответственность за долги и обязательства объединения. В корпорации акционер несет ограниченную ответственность по обязательствам и долгам общества только в пределах суммы, уплаченной за акции. Капитал корпорации делится либо на акции, либо на паи. Акционеры не могут осуществлять прямой контроль за деятельностью корпорации. Прибыль корпорации подлежит налогообложению.