Лекции по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:09, лекция

Описание

лекции по менеджменту к ГОСам

Работа состоит из  1 файл

гэк по мен.doc

— 296.50 Кб (Скачать документ)

5. Тактическое  планирование. 

План  – это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения;

Планирование  - одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения, заключается в поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

Задача  планирования – научно обоснованная достигаемых результатов.

Принципы  планирования:

  1. Ранжирование объектов планирования и выбор главных.
  2. Разработка альтернативных вариантов планов.
  3. Соответствие планов характеру изменений внешней среды с учетом внутренних возможностей организации.
  4. Сбалансированность планов по ресурсам.
  5. Соответствие результатов затратам.
  6. Использование научных методов планирования.
  7. Экономическая обоснованность планирования показателей.
  8. Непрерывная корректировка и обратная связь в процессе реализации.
  9. Преемственность всех видов планов.

В ряду соподчиненности  планов фирмы различают следующие  виды планирования: 
– общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы); 
– стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала); 
– тактическое (условий хозяйственных операций – производственных мощностей, средств

  производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.); 
– оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Основными признаками стратегического планирования являются: 
– цель планирования – долгосрочное обеспечение существования  фирмы; 
– носитель идеи планирования - высший менеджмент; 
– проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования; 
– горизонт планирования – длительные сроки; 
– охват – глобальный, широкий спектр альтернатив; 
– принципы – изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Стратегическое  планирование включает в себя три  основных этапа: 
– анализ внешней и внутренней среды
– формулировка миссии (смысла существования) и целей организации; 
– разработка стратегии.

Стратегия – организационные действия и управляющие подходы, используемые для достижения организационных задач и целей организации. Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образует стратегический план. 

Основными этапами  стратегического управления являются: 
1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы. 
2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности. 
3. Определение стратегии достижения целей деятельности. 
4. Разработка и реализация стратегии;  
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.
 

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет). Оно касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. Организационные  отношения в системе  менеджмента.

  1. Разделение труда как основа организационных отношений.
  2. Департаментализация и ее виды в организации.
  3. Централизация, децентрализация и делегирование полномочий в управлении, их оптимальное соотношение.
  4. Роль координации в организационном процессе.

Для эффективного и производительного функционирования организации невозможно достичь  без разделения труда.

Разделение  труда в организации происходит по двум направлениям:

- горизонтальное постадийное разделение работ в организации, начиная с поступления в нее ресурсов и кончая выходом из нее продукции или услуги (снабжение, планирование, производство, сбыт)

- вертикальное разделение работ по уровням иерархии в организации, как в целом, так и в ее отдельных частях.

       Рост специализации отдельных  работ ограничивает возможности  координации. Решить эту проблему  можно, если начать группировать  схожие работы и их исполнителей, т.е. начать осуществлять их  определенное организационное обособление исполнителей схожих работ.

       Данный процесс организационного  обособления называется департаментизацией. Посредством департаментизации организация может расширяться практически беспредельно.

      Двумя основными  направлениями,  по которым может осуществляться  департаментизация, являются группирование  работ вокруг ресурсов и группирование работ вокруг результатов деятельности.

      Линейная департаментизация предполагает относительную автономность в работе. Характеризуется одномерностью связей (только вертикальные) и возможностью самоуправления.

- по  численности;

- по  времени;

- по  территории.

     С развитием специализации работы, связанной с получением и распределением  ресурсов в организации, связанной с получением и распределением ресурсов в организации, возникла функциональная департаментизация. В производстве этот тип департаментизации получил развитие в период промышленной революции при создании крупных фабрик и заводов.

- по  типу производства;

- по  технологии;

Департаментизация по продукту. Произошла смена приоритета в направлении при проектировании организации, т.е. путем группирования работ вокруг результата.

- по  продукту;

Матричная департаментизация  явилась отражением попыток одновременно максимизировать преимущества и минимизировать слабые стороны как функционального, так и продуктового подходов. Она представляет собой сбалансированный компромисс между делением и группированием работ вокруг ресурсов и вокруг результата. Это наиболее сложная для практической реализации департаментизация. Однако при определенных обстоятельствах она может быть эффективной. Отличительной чертой матричного подхода к департаментизации является формальное наличие у работника одновременно двух начальников, обладающих равными правами. Это система двойного подчинения базируется на комбинации двух начал – функционального и продуктового.

Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Централизация является реакцией на искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления.

Децентрализация – это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией. Понятия «централизация» и децентрализация» вовсе не исключает друг друга.

Типы  делегирования.

  1. Нулевое делегирование. Руководитель принимает решение и несет ответственность, подчиненные выполняют работу.
  2. Нормальное делегирование. Подчиненные участвуют в разработки решения, выполняют работу и совместно с начальником несут за него ответственность.
  3. Полное делегирование. Подчиненный принимает решения, исполняет их и несет за них ответственность. Начальник в работу не втянут.
  4. Делегирование наоборот. Подчиненный перекладывает свою работу на начальника.  

      Степень централизации или децентрализации  в организации или ее подразделениях  может измеряться с помощью  следующих переменных:

- число  решений, принимаемых на каждом  из уровней управления;

- важность  решения для организации в  целом;

- степень  контроля за исполнением принятого  решения. 

     В организации, состоящей из многих частей, должна осуществляться определенным образом координация их деятельности. Данная координация выступает основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации.

Связь – это выражение отношений, а  не какое-то действие.

 Эффективная  координация является функцией двух переменных: прав и информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10 Организационные  структуры управления  и принципы их  построения.

1. Формы  организации системы управления.

2. Типы  организаций по правовому положению  фирмы: общества, товарищества и  т.д. 

3. Типы  организаций по взаимодействию  с внешней средой: механический  и организационный тип.

4. Типы  организаций по взаимодействию  подразделений: традиционные, дивизиональные, матричная, комбинированные.

5. Типы  организаций по взаимодействию  с человеком: корпоративная, индивидуалистическая.

6. Новое  в типах организаций (эдхократическая,  многомерная, партисипативная, предпринимательская,  ориентированная на рынок).  

Организационная структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления. Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам.

В зависимости  от характера связей выделяются несколько  основных типов организационных  структур управления:

линейная (каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности);

функциональная (реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления);

линейно-функциональная (линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы; линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления);

матричная (характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления);

дивизиональная (дивизионы или филиалы выделяются или по области деятельности или географически); множественная (объединяет различные структуры на разных ступенях управления).

Типы  организаций 

По  правовому положению  фирмы:

Товарищества - это объединения лиц, общества - объединения капиталов. Полное товарищество - это объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, участники которого лично участвуют в делах товарищества и каждый несет полную ответственность по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом. Убытки и прибыли полного товарищества распределяются между участниками пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищества. Коммандитное товарищество - это объединение двух или нескольких лиц для осуществления предпринимательской деятельности, в котором одни участники (полные товарищи) несут ответственность по делам товарищества как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а другие (коммандитисты, или вкладчики) отвечают только своим вкладом. Общество с ограниченной ответственностью: участники общества несут ответственность по обязательствам общества только своим вкладом и не несут ответственности своим имуществом. Капитал общества с ограниченной ответственностью подразделяется на доли участия – паи. Пай дает право его владельцу на участие в общих собраниях пайщиков, на получение дивидендов и части имущества компании при ее ликвидации. Акционерное общество представляет собой объединение капиталов, образуемое путем выпуска акций, которые являются документом на предъявителя, котируются на фондовой бирже и могут свободно переходить от одного лица к другому. Ответственность вкладчиков-акционеров ограничивается только суммой, уплаченной за акции. Общее партнерство не признается юридическим лицом, хотя и обладает определенными свойствами правосубъектности. Любой компаньон общего партнерства обладает компетенцией представлять других владельцев и принимать финансовые обязательства. Паевое объединение имеет капитал, состоящий из паевых вложений участников, которые получают акции, свободно обращающиеся на бирже. Все участники несут полную ответственность за долги и обязательства объединения. В корпорации акционер несет ограниченную ответственность по обязательствам и долгам общества только в пределах суммы, уплаченной за акции. Капитал корпорации делится либо на акции, либо на паи. Акционеры не могут осуществлять прямой контроль за деятельностью корпорации. Прибыль корпорации подлежит налогообложению. 

Информация о работе Лекции по менеджменту