- технические нормы.
2. Сопоставление
с ними реальных результатов.
3. Принятие
необходимых корректирующих результатов.
Самый трудный и дорогостоящий
элемент контроля – измерение
результатов, позволяющих установить,
насколько удалось соблюсти установленные
стандарты. Важно помнить следующее: проведение
измерений – не самоцель; в коммерческой
деятельности измерения проводятся ради
увеличения прибыли, а не для того, чтобы
точно установить, что же происходит на
самом деле. Любая система сбора информации
и ее обработка дорога, поэтому менеджер
должен избегать искушения измерить все
и как можно точнее. В обеспечении эффективности
контроля важно довести до сведения соответствующих
работников организации как установленные
стандарты, так и достигнутые результаты.
Информация должна быть точной, поступать
вовремя, а стандарты поняты сотрудником.
Специалисты в области менеджмента
дают рекомендации по повышению
эффективности контроля:
- Установить
осмысленные стандарты, воспринимаемые
сотрудниками;
- Обсуждать
с сотрудниками ожидаемые результаты;
- Избегать
чрезмерного контроля;
- Вознаграждать
за достижение стандарта.
13. Конфликтность
в менеджменте
1. Понятие,
виды и функции организационного
конфликта.
2. Причины,
вызывающие конфликтные ситуации.
3. Модель
процесса конфликта.
4. Управление
конфликтной ситуацией.
5. Формы
и методы их разрешения.
Конфликт
– это отношение между людьми, которое
характеризуется противоборством на основе
противоположно направленных мотивов
или суждений.
Мотив
– потребности, ценности, интересы,
идеалы и убеждения.
Суждение
– оценка, взгляды, мнения.
Основные
виды конфликтов в организации:
- Внутриличностный
конфликт может возникнуть, когда производственные
требования находятся в противоречии
с личностными потребностями и ценностями.
- Межличностный
конфликт самый распространенный. Зачастую
это борьба руководителей за ресурсы,
время использования оборудования, деньги.
Каждый руководитель отстаивает интересы
своего отдела, участка, ведомства. Происходит
по горизонтали и по вертикали.
- Конфликт
между личностью и
группой. В каждой группе существуют
неформальные принципы. Чтобы быть принятым
человек должен принять «правила игры».
Конфликт между личностью и группой может
иметь несколько вариантов:
- Руководитель
– коллектив. Возможные причины: новый
руководитель со стороны, а претендовал
свой, стиль управления, низкая компетентность.
- Рядовой член
коллектива – коллектив: конфликтная
личность, нарушение групповых норм.
- Лидер –
группа (или микрогруппа): низкая профессиональная
подготовка, применение компромата против
лидера или повышение полномочий лидерства.
- Межгрупповой
конфликт. Организация состоит из отделов,
подразделений и множества неформальных
групп. Часто конфликтуют между собой:
- Руководство
организации – персонал: нарушение
правовых норм, плохие условия труда, низкая
з/п.
- Администрация
– профсоюзы: нарушение трудового
законодательства, низкая з/п.
- Конфликт
между подразделениями внутри организациями:
есть что делить (объект), структурная
перестройка.
- Конфликт
между микрогруппами: противоположность
в интересах и ценностях, в амбициях лидера.
- Конфликт
между организациями (холдинг).
- Между неформальными
группами: разные интересы.
Конфликт выполняет положительные
и отрицательные функции:
Положительные
функции конфликта:
- Разрядка
напряжения между конфликтующими сторонами.
- Получение
новой информации об оппоненте.
- Сплочение
коллектива.
- Стимулирование
к изменению и развитию в коллективе.
- Снятие синдрома
покорности у подчиненных.
- Диагностика
возможностей оппонентов (выявление поля
напряженности, можно понять как разрешить
конфликт.
Отрицательные
функции конфликта:
- Большие эмоциональные
затраты на участие в конфликте (иногда
большие материальные затраты).
- Увольнение
сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение
соц. психологического климата в коллективе.
- Представление
о побежденных группах как о врагах.
- Чрезмерное
увлечение процессом конфликта в ущерб
работе.
- После завершения
конфликта уменьшается степень сотрудничества
между частью коллектива.
- Сложное восстановление
деловых отношений после конфликта («шлейф
конфликта»).
Причины конфликтов – это явления, события,
факты, ситуации, которые предшествуют
конфликту и при определенных условиях
деятельности социального взаимодействия
субъектов вызывают конфликт.
Причины
бывают общие и частные.
Общие:
1. Социально экономические, политические
причины.
- Социально
демографические причины отражают различия
в установках и мотивах людей обуславливающих
их полом, возрастом, принадлежностью
к этнической группе.
- Индивидуально-психологические
причины (способности, темперамент, характер).
Частные
причины:
- Неудовлетворенность
условиями деятельности.
- Нарушение
трудового законодательства.
- Нарушение
служебной этике.
- Ограниченность
ресурсов.
- Неудовлетворенность
коммуникации ( стиль руководства).
Динамика
конфликта.
- Начальная
фаза. Это этап возникновения и развития
конфликта, осознание конфликта его участниками.
- Фаза подъема.
Начало открытого конфликтного взаимодействия.
- Пик конфликта.
Развитие открытого конфликта.
- Фаза спада.
Разрешение конфликта.
Управление
конфликтом – это целенаправленное,
обусловленное объективными законами
воздействия на его динамику в интересах
развития или разрешения той социальной
системы, к которой имеет отношение данный
конфликт.
Управление
конфликтом включает следующие виды
деятельности:
- Прогнозирование
– это один из видов деятельности субъекта
управления, оно направлено на выявление
причин данного конфликта в потенциальном
развитии.
- Предупреждение
конфликта – действия субъекта управления
направлены на недопущение возникновения
конфликта. Основывается на прогнозировании.
В этом случае не основе полученной информации
о причине зреющего нежелательного конфликта
предпринимаются активные действия по
его нейтрализации (постоянная забота
о нуждах сотрудников, подбор и распределение
сотрудников с учетом псих. особенностей,
соблюдение принципов соц. справедливости).
- Стимулирование
конфликта – этот вид деятельности управления
конфликтами можно отнести к конструктивным
конфликтам. Стимулирование – это вид
деятельности направленный на провокацию,
вызов конфликта (вынес проблемы на собрание,
совещание, выступление с критикой в СМИ).
- Регулирование
– это вид деятельности направленный
на ослабление и ограничение конфликта,
направление его в сторону разрешения
(признание конфликта, достижение согласия,
создание соответствующих органов регулирующих
конфликтное взаимодействие)
Формы
разрешения конфликтов.
- Уничтожение
или полное подчинение одной из сторон
(или уступка).
- Согласование
интересов и позицией конфликта сторон
на новой основе (компромисс).
- Взаимное
примирение сторон (уход от конфликта).
- Перевод борьбы
в русло сотрудничество по совместному
преодолению противоречий (сотрудничество).
Самая трудная форма разрешения конфликта.
Методы
разрешения конфликтов.
- Административный
(увольнение, перевод на другую работу).
- Педагогический
(беседа, разъяснение, просьба).
14. Руководства
и лидерство в
системе менеджмента
1. Руководство,
власть, партнерство и влияние.
2. Формы
власти.
3. Сильные
и слабые стороны различных
форм власти.
4 Стили
деятельности руководителя.
5. Основные
требования к менеджеру в организации,
многообразие ролей менеджера.
6. Критерии
выбора поведения менеджера.
7. Имидж
руководителя.
Об успехах
менеджеров судят не по тому, что
они делают, а по тому, как они
побуждают к работе других. Побуждать
или мотивировать людей можно только воздействуя
на них определенным образом или влияя
на них.
Власть
– это законная сила и принуждение к
определенному стилю поведения. Определяется
ролью и статусом в организации.
Лидер
– человек имеющий влияние (не обязательно
официально).
Существует
много способов
управленческого влияния
– это и воздействие через общественные
нормы, принципы и мораль данной организации,
и прямые приказы, поручения, и, наконец,
негласный контроль, манипулирование,
закулисная игра и т. д.
Влияние
и власть в равной мере зависят
от личности, на которую оказывается
влияние, а также от ситуации и
способности руководителя. Поэтому
реальной абсолютной власти не существует,
так как никто не может влиять
на всех людей во всех ситуациях.
Руководство
– умственный процесс, который проводит
к тому, что подчиненный выполняет возложенные
на него обязанности и решает определенные
задачи.
Формы
власти можно классифицировать так:
1) власть,
опирающаяся на принуждение,
обоснована верой в то, что руководитель
имеет возможность наказывать подчиненного;
2) власть,
базирующаяся на вознаграждении,
основана на вере исполнителя в то, что
влияющий может удовлетворить потребности
исполнителя;
3) экспертная
власть строится на вере в то, что влияющий
обладает специальными знаниями, которые
позволят удовлетворить потребность;
4) эталонная
власть – власть примера основана на
привлекательности черт влияющего настолько,
что его примеру хочется следовать;
5) законная
власть построена на вере исполнителя
в то, что влияющий имеет право отдавать
приказания, а долг исполнителя – подчиняться.
Существую
различные типологии стилей
руководителя.
1. Типология
К.Левина:
1.1. Авторитарный.
1.2. Демократический
1.3. Либеральный
2. Типология
Лайкерта.