ПР-департамент
Для образования корпоративного
ПР-департамента обычно существует ряд
причин:
- ПР-деятельность носит постоянный характер. Корпорация быстро расширяется, требуется согласование ПР-акций центрального и дочерних офисов;
- в отделе маркетинга крупной компании есть свои сильные разносторонние специалисты, хорошо разбирающиеся и знающие рынок ПР;
- свои ПР-менеджеры доступны в любой момент.
Задачи,
функции и структура корпоративного ПР-подразделения
Собственно,
эти задачи и функции определяются
общими целями ПР-деятельности.
В соответствии
с поставленными задачами и родом деятельности корпорации крупный ПР-отдел
можно разбить на несколько функциональных
групп:
- планирования;
- исследований;
- творческая;
- связей со СМИ;
- работы на выставках;
- работы с партнерами, инвесторами, акционерами;
- работы с населением;
- работы с представителями власти;
- координации работы с региональными представительствами;
- презентаций и пресс-конференций;
- внутрифирменных связей с общественностью.
В принципе корпоративные
ПР-департаменты организованы подобно
независимым агентствам, но могут
иметь разную форму. Начальник
департамента может подчиняться
или непосредственно генеральному
директору, или президенту корпорации,
либо директору по маркетингу и рекламе.
По мере надобности ПР-департамент
обращается к консультативному агентству
либо к тем или иным сторонним специалистам для выполнения
особых задач.
Если ПР-департамент
достаточно большой, то на его базе иногда организуют ПР-агентство,
которое берется за обслуживание и внешних клиентов-неконкурентов.
Такое агентство может вести и собственные
счета, проводить выплаты и взимать плату,
но в большинстве случаев хотя выполнения
этих функций используется центральная
бухгалтерия компании.
Для обеспечения
эффективной работы данного отдела
необходимо следовать ряду рекомендаций.
- Непрактично делить небольшой отдел на подразделения. Следует добиваться полной взаимозаменяемости, так, как ни один из проектов не будет сорван или отложен из-за болезни или отпуска каких-то сотрудников. Людям приходится быстро перестраиваться с одного дела на другое. Поэтому нужны работники с устойчивой психикой.
- Менеджер ПР. обязан предотвратить попытки сделать отдел свалкой невыигрышных дел.
- Важное значение имеет достаточное обеспечение ПР-подразделения средствами оргтехники.
- Среди сотрудников ПР-отдела много людей творческих профессий, к которым требуется особый подход, и организация рабочего времени. Предоставляя им свободу действий в разумных пределах, необходим и надлежащий контроль.
6.
Интернет-сайт выполняет
ряд полезных функций:
1) служит дополнительным носителем фирменного стиля;
- укрепляет имидж и престиж, поскольку в российских условиях не каждая компания может позволить себе свой сайт;
- содействует доступности информации о компании: в любой точке мира круглые сутки;
- создает возможность прямого контакта с аудиторией с помощью интерактивного общения через опросы и анкетирование;
- служит средством внутрифирменной коммуникации.
ПР-функции сайта выполняются
с помощью таких инструментов, как:
- сайты-визитки: 1 - 2 простые страницы с основной и контактной информацией о компании;
- информационные сайты: 3 - 15 страниц информации о компании, ее продуктах, смежная информация;
- корпоративные порталы: разветвленная многостраничная структура с подробной информацией обычно о крупной организации, снабженная мощными дополнительными техническими надстройками.
Требования
к корпоративному сайту
- Для публикации сайта в Интернете после его создания и размещения на сервере необходима регистрация уникального Интернет-адреса страницы.
- Чтобы адрес стал эффективным рекламным и ПР-инструментом, он должен быть кратким, не содержать двусмысленных трактовок, быть легко произносимым и запоминающимся.
- Адрес должен нести в себе информацию о содержании сайта. Доменное имя может быть названием компании, отрасли ее деятельности или указывать на основной товар (услугу), который она предлагает. Это облегчит запоминание и нахождение корпоративного сайта.
4. Для работы сайта необходимо
регулярное обновление информации, чтобы
поддерживать интерес пользователей к
нему. Эту функцию обычно возлагают на
ПР-служащих или рабочих одного подразделения,
которые формулирует важные для тех
или иных целевых аудиторий новости:
- факты, события внешней и внутренней деятельности организации;
- корпоративные акции и мероприятия;
- дальнейшие планы;
- оценки экспертов;
- отзывы партнеров;
- реакцию СМИ на деятельность организации;
- анализ деятельности компании.
7.
Симпатии работников
в отношении всей организации и ее
менеджмента нарабатываются, в том числе
и путем информированности, проявления
внимания и заботы о своих сотрудниках.
Любой сотрудник компании
является ретранслятором информации о
предприятии во внешнюю сферу
и, по существу, в какой-то мере является
его имиджмейкером. Очень важно, чтобы
каждый работник отождествлял себя с предприятием,
жил корпоративными интересами, которые совпадали бы с его
собственными.
Очень полезны внутренний
форум и блог (blog — журнал). На
них можно инициировать высказывания
(с этическими ограничениями) сотрудниками
своего мнения по любым корпоративным
вопросам. Форум эффективен и в рамках корпоративной культуры. Похвалив
сотрудника «во всеуслышание» на форуме,
менеджер дополнительно стимулирует его.
Блог можно использовать и как рабочий
журнал, по которому линейные руководители
могут отслеживать выполнение планов.
Отметим две важные коммуникационные проблемы, существующие
внутри корпораций:
- главным источником информации для себя сотрудники считают своего непосредственного руководителя. Не получая от него сведений в достаточном объеме, они ищут другие источники, что приводит к рождению слухов, искажающих реальную ситуацию;
- ведущий менеджмент компании для коллектива, как правило, «невидим». Это ошибка руководителей многих компаний, полагающих, что можно реально управлять людьми, не общаясь с собственным персоналом.
Условия сотрудничества и взаимодействия в коллективе
должны характеризоваться:
- уверенностью друг в друге и доверием между руководителем и сотрудником;
- свободным движением информации как вверх, так и вниз по иерархической структуре, а также налаженными горизонтальными каналами коммуникации;
- удовлетворением членов коллектива своим статусом, обеспечивающим их активное участие в деятельности компании;
- постоянным сотрудничеством в работе без злонамеренных интриг;
- хорошим психологическим климатом;
- положительными достижениями предприятия на рынке;
- оптимистическими оценками будущего компании.
Основные принципы ПР
для внутренних взаимосвязей определяются рядом существенных положений.
- Мониторинг корпоративного общественного мнения на базе персональных опросов. Их можно проводить в устной или письменной форме.
- Разумеется, наиболее объективным будет анонимное анкетирование. А живое собеседование имеет преимущество интерактивности, когда вопросы работника тут же находят ответы.
- На Западе широко используется система информаторов, как бы нас это ни смущало. Информатор — это не «стукач» в российском понимании, а человек, сознательно или благодаря своей болтливости передающий руководству информацию, которая помогает предупредить развитие недоверия или даже враждебности персонала к менеджменту.
Любые методы сбора информации
позволяют управленцам «держать руку
на пульсе» коллектива, устранять претензии
и выполнять пожелания и предложения работников.
- Признание положительного вклада сотрудников в успехи предприятия.
- Поощрение, одобрение. Все исследования в области коммуникационного менеджмента доказывают, что важнейшими стимуляторами являются деньги, а также различные привилегии, предоставляемые сотрудникам. Кроме них существует еще такой важный фактор, как простая похвала.
- Свобода выражения сотрудниками собственного мнения по всем вопросам управления, включая обоснованную критику руководства.
- Стирание граней между менеджментом и обычными сотрудниками в отношении привилегий.
- Приоритет внутренних коммуникаций над внешними. Худшее, что может случиться с компанией, — это когда ее сотрудники узнают о плохих новостях из информационного выпуска по телевидению.
- Непосредственное и косвенное вовлечение сотрудников в процесс управления, выявляя и учитывая их мнения, позиции, а также представленные ими идеи.
- Информированность о планах организации. Сотрудники любой компании всегда стремятся знать, в каком направлении движется их организация и какова их реальная роль в этом процессе.
- Обязательное выполнение обещаний, данных руководством компании.
- Удовлетворение потребности сотрудников в персональном внимании; бейджи позволяют им обращаться друг к другу по имени. Коллеги быстрее узнают друг друга, что способствует формированию благоприятного психологического климата в компании.
При оптимальной организации менеджмента указанные
мероприятия ПР-отдел проводит в согласовании
с кадровой службой.
Печатные средства
внутрикорпоративных коммуникаций
Для повышения их эффективности
рекомендуется ряд правил.
- Информация для персонала, в принципе знакомого с компанией, должна иметь актуально-новостной характер. Поэтому печатные материалы должны выходить регулярно.
- Для уменьшения стоимости публикации некоторые из них могут содержать рекламу. Поэтому форма подачи материала должна удовлетворять интересам рекламодателя.
- Подбор информации должен учитывать возможность попадания ее к конкурентам.
- Все желающие должны иметь возможность задать вопросы редакции. Внутренние публикации обеспечивают отличный механизм для обратной связи, поскольку сотрудники при непосредственной встрече с руководителем не всегда решаются на обсуждение конфликтных вопросов.
Рассмотрим некоторые особенности основных средств печатной внутрифирменной
коммуникации.
1. Многотиражка. Некоторые крупные предприятия еще
выпускают такие газеты, в которых рассказывается
о корпоративной жизни. Будет ошибкой
относиться к такой прессе как к «совковому»
пережитку. В многотиражках наибольшим
спросом пользуются актуальные новости,
касающиеся экономического положения,
перспектив. Здесь должны поощряться выступления
работников всех рангов и из всех подразделений
с обсуждением горячих проблем. А с точки
зрения нематериального стимулирования
труда, например, номер газеты со своей
фотографией — это одна из самых ценных
наград для лидеров производства.
2. Информационный бюллетень — наиболее часто используемая форма
внутренней периодической публикации.
3. Стенгазета. Чтобы газета стала действенным каналом
общения, важно, чтобы как можно больше
сотрудников выражали в ней свое отношение
к волнующим их вопросам: новостям, проблемам,
событиям, мероприятиям корпоративной
культуры низовых, первичных подразделений
организации.
4. Ежегодный отчет является эффективным ПР-инструментом.
В результате оглашения конкретных цифр
и фактов сотрудники получают полное представление
о годовых итогах развития и перспективах
роста компании.
Такой отчет может
содержать:
- письмо руководителя, в котором выражается благодарность сотрудникам и описывается работа компании, ее основные достижения в течение года;
- отчет об использовании фондов. Этот документ часто оформляется в виде графиков и диаграмм, характеризующих использование организацией поступивших средств;
- анализ финансового положения предприятия, данный, как правило, в диаграммах, в динамике отражающих активы и пассивы компании, доли ее акционеров;
- характеристика основных средств компании, данная в простой, графической форме: что представляет собой предприятие, где и в каком виде находятся его основные средства;
- отчет об участии компании в социальных программах;
- характеристика расходов на аппарат. Заметим, что в большинстве случаев основной статьей расходов компании является именно содержание аппарата. Освещение расходов на зарплату и прочие издержки, связанные с содержанием сотрудников и управленческого аппарата, является важной частью подобного отчета;
- вопросы управления. В этой части, как правило, дискутируются наиболее важные действия менеджмента, положительный и отрицательный опыт в этой области;
- информация о контингенте сотрудников. Это — ключевая тема, которая призвана проходить красной нитью через весь отчет, подчеркивая важность тех людей, которые работают в организации: интервью с сотрудниками, их комментарии по поводу условий и результатов работы в компании, фотографии сотрудников на рабочих местах и т.д.