Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:19, курс лекций
Тема 1. Общая характеристика стратегического менеджмента.
1.1. Технократический и предпринимательский стили управления;
1.2. Понятия и сущность СМ;
1.3. Принципы, преимущества, проблемы СМ;
1.4. Основные элементы СМ;
1.5. Этапы развития СМ;
1.6. Виды СМ;
1.7. Способности необходимые менеджеру для осуществления СМ;
1.8. Подходы к разработки стратегии организаций.
Табл. Сравнительная характеристика развития СМ.
Параметры | Бюджетное планирование | Долгосрочное планирование | Стратегическое планирование | Стратегический менеджмент |
Период | 1900-1955 | 1955-1975 | 1965-1985 | 1975-наши дни |
Допущение | Прошлое повторяется | Тенденции сохраняются - экстраполяция | Тенденции предсказуемы | Частичная предсказуемость тенденций |
Тип изменений | Медленнее реакции фирмы | Сравнимы с реакцией фирмы | Быстрее реакции фирмы | |
Процесс | Циклический | непрерывный | ||
Основа управления | Контроль и точность исполнения | Предвидение роста и возможностей | Изменение стратегических возможностей | Учет развития рынка и внешней среды |
Акцент в управлении | стабильность | предвидение | Исследование | творчество |
1.6.Виды СМ.
Имеется 4 вида СМ, которые являются не взаимозаменяемые, взаимодополняемые. В хороших стратегиях присутствуют элементы всех 4 видов СМ: 1.управление путем выбора стратегических позиций. Нельзя привязывать новые стратегии уже накопленному потенциалу, так как его может оказаться недостаточным. Покажем это с помощью схем.
Рисунок. Управление путем выбора стратегических позиций
Пока уровень внешней нестабильности сохраняется на уровне E1 успешная реализация стратегии SF1 требует возможности CF1 и СМ1. если нестабильность изменится до E2 то организация должна будет не только перейти к стратегии SF2, но и располагать возможностями CF2 и СМ2. Потенциальные возможности по функциям (CF) подразумевают возможности организации в области маркетинга, финансов, налоги и персонала. Потенциальные возможности общего управления (СМ) включают в себя квалификацию менеджеров, морально-психологический климат внутри организации, организационную структуру, методы работы и т.п. Таким образом, данный вид управления предполагает, что в СМ планирование новой стратегии всегда должно сопровождаться планированием увеличения внутреннего потенциала организации.
2.управление путем ранжирования стратегических задач. Данный вид управления предполагает осуществление след. действий: а)постоянное наблюдение за всеми тенденциями внешней среды; б)разделение всех задач, ставящихся внешнюю среду на след. категории: 1)самые срочные и важные задачи, требующие немедленного решения; 2)важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в след. плановом периоде; 3)важные, но не срочные; 4)задачи представляющие ложную тревогу и не заслуживающие дальнейшего рассмотрения. Список задач и их приоритетность постоянно уточняются и обновляются.
3.управление по “слабым сигналам” – “сильные сигналы” – очевидные и конкретные проблемы, при этом характер проблем очевиден и действовать нужно немедленно. “Слабые сигналы” (неявные проблемы) – информация, поступающая о проблеме заблаговременно и оставляющая время для реагирования на нее, при этом характер проблемы не совсем очевиден. Данный вид управления предполагает, что менеджер должен определить уровень силы сигнала о проблеме, при котором он начинает действовать. Это скорее “слабый” нежели “сильный” сигнал.
4.управление
в условиях стратегических
неожиданностей. Условия возникновения
стратегических неожиданностей: а)проблема
возникает внезапно и вопреки всем ожиданием;
б)проблема ставит новые задачи, несоответствующие
прошлому опыту организации; в)ответные
меры должны быть приняты очень срочно,
но обычный порядок действий не позволяет
это сделать. Данный вид управления предполагает,
что нужно заранее составить сценарий
поведения в гипотетически возможных
проблемных ситуациях, о которых в данный
момент вообще нет сигналов.
1.7.Способности необходимые менеджеру для осуществления СМ.
Наличие
у менеджера стратегического мышления
является очень важным фактором умение
руководитель. Дополнительно к общим способностям
стратегического менеджмента предъявляет
к менеджерам ряд дополнительных требований:
1)умение моделировать ситуацию, то есть
устанавливать закономерности между рыночным
спросом, деятельностью конкурентов и
способностью конкретных организаций
удовлетворять потребности клиентов:
менеджер должен иметь аналитические
способности, для того чтобы хорошо ориентироваться
в большом объеме информации о внешней
и внутренней среде организации, то есть
частью стратегического мышления является
умение анализировать; 2)способность
выявлять необходимость изменений – данная
способность реализуется по 2 направлениям:
а)готовность менеджера, реагировать на
тенденции, возникающие в отрасли; б)интеллект
и творческие способности менеджера;
3)способность разработать конкурентную
стратегию изменений в организации;
4)способность использовать в ходе стратегического
преобразования надежные модели и методы.
Менеджеры должны знать, и меть использовать
теорию стратегического менеджмента в
частности разнообразные стратегические
модели: 1.матрица Бостонской консультационной
группы (БКГ); 2.матрица, модифицированная
БКГ; 3.матрица General Electric/Mc. Kinsy; 4.матрица
Shell; 5.деловой комплексный анализ PIMS; 6.модель
ADL/LC; 7.модель Хофера-Шелдера; 8.трехмерная
схема Абеля. 5)способность воплощать
стратегию в жизнь.
1.8.Подходы к разработки стратегии организаций.
Существует 5 основных подходов (стилей) к разработке стратегий организаций. Грамотно составленная стратегия должна одновременно учитывать все эти 5 подходов: 1.стратегия как система всестороннего контроля. Данный подход характерен машинным организациям (армия). При данном подходе значительное внимание уделяется выделению и отслеживанию максимально возможного количеству параметров, подвергающихся контролю. Недостатки: большое количество контролируемых параметров часто превосходит возможностей их осмысления; данный вид характерен для технократического стиля управления; данный вид не учитывает изменения внешней среды. 2.стратегия как создание условий для инноваций. Данный подход предполагает создание в организации атмосферы внутреннего предпринимательства. Данный подход обеспечивает пробуждение инициативы на локальном уровне и помогает организации самой стать для себя источником идей по развитию. Не определяет конкретных действий, она просто создает условия для творчества и инноваций. 3.стратегия как управление внутрифирменными изменениями. Предполагает формирование и развитие внутреннего потенциала организации необходимо для успешной реализации стратегии. 4.стратегия как политический процесс. Предполагает уделение особого внимания интересам организации во внешней среде: созданию лоббизских структур, борьбе за сфер влияния, контактам с прессой и органами власти. 5.стратегия как исследование будущего путем анализа сценариев развитию. Сценарий – качественное описание ситуаций в организации, отрасли, в регионе, в определенный момент будущего.
Табл. Сравнительная характеристика подходов к разработке стратегии
Параметры | Всесторонний контроль | Инновации | Внутриорганизационные изменения | Политический процесс | Исследование будущего |
Цель подхода | Размещение и контроль ресурсов | Развитие нового бизнеса | Управление изменениями в организации | Усиление влияния организации во внешней среде | Получение информации о будущем |
Основная идея | Рациональное принятие решении и контроль | Коммерциализация нововведений | Улучшение организационной культуры | Преследование интересов организации во внешней среде | Осознание неопределенности будущего |
Элементы подхода | Сбалансированный “портфель” инвестиций. Бюджет, контроль | Существенное внимание к инновационной деятельности | Развитие потенциала организации, с организационной структуры и менеджмента | Учет социальных и политических тенденций | Рассмотрение альтернативных “сценариев будущего”. Определение ключевых решений на будущее |
Технология подхода | Анализ “разрыва”. Долгосрочное планирование (экстраполяция). Анализ делового “портфеля” | Программы диверсификации, приобретений и слияний, развития новых продуктов, проникновения на новые рынки | SWOT-анализ | Общественные дела, отношения с общественностью | Метод “сценариев”.
Компьютерное моделирование |
Тема 2. Основные положения стратегического анализа организации.
2.1. Предмет, принципы, виды стратегического анализа и его место в системе экономических наук;
2.2. Понятие цели и принципы стратегического анализа внешней среды;
2.3. Понятие цели и принципы стратегического анализа внутренней среды;
2.4. Критические точки организационной среды;
2.5. Формирование базы данных о внутренней и внешней организации и информационная основа стратегического анализа;
2.6.
Система сбалансированных
показателей.
2.1.Предмет, принципы, виды анализа и его место в системе экономических наук.
Анализ емкое понятие, лежащее в основе всей научной и практической деятельности человека. Анализ - выделение сущности процесса или явления путем определения и последующего изучения всех его сторон и элементов. Экономический анализ деятельности предприятия – основа принятия всех решений на микроскопическом уровне. Экономический анализ возник одновременно с бухгалтерским учетом в древнем Египте примерно за 4000 лет до н.э., но в самостоятельную науку экономический анализ выделился в 60-е годы 20 века.
Основные принципы экономического анализа: 1.перед выполнением анализа необходимо его четкую программу, включительно алгоритм анализа, показатели анализа и источники информации для анализа; 2.при проведении анализа показатели деятельности организации всегда с чем-то сравниваются: с предыдущим периодом, с планом, со среднеотраслевыми показателями, с показателями основных конкурентов. Любые отклонения, в том числе положительные, должны тщательно анализироваться. 3.при анализе должна обеспечиваться обоснованность используемых критериев, кА количественных, так и качественных. 4.при проведении анализа нет необходимости добываться максимальной точности оценок. Наибольшую ценность при анализе представляет выявление тенденций и закономерностей.
Виды
анализов: 1.по ширине и доступности
привлекаемой информации: внешний анализ
и внутренний анализ. 2.по анализируемой
подсистеме предприятия: производственный
анализ и финансовый анализ. 3.по
временному аспекту анализа: а)ретроспективный
анализ (направлен в прошлое и имеет дело
с уже имевшими место факторами и результатами).
Для разработки стратегии ценность такого
анализа достаточно ограничена; б)перспективный
анализ (направлен в будущее, служит для
изучения вариантов развития организации,
носит вероятностный характер); 4.по
содержанию анализа: комплексный анализ
и тематический анализ; 5.по горизонту
анализа: оперативный анализ (анализ текущей
деятельности); тактический анализ (анализ
перспектив до 1-го года); стратегический
анализ (анализ перспектив более одного
года); 6.по объектам анализа: инвестиционный
анализ; проектный анализ; маркетинговый
анализ; анализ рисков и т.д..
2.2.Понятие цели и принципы стратегического анализа внешней среды.
Разработка стратегии логически начинается с анализа внешней среды. Стратегический анализ внешней среды – выявление и уяснение факторов, находящихся вне сферы постоянного контроля организации; способных создать для нее угрозы и возможности, а также повлиять на ее стратегии.
Функции внешнего стратегического анализа: 1.он позволяет учесть наиболее важные факторы, влияющие на организацию и ее будущее; 2.он помогает организации создать более благоприятные впечатления о себе; 3.он обеспечивает информацией внутренних функций организаций.
Возможности – положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к повышению объему производства и прибыли. Угрозы – отрицательные тенденции и явления внешней среды, которые при отсутствии реакции на них могут привести к понижению объема производства и прибыли. Цель - внешнего стратегического анализа получить ответы на следующие вопросы: 1.какое влияние организацию оказывают факторы макросферы; 2.какие основные показатели характеризуют отрасль, в которой работает организация; 3.какие конкурентные силы действуют в отрасли и каково их влияние на организацию; 4.что может вызвать изменения в структуре конкурентных сил отрасли; 5.у каких компаний в отрасли наиболее сильные и слабые конкурентные позиции; 6. каковы следующие наиболее вероятные стратегические шаги конкурентов; 7.какие ключевые факторы успеха (КФУ) определяют успех или неудачу в данной отрасли; 8.на сколько привлекательна отрасль с точки зрения перспектив получения прибыли в ней выше среднего.
Для
обобщения результатов
Табл. Резюме внешних стратегических факторов.
Внешние стратегические факторы | Значимость | Оценка | Взвешенная оценка |
Возможности | |||
1.благоприятная демографическая ситуация | 0,2 | 4 | 0,8 |
2.рост доходов населения | 0,1 | 5 | 0,5 |
3.экономическая стабилизация | 0,05 | 1 | 0,05 |
4.появление новых рынков сбыта | 0,05 | 2 | 0,1 |
5.развитие розничных сетей | 0,1 | 2 | 0,2 |
Угрозы | |||
1.усиление государственного регулирования | 0,1 | 4 | 0,4 |
2.сильная конкуренция | 0,1 | 4 | 0,4 |
3.появление новых технологий | 0,15 | 3 | 0,45 |
4.сильная глобальная позиция мирового лидера | 0,05 | 1 | 0,05 |
5.предполагаемый отраслевой спад | 0,1 | 2 | 0,2 |
Суммарная оценка | 1 | 3,15 |