Лекции по "Стратегическому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:19, курс лекций

Описание

Тема 1. Общая характеристика стратегического менеджмента.
1.1. Технократический и предпринимательский стили управления;
1.2. Понятия и сущность СМ;
1.3. Принципы, преимущества, проблемы СМ;
1.4. Основные элементы СМ;
1.5. Этапы развития СМ;
1.6. Виды СМ;
1.7. Способности необходимые менеджеру для осуществления СМ;
1.8. Подходы к разработки стратегии организаций.

Работа состоит из  1 файл

Лекции СМ.doc

— 951.00 Кб (Скачать документ)

Табл. Сравнительная характеристика развития СМ.

Параметры Бюджетное планирование Долгосрочное  планирование Стратегическое  планирование Стратегический  менеджмент
Период 1900-1955 1955-1975 1965-1985 1975-наши дни
Допущение Прошлое повторяется Тенденции сохраняются - экстраполяция Тенденции предсказуемы Частичная предсказуемость  тенденций
Тип изменений Медленнее реакции  фирмы Сравнимы  с реакцией фирмы Быстрее реакции  фирмы
Процесс Циклический непрерывный
Основа  управления Контроль и  точность исполнения Предвидение роста  и возможностей Изменение стратегических возможностей Учет развития рынка и внешней среды
Акцент  в управлении стабильность предвидение Исследование творчество
 

1.6.Виды СМ.

      Имеется 4 вида СМ, которые являются не взаимозаменяемые, взаимодополняемые. В хороших стратегиях присутствуют элементы всех 4 видов СМ: 1.управление путем выбора стратегических позиций. Нельзя привязывать новые стратегии уже накопленному потенциалу, так как его может оказаться недостаточным. Покажем это с помощью схем.

Рисунок. Управление путем  выбора стратегических позиций

      Пока  уровень внешней нестабильности сохраняется на уровне E1 успешная реализация стратегии SF1 требует возможности CF1 и СМ1. если нестабильность изменится до E2 то организация должна будет не только перейти к стратегии SF2, но и располагать возможностями CF2 и СМ2. Потенциальные возможности по функциям (CF) подразумевают возможности организации в области маркетинга, финансов, налоги и персонала. Потенциальные возможности общего управления (СМ) включают в себя квалификацию менеджеров, морально-психологический климат внутри организации, организационную структуру, методы работы и т.п. Таким образом, данный вид управления предполагает, что в СМ планирование новой стратегии всегда должно сопровождаться планированием увеличения внутреннего потенциала организации.

      2.управление  путем ранжирования  стратегических задач. Данный вид управления предполагает осуществление след. действий: а)постоянное наблюдение за всеми тенденциями внешней среды; б)разделение всех задач, ставящихся внешнюю среду на след. категории: 1)самые срочные и важные задачи, требующие немедленного решения; 2)важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в след. плановом периоде; 3)важные, но не срочные; 4)задачи представляющие ложную тревогу и не заслуживающие дальнейшего рассмотрения. Список задач и их приоритетность постоянно уточняются и обновляются.

      3.управление  по “слабым сигналам”  – “сильные сигналы” – очевидные и конкретные проблемы, при этом характер проблем очевиден и действовать нужно немедленно. “Слабые сигналы” (неявные проблемы) – информация, поступающая о проблеме заблаговременно и оставляющая время для реагирования на нее, при этом характер проблемы не совсем очевиден. Данный вид управления предполагает, что менеджер должен определить уровень силы сигнала о проблеме, при котором он начинает действовать. Это скорее “слабый” нежели “сильный” сигнал.

      4.управление  в условиях стратегических  неожиданностей. Условия возникновения стратегических неожиданностей: а)проблема возникает внезапно и вопреки всем ожиданием; б)проблема ставит новые задачи, несоответствующие прошлому опыту организации; в)ответные меры должны быть приняты очень срочно, но обычный порядок действий не позволяет это сделать. Данный вид управления предполагает, что нужно заранее составить сценарий поведения в гипотетически возможных проблемных ситуациях, о которых в данный момент вообще нет сигналов.  

1.7.Способности  необходимые менеджеру  для осуществления  СМ.

      Наличие у менеджера стратегического мышления является очень важным фактором умение руководитель. Дополнительно к общим способностям стратегического менеджмента предъявляет к менеджерам ряд дополнительных требований: 1)умение моделировать ситуацию, то есть устанавливать закономерности между рыночным спросом, деятельностью конкурентов и способностью конкретных организаций удовлетворять потребности клиентов: менеджер должен иметь аналитические способности, для того чтобы хорошо ориентироваться в большом объеме информации о внешней и внутренней среде организации, то есть частью стратегического мышления является умение анализировать; 2)способность выявлять необходимость изменений – данная способность реализуется по 2 направлениям: а)готовность менеджера, реагировать на тенденции, возникающие в отрасли; б)интеллект и творческие способности менеджера; 3)способность разработать конкурентную стратегию изменений в организации; 4)способность использовать в ходе стратегического преобразования надежные модели и методы. Менеджеры должны знать, и меть использовать теорию стратегического менеджмента в частности разнообразные стратегические модели: 1.матрица Бостонской консультационной группы (БКГ); 2.матрица, модифицированная БКГ; 3.матрица General Electric/Mc. Kinsy; 4.матрица Shell; 5.деловой комплексный анализ PIMS; 6.модель ADL/LC; 7.модель Хофера-Шелдера; 8.трехмерная схема Абеля. 5)способность воплощать стратегию в жизнь. 

1.8.Подходы  к разработки стратегии организаций.

      Существует 5 основных подходов (стилей) к разработке стратегий организаций. Грамотно составленная стратегия должна одновременно учитывать все эти 5 подходов: 1.стратегия как система всестороннего контроля. Данный подход характерен машинным организациям (армия). При данном подходе значительное внимание уделяется выделению и отслеживанию максимально возможного количеству параметров, подвергающихся контролю. Недостатки: большое количество контролируемых параметров часто превосходит возможностей их осмысления; данный вид характерен для технократического стиля управления; данный вид не учитывает изменения внешней среды. 2.стратегия как создание условий для инноваций. Данный подход предполагает создание в организации атмосферы внутреннего предпринимательства. Данный подход обеспечивает пробуждение инициативы на локальном уровне и помогает организации самой стать для себя источником идей по развитию. Не определяет конкретных действий, она просто создает условия для творчества и инноваций. 3.стратегия как управление внутрифирменными изменениями. Предполагает формирование и развитие внутреннего потенциала организации необходимо для успешной реализации стратегии. 4.стратегия как политический процесс. Предполагает уделение особого внимания интересам организации во внешней среде: созданию лоббизских структур, борьбе за сфер влияния, контактам с прессой и органами власти. 5.стратегия как исследование будущего путем анализа сценариев развитию. Сценарий – качественное описание ситуаций в организации, отрасли, в регионе, в определенный момент будущего.

Табл. Сравнительная характеристика подходов к разработке стратегии

Параметры Всесторонний  контроль Инновации Внутриорганизационные изменения Политический  процесс Исследование  будущего
Цель  подхода Размещение  и контроль ресурсов Развитие нового бизнеса Управление  изменениями в организации Усиление влияния  организации во внешней среде Получение информации о будущем 
Основная  идея Рациональное  принятие решении и контроль Коммерциализация  нововведений Улучшение организационной  культуры Преследование интересов организации во внешней  среде Осознание неопределенности будущего
Элементы  подхода Сбалансированный  “портфель” инвестиций. Бюджет, контроль Существенное  внимание к инновационной деятельности Развитие потенциала организации, с организационной  структуры и менеджмента Учет социальных и политических тенденций Рассмотрение  альтернативных “сценариев будущего”. Определение ключевых решений на будущее
Технология  подхода Анализ “разрыва”. Долгосрочное планирование (экстраполяция). Анализ делового “портфеля” Программы диверсификации, приобретений и слияний, развития новых продуктов, проникновения на новые рынки SWOT-анализ Общественные  дела, отношения с общественностью Метод “сценариев”.

Компьютерное  моделирование

 

Тема 2. Основные положения стратегического анализа организации.

2.1. Предмет, принципы, виды стратегического анализа и его место в системе экономических наук;

2.2. Понятие цели и  принципы стратегического  анализа внешней  среды;

2.3. Понятие цели и  принципы стратегического  анализа внутренней  среды;

2.4. Критические точки  организационной среды;

2.5. Формирование базы  данных о внутренней  и внешней организации  и информационная  основа стратегического  анализа;

2.6. Система сбалансированных  показателей. 

2.1.Предмет,  принципы, виды анализа  и его место  в системе экономических  наук.

      Анализ  емкое понятие, лежащее в основе всей научной и практической деятельности человека. Анализ - выделение сущности процесса или явления путем определения и последующего изучения всех его сторон и элементов. Экономический анализ деятельности предприятия – основа принятия всех решений на микроскопическом уровне. Экономический анализ возник одновременно с бухгалтерским учетом в древнем Египте примерно за 4000 лет до н.э., но в самостоятельную науку экономический анализ выделился в 60-е годы 20 века.

      Основные  принципы экономического анализа: 1.перед выполнением анализа необходимо его четкую программу, включительно алгоритм анализа, показатели анализа и источники информации для анализа; 2.при проведении анализа показатели деятельности организации всегда с чем-то сравниваются: с предыдущим периодом, с планом, со среднеотраслевыми показателями, с показателями основных конкурентов. Любые отклонения, в том числе положительные, должны тщательно анализироваться. 3.при анализе должна обеспечиваться обоснованность используемых критериев, кА количественных, так и качественных. 4.при проведении анализа нет необходимости добываться максимальной точности оценок. Наибольшую ценность при анализе представляет выявление тенденций и закономерностей.

      Виды  анализов: 1.по ширине и доступности привлекаемой информации: внешний анализ и внутренний анализ. 2.по анализируемой подсистеме предприятия: производственный анализ и финансовый анализ. 3.по временному аспекту анализа: а)ретроспективный анализ (направлен в прошлое и имеет дело с уже имевшими место факторами и результатами). Для разработки стратегии ценность такого анализа достаточно ограничена; б)перспективный анализ (направлен в будущее, служит для изучения вариантов развития организации, носит вероятностный характер); 4.по содержанию анализа: комплексный анализ и тематический анализ; 5.по горизонту анализа: оперативный анализ (анализ текущей деятельности); тактический анализ (анализ перспектив до 1-го года); стратегический анализ (анализ перспектив более одного года); 6.по объектам анализа: инвестиционный анализ; проектный анализ; маркетинговый анализ; анализ рисков и т.д.. 

2.2.Понятие цели и принципы стратегического анализа внешней среды.

      Разработка  стратегии логически начинается с анализа внешней среды. Стратегический анализ внешней среды – выявление и уяснение факторов, находящихся вне сферы постоянного контроля организации; способных создать для нее угрозы и возможности, а также повлиять на ее стратегии.

      Функции внешнего стратегического анализа: 1.он позволяет учесть наиболее важные факторы, влияющие на организацию и ее будущее; 2.он помогает организации создать более благоприятные впечатления о себе; 3.он обеспечивает информацией внутренних функций организаций.

      Возможности – положительные тенденции и  явления внешней среды, которые  могут привести к повышению объему производства и прибыли. Угрозы – отрицательные тенденции и явления внешней среды, которые при отсутствии реакции на них могут привести к понижению объема производства и прибыли. Цель - внешнего стратегического анализа получить ответы на следующие вопросы: 1.какое влияние организацию оказывают факторы макросферы; 2.какие основные показатели характеризуют отрасль, в которой работает организация; 3.какие конкурентные силы действуют в отрасли и каково их влияние на организацию; 4.что может вызвать изменения в структуре конкурентных сил отрасли; 5.у каких компаний в отрасли наиболее сильные и слабые конкурентные позиции; 6. каковы следующие наиболее вероятные стратегические шаги конкурентов; 7.какие ключевые факторы успеха (КФУ) определяют успех или неудачу в данной отрасли; 8.на сколько привлекательна отрасль с точки зрения перспектив получения прибыли в ней выше среднего.

      Для обобщения результатов стратегического  анализа внешней среды может использоваться специальная форма (резюме-анализа внешних стратегических факторов). Этапы заполнения этой формы: 1.определяют 5-10 внешних возможностей, 5-10 внешних угроз; 2.по каждому выявленному фактору оценивается значимость от 0 до 1. в зависимости воздействия данного фактора на организацию: = 1; 3.каждый фактор оценивается по 5-бальной шкале в зависимости от реакции организации на этот фактор; 4.определяется взвешенная оценка по каждому фактору и подсчитывается суммарная взвешенная оценка. Суммарная оценка указывает на степень реакции организации на значимые факторы внешней среды.

Табл. Резюме внешних стратегических факторов.

Внешние стратегические факторы Значимость Оценка Взвешенная  оценка
Возможности      
1.благоприятная  демографическая ситуация 0,2 4 0,8
2.рост  доходов населения 0,1 5 0,5
3.экономическая  стабилизация 0,05 1 0,05
4.появление  новых рынков сбыта 0,05 2 0,1
5.развитие  розничных сетей 0,1 2 0,2
Угрозы      
1.усиление  государственного регулирования 0,1 4 0,4
2.сильная  конкуренция 0,1 4 0,4
3.появление  новых технологий 0,15 3 0,45
4.сильная  глобальная позиция мирового  лидера 0,05 1 0,05
5.предполагаемый  отраслевой спад 0,1 2 0,2
Суммарная оценка 1   3,15

Информация о работе Лекции по "Стратегическому менеджменту"