Лекции по "Стратегическому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:19, курс лекций

Описание

Тема 1. Общая характеристика стратегического менеджмента.
1.1. Технократический и предпринимательский стили управления;
1.2. Понятия и сущность СМ;
1.3. Принципы, преимущества, проблемы СМ;
1.4. Основные элементы СМ;
1.5. Этапы развития СМ;
1.6. Виды СМ;
1.7. Способности необходимые менеджеру для осуществления СМ;
1.8. Подходы к разработки стратегии организаций.

Работа состоит из  1 файл

Лекции СМ.doc

— 951.00 Кб (Скачать документ)
 

      В примере оценка 3,15 означает, что реакция организации на факторы внешней среды находится на среднем уровне, так как максимально возможная оценка равна 5. 

2.3.Понятие  цели и принципы  стратегического  анализа внутренней  среды.

      Стратегический  анализ внутренней среды (управленческий анализ, управленческое обследование, управленческая диагностика) – процесс  комплексного анализа, внутренних ресурсов организации направленных на оценку ее сильных и слабых сторон, а также на выявление и стратегических проблем. Во внутреннем анализе имеется определенная проблема с одной стороны в каждом структурном подразделении накапливается информация о каком-то элементе внутренней среды, с другой стороны часто отсутствует комплексный взгляд на внутреннюю среду организации.

      Необходимость анализа внутренней среды определяется следующими факторами: 1.анализ внутренней среды необходим для разработки стратегии организации; 2.необходим для оценки привлекательности организации с точки зрения внешних инвесторов, а также для определения позиций организаций в национальных и иных рейтинга; 3.позволяет выявить резервы развития организации.

      В результате внутреннего анализа можно выявить: 1.переоценивает или недооценивает себя организация; 2.переоценивает или недооценивает организация своих конкурентов; 3.каким требованиям рынка организация придает слишком большое либо слишком малое значения.

      Одна  из самых сложных проблем внутреннего анализа определение круга анализируемых показателей, так как чаще всего люди анализируют то, что легче всего поддается анализу и игнорирует все остальное.

      Стандартный набор направлений внутреннего  анализа: маркетинг, финансы, технология, персонал. Управленческая деятельность. Цель внутреннего анализа (получить ответы на следующие вопросы): “На сколько эффективна действующая стратегия организации?”, “В чем силы и слабости организации?”, “Конкурентоспособны ли цены и издержек организации?”, “На сколько прочной является конкурентная среда организации?”, “С какими стратегическими проблемами сталкивается организация?”. 

2.4. Критические точки  организационной  среды.

      При анализе внешней и внутренней среды необходимо выделить те элементы, которые являются наиболее важные для анализа, то есть необходимо определить пределы анализа среды. Эти пределы определяются количеством и характером критических точек. Количество критических точек зависит от следующих размеров основных факторов: размеров анализируемой организации; специфика анализируемой организации; временных рамок анализа; выбранных целей организации. 1.Влияние размеров организации на количество критических точек показано в таблице.

Табл. Значение анализа  элементов организационной среды для организаций различных размеров.

Размер  организации Высокая значимость анализа Средняя значимость анализа Низкая  значимость анализа
Очень большой (ТНК) Внутренняя  среда. Рабочая среда. Общая среда. ______ ______
Большой (национальный рыночный лидер) Внутренняя  среда. Рабочая среда. Общая среда. ______ ______
Средний Внутренняя  среда. Рабочая среда. Общая среда ______
Маленький Внутренняя  среда. Рабочая среда. ______ Общая среда
Очень маленький Внутренняя  среда. Рабочая среда. ______ Общая среда
 

      2.Влияние специфики анализируемой организации на критические точки показано в примере.

Табл. Значение факторов внешней  среды для организаций  различного профиля.

Факторы внешней среды Значение  фактора для крупного производителя телефонного  оборудования Значение  факторов для крупной  нефтяной компании
Уровень ВНП Среднее Высокое
Величина  государственных капитальных вложений Очень высокое Высокое
Технологические изменения Очень высокое Ниже среднего
Социальные  изменения Высокое Высокое
Загрязнение окружающей среды Низкое Высокое
Политические  риски Низкое Высокое
 

      3.временные  рамки анализа влияют на критические  точки следующим образом: в  коротком временном периоде количество рассматриваемых критических точек меньше, чем в долговременном периоде.

      4.цели  организации влияют на количество  критических точек следующим  образом: если организация стремится  к развитию, то количество критических  точек увеличивается, а если  стремится в выживанию, то количество  критических точек снижается. 

2.5. Формирование базы данных о внутренней и внешней организации и информационная основа стратегического анализа.

      При анализе внешней и внутренней среды могут использоваться следующие  техники формирования базы данных:

      1.сканирование  среды, поиск уже сформированной  информации, которая существует в ретроспективе; 2.мониторинг среды, отслеживание текущей вновь появляющейся информации; 3.прогнозирование среды, эта попытка создать информацию о будущем состоянии среды.

      Отслеживание  информации осуществляется в рамках 3 типов систем получения информации: 1.ирегулярные, применяются в исследованиях особых ситуациях, например, условиях кризиса, как правило, исследования фокусируются на прошлое, чтобы найти в нем события подобные настоящему; 2.регулярные (периодические) системы; для них характерен периодический, чаще всего ежегодный обзор событий. В этих системах также преобладает ретроспективный аспект; 3.система непрерывного обзора, они постоянно исследуют значимые элементы внешней и внутренней среды организации. Эти системы в существенный степени ориентируются на будущее.

      Источники информации о среде  организации. Выделяются внешние (деловые газеты и журналы; профессиональные совещания; деловые отчеты и обзоры рынка; книги; коллеги и эксперты; работники фирмы; статистические сборники; рекламные материалы; интернет; информации об уже проведенных исследованиях) и внутренние (внутренняя отчетность; статистика производства и продаж; докладные записки; менеджеры и основной персонал организации; внешние участники организации (консультанты); накопленный в организации опыт; производственное совещание) источники информации. 

2.6. Система сбалансированных  показателей.

      ССП применяется для анализа реализации стратегии. Часто реальные проблемы являются не плохой стратегией, а плохой ее реализацией. Только 50% внешних руководителей, 20% менеджеров среднего уровня и 10% рядовых сотрудников в своей ежедневной работе ориентируются на исполнение стратегии. При реализации стратегии важно довести до каждого сотрудника сведения об определенных показателях соответствующих именно его уровнях. Концепция ССП разработана в 1992 году. Авторы концепции Коплан, Нортан. Основная идея концепции ССП: в виде системы показателей представить менеджерам необходимую информацию для контроля реализации стратегии. Менеджерам необходима система финансовых и не финансовых показателей. Разработка ССП была вызвана, в том числе и “переносом” в сторону использования финансовых показателей, которые не дают достаточной информации для принятия управленческого решения. В рамках ССП используются следующие группы показателей: финансы, клиенты, внутренние процессы в организации, инновации и развитие персонала.

      Для разработки ССП используются стратегические карты- диаграмма или рисунок, показывающий стратегию в виде набора причинно-следственных связей, между стратегическими целями организации, ключевыми факторами успеха для достижения цели и набором показателей для оценки эффективности достижения цели.

Рис. Пример стратегической карты 

      Важным  моментом в ССП является их количество. Авторы ССП считают оптимально общее количество в 20-25 показателей, которые распределяются по 4 направлениям, следующим образом: финансы – 5 показателей, клиенты – 5 показателей, внутренние процессы в организации – 8-10 показателей, развитие персонала – 5 показателей. Для оперативной экспресс диагностики реализации стратегии по системам ССП необходимо. Чтобы общее количество показателей было не более 10. Имеются примеры, когда компания в рамках ССП обходится всего 3 показателями (удовлетворенность потребителя, удовлетворенность сотрудников, прирост доходов) и даже двумя показателями (удовлетворенность покупателей, развитие новых продуктов). Пример декомпозиции стратегической цели на примере конкретной цели: повышение лояльности клиента.

Рис. Взаимосвязь целей, факторов успеха, процессов и показателей эффективности. 

Тема 3. Методы стратегического  анализа.

3.1. SWOT-анализ, метод позиционирования угроз и возможностей;

3.2. Факторный анализ;

3.3. GAP-анализ;

3.4. Диаграмма “Ишикава”;

3.5. ABC-анализ и XYZ-анализ. 

3.1. SWOT-анализ, метод позиционирования угроз и возможностей.

      SWOT-анализ появился в 1963 году для того чтобы логически увязывать результаты внешнего и внутреннего анализа. Свое название метод получил от английских слов: Strength (силы), weaknesses (слабости), opportunities (возможности), threats (угроза). В ходе проведения SWOT-анализа составляется 4 списка: по внутренней среде это списки сильных и слабых сторон; по внешней среде списки угроз и возможностей. Наиболее простейшей форме SWOT-анализ проводится путем построения классической матрицы SWOT-анализа.

Таблица. Классическая матрица  SWOT-анализ.

Внутренняя  среда Сильные стороны Слабые стороны
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Внешняя среда Возможности Угрозы
1. 1.
2. 2.
3. 3.
 

      В 1982 году был предложен измененный вид матрицы SWOT-анализа, при этом предполагалось, что необходимо составлять внутренние силы и слабости своей компании с угрозами и возможностями внешней среды.

                                                        Таблица. Матрица SWOT.

                                   Внешняя

                                        среда

   Внутренняя

        среда

Возможности Угрозы
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Сильные стороны Поле  “СиВ” Поле  “СиУ”
1.
2.
3.
Слабые  стороны Поле  “СлВ” Поле  “СлУ”
1.
2.
3.
 
 

      Поле  “СиВ” – предполагает разработки стратегии использования сильных сторон организации для получения отдачи от возможностей внешней среды. Поле “СлВ” – предполагает разработку стратегии преодоления имеющихся слабостей, мешающих использовать возможности. Поле “СиУ” – предполагает разработку стратегии использования сильных сторон для устранения угроз. Поле “СлУ” – предполагает разработку стратегии предотвращения слабостей и нейтрализации угроз.

      Для большего углубления SWOT-анализа используется метод позиционирования угроз и возможностей, который заключается в определении их приоритетностей. Для проведения позиционирования строится 2 матрицы: возможностей и угроз.

Таблица. Матрица возможностей.

Вероятность использования возможности Влияние возможностей на организацию
Сильное Умеренное Малое
Высокая Поле ВС Поле ВУ Поле ВМ
Средняя Поле СС Поле СУ Поле СМ
Низкая Поле НС Поле НУ Поле НМ

Информация о работе Лекции по "Стратегическому менеджменту"