Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:19, курс лекций
Тема 1. Общая характеристика стратегического менеджмента.
1.1. Технократический и предпринимательский стили управления;
1.2. Понятия и сущность СМ;
1.3. Принципы, преимущества, проблемы СМ;
1.4. Основные элементы СМ;
1.5. Этапы развития СМ;
1.6. Виды СМ;
1.7. Способности необходимые менеджеру для осуществления СМ;
1.8. Подходы к разработки стратегии организаций.
Поля
ВС, ВУ, СС содержат возможности имеющие
большое значение для организации
и их обязательно нужно
Таблица. Матрица угроз.
Вероятность реализации угрозы | Возможные последствия для организации | |||
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | “Легкие ушибы” | |
Высокая | Поле ВР | Поле ВК | Поле ВТ | Поле ВЛ |
Средняя | Поле СР | Поле СК | Поле СТ | Поле СЛ |
Низкая | Поле НР | Поле НК | Поле НТ | Поле НЛ |
Угрозы ВР, ВК, СР представляют очень большую опасность для организации и требуют обязательного и немедленного устранения. Угрозы НР, СК, ВТ, которые следует устранять в первом очередном порядке. Угрозы НК, СТ. ВЛ требующие внимательного и ответственного рассмотрения. Угрозы НТ, НЛ, СЛ за которыми осуществляется текущий мониторинг. Но не ставится задача их обязательного устранения.
Составление профиля среды. Данный метод используется как продолжение SWOT-анализа. Этот метод позволяет оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
Таблица. Шаблон таблицы профиля среды.
Факторы среды организации | Важность для отрасли, А | Влияние на организацию, В | Направленность влияния, С | Степень важности, D=A*B*C |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
……... |
Алгоритм
составления профиля
среды: 1.оценка важности фактора
среды для отрасли, по следующей шкале:
3-большая важность, 2-умеренная, 1-слабая;
2.оценка влияния фактора среды на организации
по шкале: 3-сильное, 2-умеренное.1-слабое,
0-отсутствие влияния; 3.оценка направленности
влияния по шкале: +1-позитивное; -1-негативное;
4. все три экспертные оценки пере…..
и получается интегральная оценка, показывающая
степень важности фактора для организации.
3.2. Факторный анализ.
Факторный анализ – комплексное и системное изучение и измерение воздействия различных факторов на величину результативных показателей. Может использоваться для оценки эффективности конкретного бизнеса; например, для определения его конкретной способности. Виды факторного анализа: 1.детерминированный и стохастический факторный анализ. Детерминированный факторный анализ представляет собой исследование влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, то есть существует прямая причинно-следственная связь. Стохастический анализ изучает факторы, связь с которыми с результативном показателем является неполной, вероятностной, корреляционной. 2.прямой и обратный факторный анализ. При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом (от общего к честному). При обратном – способ индукции (от частного к общему). 3.статистический и динамический факторный анализ. Статистический анализ применяется при определении влияния на определенный момент времени, а динамический анализ рассматривает причинно-следственной связи в динамике. 4.ретроспектной (исторический) и перспективный (прогнозный) факторный анализ. Ретроспективный факторный анализ изучает изменения показателей за прошлый период, а перспективный исследует вероятностную динамику факторов в будущем. Пример сравнительного факторного анализа конкурентноспособности (конкурентной силы).
Таблица. Сравнительный факторный анализ конкурентноспособности.
Критерий сравнения (ключевые факторы в отрасль) | Вес | Анализируемая организация | Конкуренты | |
1 | 2 | |||
Относительные издержки | 0,20 | 5 (1,00) | 7 (1,40) | 6 (1,20) |
Срок исполнения заказов | 0,15 | 8 (1,20) | 8 (1,20) | 6 (0,90) |
Качество исполнения заказов | 0,15 | 7 (1,05) | 8 (1,20) | 8 (1,20) |
Квалификация персонала | 0,15 | 8 (1,20) | 9 (1,35) | 7 (0,70) |
Финансовое положение | 0,10 | 6 (0,60) | 8 (0,80) | 7 (0,35) |
Репутация/имидж | 0,05 | 8 (0,40) | 8 (0,40) | 6 (0,30) |
Производственные возможности | 0,05 | 5 (0,25) | 7 (0,35) | 6 (0,30) |
Овладение новыми технологиями | 0,05 | 8 (0,40) | 8 (0,40) | 6 (0,30) |
Уровень научных исследований | 0,05 | 9 (0,45) | 8 (0,40) | 6 (0,30) |
Развитость международных связей | 0,05 | 7 (0,35) | 6 (0,30) | 5 (0,25) |
Взвешенная общая оценка | 1,00 | 6,90 | 7,80 | 6,55 |
Для
сравнительного факторного анализа
конкурентноспособности используется
следующий алгоритм: 1.составляется
список 6-10критериев сравнения (ключевых
факторов успеха в отрасли); 2.каждому фактору
назначается удельный вес (значимость),
так чтобы ∑ была равна 1; 3.проводится
оценка анализируемых организаций и ее
основных конкурентов по 10 бальной шкале;
4.рассчитываются взвешенные оценки путем
перемножения оценки на ее значимость;
5.определяются общие оценки конкурентноспособности
организации как сумма взвешенных оценок.
3.3. GAP-анализ.
GAP-анализ или анализ “разрыва” является одним из эффективных методов стратегического анализа. Цель: определить существует ли “разрыв” между целями фирмы и ее возможностями по достижению этих целей. И если “разрыв” существует установить, как заполнить его.
Анализ
“разрывов” включает в себя следующие
этапы: 1.определение основного
Рис.
Анализ “разрывов”
3.4. Диаграмма “Ишикава”.
При анализе необходимо не только выявлять проблему, но и уметь выяснить их истинные причины. Если проблемы выявить не так сложно, вот их причины гораздо сложнее. Помочь в этом может диаграмма “Ишикава”, которую используют при групповой работе особенно при проведении мозгового штурма. С диаграммой, которая по внешнему виду напоминает скелет рыбы работают следующим образом: 1.справа записывают подлежащую решению проблему; 2.на окончаниях ответвления “костях” указывают группу причин, которые подвергаются анализу; 3. левее каждого ответвления указываются конкретные причины, входящие в ту или иную группу причин.
Рис.
Пример диаграммы
“Ишикава”
Полезно
диаграмму “Ишикава” применять
с сочетанием с такой техникой
анализа “Почему?”. Принцип анализа
“Почему?” заключается в том, что
нужно каждый раз ставить вопрос “Почему?”.
Например, “почему данная причина приводит
к возникновению конкретной проблеме?”.
Этот вопрос может задавать несколько
раз по отношению к каждой причине пока
не выяснится внутренняя связь этих причин.
3.5. ABC-анализ и XYZ-анализ.
В основе метода АВС анализа лежит принцип Парето (20%-80%) согласно которому 20% от всего количества объектов участвующих в каком-либо деле дает 80% результата этого дела. Например, в торговле: 20% наименований товаров дают 80% выручки. Но в отличии от принципа Парето в АВС-анализе объекты разделяются на 3 группы. Объекты группы А немногочисленны, но очень важны. Объекты группы В занимают промежуточное положении и требуют меньшего внимания. Объекты группы С, как правило, самые многочисленные и относятся к второстепенным. Распределение объектов по группам АВС не совсем однозначны и варианты представлены в таблице распределения.
Табл. Примерное распределение объектов по группам А, В, С (от лучших объектов к худшим)
Группа объектов | Суммарная доля объектов в результативном показателе, % |
А | 80 |
В | 15 |
С | 5 |
Табл. Примерное распределение объектов по группам А, В, С (от худших объектов к лучшим)
Группа объектов | Суммарная доля объектов в результативном показателе, % |
А | 50 |
В | 30 |
С | 20 |
Этапы АВС-анализа: 1.определение объектов анализа (клиенты, поставщики, товары и т.п.); 2.определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта (объем продаж в руб.; количество единиц продаж в шт., количество заказов в шт. и т.п.); 3.определение доли объектов в результативном показателе (доли реализуемых товаров в общей реализации);
Табл. Сортировка объектов по доле товара в общей реализации продукции
Наименование товара | Годовой объем реализации товара, тыс. руб. | Доля товара в общей реализации, % |
Товар 1 | 2100 | 4,83 |
Товар 2 | 800 | 1,83 |
…….. | ….. | ….. |
Товар 50 | 60 | 0,1 |
Итого | 43500 | 1,00 |
4.сортировка
объектов анализа в порядке
убывания значения параметров (в
примере убывания долей
Табл. Сортировка объектов в порядке убывания долей товаров в общей реализации.
Номер строки упорядоченного списка | Наименование товара | Годовой объем реализации товара, тыс. руб. | Доля товара в общей реализации, % | Доля товара в общем количестве товаров нарастающим итогом, % | Доля товара в общей реализации продукции нарастающим итогом, % |
1. | Товар 34 | 8700 | 20 | 2 | 20 |
2. | Товар 18 | 4350 | 10 | 4 | 30 |
….. | ….. | ….. | ….. | ||
50. | Товар 41 | 100 | 100 | ||
Итого | - | 43500 | 100 | - | - |