Лекции по "Стратегическому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:19, курс лекций

Описание

Тема 1. Общая характеристика стратегического менеджмента.
1.1. Технократический и предпринимательский стили управления;
1.2. Понятия и сущность СМ;
1.3. Принципы, преимущества, проблемы СМ;
1.4. Основные элементы СМ;
1.5. Этапы развития СМ;
1.6. Виды СМ;
1.7. Способности необходимые менеджеру для осуществления СМ;
1.8. Подходы к разработки стратегии организаций.

Работа состоит из  1 файл

Лекции СМ.doc

— 951.00 Кб (Скачать документ)
 

      5.разделение  объектов на группы А, В,  С и занесение результатов  в таблицу.

Разделение  объектов на группы А, В, и С.

Группа  товаров Доля  товаров в общем  количестве, % Доля  товаров в общей  реализации продукции, %
А    
В    
С    
 

      XYZ-анализ. Основная идея состоит в группировки объектов по степени однородности и стабильности (т.е. по коэффициенту вариации). Чем стабильнее и однороднее объекты анализа, тем легче их прогнозирование и планирование. Признаком, на основе которого конкретный объект анализа относят к группе X, Y и Z является коэффициент вариации: n. Группа Х: 0£n<10%, однородные и стабильные объекты. Группа Y: объекты средней однородности и стабильности в интервале 10£n<20%. Группа Z: объекты низкой однородности и стабильности в интервале 25%£n¥. Формула расчета коэффициента вариации:

xi – значение параметров по оцениваемого объекта за i-й период; - среднее значение параметров по оцениваемому объекту анализа; n – число периодов.

      Этапы XYZ-анализа: 1.опредление объектов анализа (клиенты, поставщики, товары и т.д.); 2.определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта (объем продаж в руб., количество единиц); 3.определение границ периода и количество периода, по которому будет проводиться анализ (неделя, декада, месяц, квартал, полугодие, год). Данный метод анализа имеет смысл, если количество анализируемых периодов более 3. Чем больше количество периодов проанализированных, тем показательней результат. 4.определение коэффициента вариации для каждого объекта анализа.

Табл. Пример определения  коэффициента вариации

Наименование  товара Реализация, тыс. руб. Дисперсия (подкоренное выражение  в числителе) Среднее квадратичное отклонение (корень из дисперсии) Коэффициент вариации
за  год средняя за квартал за  квартал
1 2 3 4
Товар 1 2100 525 450 500 550 600 3125 55,9 10,6
Товар 2 800 200 180 220 170 230 650 25,5 12,8
….. …..                
Товар 50 60 15 10 20 13 17 14,5 3,8 25,4
 

5.сортировка  объектов анализа по возрастанию  значения коэффициента вариации  и определение групп X, Y, Z.

Табл. Сортировка объектов анализа по возрастанию значения коэффициента вариации и определение групп X, Y, Z.

Номер строки упорядоченного списка Наименование  товара Коэффициент вариации Группы товаров
1. Товар 19 2,4 X
2. Товар 48 2,8 X
…..      
50. Товар 7 28,2 Z
 

      Совмещение  результатов АВС-анализа  и XYZ-анализа (матрица АВС-XYZ).

          AX AY AZ
          BX BY BZ
          CX CY CZ
 

Тема 4. Стратегический анализ внешней среды

4.1. Основные типы  внешнего окружения  и методы реагирования  на изменение внешней  среды;

4.2. Анализ макроокружения организации с использованием STEP-анализа;

4.3. Направления стратегического  отраслевого анализа;

4.4. Движущие силы  изменений в отрасли;

4.5. Модель 5 сил конкуренции;

4.6. Анализ конкурентного  окружения с позиции  покупателей и  использованием карты  стратегических групп;

4.7. Анализ потребителей;

4.8. Понятие и этапы  сценарного анализа. 

4.1. Основные типы  внешнего окружения  и методы реагирования  на изменение внешней  среды.

      Выделяют  следующие основные типы внешнего окружения: 1)изменяющаяся внешняя среда –  признаком такого окружения является постоянно-происходящие, быстрые и разнообразные перемены; 2)враждебное окружение – признаком такого окружения является жесткая конкуренция, борьба за потребителей и рынки сбыта; 3)разнообразное окружение – такое окружение свойственно глобальному бизнесу, которое действует одновременно во многих странах с разнообразными культурами и вкусами потребителей; 4)технически сложная среда – в такой среде наиболее важным фактором является появление инновации, например, в такой среде развиваются электроника, телекоммуникации и т.п.

     Основные  методы реагирования на изменения внешней  среды: 1.реактивный стиль управления – данный метод осуществление  управленческих мер уже после  совершения каких-либо внешних изменений; 2.расширение сферы деятельности (диверсификация) расширение сферы деятельности позволяет уменьшить коммерческий риск при изменении факторов внешней среды; 3.совершенствование организационной структуры управления для повышения его гибкости; 4. комплексный стратегический менеджмент – он включает в себя все названные выше методы. 

4.2. Анализ макроокружения  организации с  использованием STEP-анализа.

      Анализ  макросреды включает: 1.обнаружение  признаков будущих возможных  изменений; 2.прогнозирование будущих  применений макросреды. Отслеживание специфических тенденций и структур макроокружений.

      При анализе макросреды необходимо проявлять  некоторую осмотрительность, так  как его результаты быстро устаревают. Чтобы справиться с этой проблемой необходимо: а)проводить макросферы на непрерывной основе; б)постоянно обновлять источники информации и совершенствовать технику анализа.

      Макросферу  принято анализировать по 4 основным направлениям, анализ которых принято  называть STEP (PEST)- анализом: политико-правовые факторы; экономические факторы; социо-культурные факторы; технологические факторы.

      Политико-правовые факторы - факторы, которые находятся под непосредственным контролем и влиянием со стороны государства. Государство участвует в следующих областях: а) законодательное и нормативное регулирование; б) экономическая политика (государство регулирует вопросы налогообложения и государственных расходов); в) государственная экономическая деятельность (государство может выступать в качестве собственника или управлять национальными отраслями); г) международная политика (участие государства в международной торговле, влияние на обменные курсы и т.п.)

      Все правительства стремятся к тому, чтобы осуществлять следующие виды контроля: 1.контроль инфляционных процессов; 2.обеспечение экономического роста; 3.контроль уровня безработицы; 4.контроль монополий; 5.предоставление социально-необходимых услуг; 6.контроль загрязнения окружающей среды; 7.защита прав потребителей; 8.регулирование условий труда и т.п.

      Экономические факторы - факторы, которые связаны с изменениями в макроэкономике и их воздействием на организацию. Влияние экономических факторов связано с фиксальной политикой и кредитно-денежной политикой.

      Фиксальная  политика – это регулирование национальной экономии путем управления доходами и расходами государства.

      Кредитно-денежная политика – регулирование национальной экономики путем изменения основных экономических показателей: темпы экономического роста; уровень доходов в экономике; уровень производительности; уровень заработной платы; уровень инфляции; уровень безработицы; обменный курс и т.п.

      Социо-культурные факторы – они включают в себя социальную культуру и демографию.

      Социальная  культура – ценности, отношения, которые определяют поступки и поведения людей. Социальная культура влияет на потребительское поведение, приоритеты населения, социальную ответственность бизнеса и т.п.

      Демография – общественная наука, которая занимается изучением размера и состава демографии страны. Наиболее важные демографические характеристики: возраст; образование; доход; место проживания и т.д.

     Технологические подходы. Факторы, которые отражают изменения, происходящие в товарах и услугах, технологиях, информации и связи, транспорта и сбыта. В отношении новых технологий можно отметить следующие: коммерческая – использование старых технологий может продолжаться еще долгое время; предсказать результаты новых технологий сложно, так как она не столько полагает на существующий рынок, сколько создает новые рынки.

Таблица. Пример STEP-анализа.

Политика Экономика
Выборы  президента РФ

Выборы Государственной думы РФ

Изменение законодательства РФ

Государственное влияние в отрасли

Общая характеристика экономической ситуации

Инфляция

Ставка  рефинансирования

Курс  национальной валюты

Экспортно-импортная  политика по продуктам анализируемой  организации

Социум Технология
Изменений в базовых ценностях

Изменения в стиле жизни

Демографические изменений

Изменение структуры доходов

Отношение к работе и отдыху

Государственная инновационная политика

Новые патенты

Значимые  тенденции в области НИОКР

Новые продукты

 

4.3. Направления стратегического  отраслевого анализа.

      Иногда  понятие отрасль используется как  синонимы, но это не верно. Отрасли  производит товары и услуги, то есть являются сферой предложения. А рынки  потребляют товары и услуги. Отрасль  совокупность предприятий, производящих и сбывающих товары и услуги заменяющая друг друга. Отрасль группа предприятий, которая производит исходные товары, использует идентичную индефикацию, имеет аналогичные процессы производства и аналогичные каналы сбыта.

      Цели  стратегического отраслевого анализа: 1.оценка привлекательности отрасли; 2.изучение динамики развития отрасли; 3.поиск возможностей, угроз и стратегических неопределенностей в отрасли; 4.определение ключевых факторов успеха в отрасли; 5. позиционирование конкретной организации в отрасли.

      Основные  направления стратегического отраслевого  анализа:

     1)реальный размер отрасли, то есть совокупный объем производства продукции всеми предприятиями в стоимостном выражении за 1 год;

     2)темпы роста отрасли и стадии ее жизненного цикла. Темпы роста предполагают анализ динамики изменения реального размера отрасли за несколько последних лет, также полезно знать на какой стадии жизненного цикла находиться отрасль в целом: начало подъема; быстрый рост; начало зрелости и насыщения; застой; спад.

     3)структура и масштабы конкуренции в отрасли, при этом анализе используется модель 5 сил конкуренции, которые будут рассмотрены в дальнейшем;

     4)структура отраслевых издержек, при этом анализе необходимо выяснить структуру издержек, характерную для типичного предприятия отрасли, то есть необходимо найти некоторую усредненную структуру издержек характерную для этой отрасли.

      Также в рамках этого направления анализа  необходимо выяснить действует ли в  отрасли «кривая опыта». Кривая опыта  – это одна из стратегических моделей разработанная в 1926 году американским военнослужащим. Данная модель предполагает, что каждый раз когда объем производства удваивается затраты на создание единицы продукции уменьшается на 20%. Кривая опыта применима в сфере материального производства.

Рисунок. Кривая опыта

      Снижение  затрат при увеличении объема производства происходит под воздействием следующих  факторов: а)эффект экономии на масштабе, за счет распределения постоянных издержек на большое количество единиц продукции; б)обучение на опыте, эффективным способом организации производства.

Информация о работе Лекции по "Стратегическому менеджменту"