Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:46, реферат
Решение кадровых вопросов в условиях рыночных отношений и рынка
рабочей силы приобретает особо важное значение , так как меняется
общественный статус работника , характер его отношений к труду и условиям
продажи рабочей силы . В этих условиях руководитель предприятия
(работодатель) должен в своих решениях исходить из того , что человеческий
потенциал проявляется при благоприятных условиях для работника , а его
способности в выполнении работ , решении задач , в том числе проблемных ,
зависят от многих качественных показателей , характеризующих его как
личность и специалиста .
Введение
1. Отбор кандидатов и факторы влияющие на него .
2. Критерии отбора .
3. Методы отбора персонала .
3.1 Предварительная отборочная беседа .
3.2 Заполнение бланка заявления и автобиографической анкеты .
3.3 Беседа по найму .
3.4 Тесты по найму .
3.5 Проверки рекомендаций и послужного списка .
3.6 Медицинский осмотр .
4. Достоверность и обоснованность методов отбора .
Заключение
Опыт. Работодатели часто отождествляют опыт с возможностями работника и с его отношением к работе , считая , что человек , занимавшийся подобной деятельностью ранее и желающий выполнить такую же работу , любит её и будет выполнять её хорошо . А поскольку лояльность в отношении работы и предприятия ценится высоко , большинство работодателей предпочитают наём работников с опытом .
Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление рейтинга трудового стажа , отражающего время , на протяжении которого человек работал в данной организации . На военной службе дата присвоения званий есть эквивалент рейтинга трудового стажа . Трудовой стаж измеряется различными способами : общим временем работы на данной фирме , временем работы на фирме на определённой должности или в составе определённого отдела и т. д.
Физические (медицинские) характеристики . Существуют многие виды работ , требующие от исполнителя определённых физических качеств , обычно сводящихся к выносливости и силе , которые легко поддаются тестированию . С этой целью предприятию следует выявлять физические и медицинские характеристики преуспевающих работников в данный момент и использовать эти данные как критерии , но только тогда , когда все или большинство работников этим данным соответствуют .
Персональные характеристики и типы личности . Одной из важнейших персональных характеристик работника является его социальный статус (положение) . Одни работодатели предпочитают принимать женатых работников , считая , что это приводит к меньшей текучести и лучшему качеству работы . Другие фирмы с большей охотой приглашают холостых или разведённых работников , которые по их мнению , мобильнее , охотнее соглашаются на смену места и вида работ , работу в выходные дни и сверхурочно . Второй важной персональной характеристикой претендента является его возраст . Любой конкретный критерий отбора работников , основанный на возрастном делении , должен быть тщательно изучен в отношении преуспевающих работников , занятых в фирме на данное время . В США , например , дискриминация против лиц старше 40 лет признана незаконной , и , если кадровик намекнёт претенденту , что тот уже староват для данной работы , это может стать основанием возбуждения судебного дела .
Работодатели могут предпочитать определённые типы личности для выполнения различных работ . Например , предпочитать общительных людей замкнутым . Выдающиеся личные качества могут быть необходимы работникам , общающимся с клиентами , для других же мест такие качества не пригодятся .
Работа кадровой службы будет тем успешнее , чем яснее её сотрудники представляют себе конкретную цель работы по набору и отбору кадров . Например , когда ставится задача просто привлечь новые кадры для работы в организации , применяются одни методы . В этом случае кадровая служба руководствуется критериями , которые разрабатываются в организации лицами , принимающими решение . Для набора отбора кадров на определённую и специфическую должность кадровая служба использует аналитические оценки кандидатов , учитывающие характеристики работы и требования к человеку , её выполняющему , независимо от характера деятельности и размеров организации . В применении аналитических методов отбора кадров на ту или иную должность акцент делается на основных показателях поведения , что облегчает процесс принятия решений .
3.
Методы отбора
персонала .
В прошлом отбор персонала на Западе (а на некоторых предприятиях России и сегодня) считался достаточно простым делом . Начальник лично беседовал с желающими и принимал решение , руководствуясь своей интуицией (или рекомендацией вышестоящего начальства) . Однако , начиная с 60-х годов ХХ века создавались различные формы и методы этой процедуры , повышалась её эффективность и она освобождение от субъективных оценок . Эти методы можно сравнить со ступенчатой системой . На каждой из этих ступень часть претендентов отсеивается , другие отказываются сами . Конечно многие организации реализуют эту процедуру в различном объёме , исключая или добавляя какие-либо методы , поскольку это очень дорогостоящее дело , требующее много времени . В Таблице 2 показано применение различных методов отбора в зависимости от источников набора .
Таблица 2 .
Методы
отбора , используемые
при найме и
продвижении по
службе[1] .
Доля общего числа обследованных , % | ||
Метод отбора | Процедуры для кандидатов из вне | Процедуры для кандидатов на повышение |
Проверка
рекомендаций и послужного списка
Отбор без беседы Тест на качество работы и навыки Медицинский осмотр Схематическая беседа Изучение кандидатур агентством вне предприятия Тест на знание специфики работы Тест на умственные способности Заполнения бланка заявления Тест на личные качества Изучение кандидатур в центре по оценке работников Тест на физические способности Тест на детекторе лжи (либо письменный тест на честность) Другие |
97
81 75 52 47 26 22 20 11 9 6 6 6 3 |
67
70 40 8 32 3 15 10 7 4 7 4 1 2 |
Примечание . Общее число обследованных - 437 человек .
3.1 Предварительная отборочная беседа .
Эта
работа проводится по разному в различных
фирмах . Для некоторых видов
* Какую должность Вы хотели бы занимать ;
* Ваши специфические цели работы на данном месте ;
* Конечные цели Вашей карьеры ;
* Причина по которой Вы ищете работу ;
* Указание
на то , что Вам хорошо известно то место
, куда
Вы желаете быть направлены
Наиболее важными пунктами , на которые обычно обращают внимание при предварительной отборочной беседе являются : адрес , профилирующее направление в учебном заведении , оконченные учебные заведения , цель поступления на работу , время пребывания на предыдущих местах работы , желаемая зарплата , цель карьеры , ограничения по здоровью , общее состояние здоровья , оценки в университете , военная служба , членство в организациях , ближайшая возможная дата выхода на работу .
3.2
Заполнение бланка
заявления и
анкеты .
Количество пунктов анкеты должно быть минимальным , а запрашиваемая информация должна определять производительность бедующей работы претендента . Данные могут относиться к прошлой работе , складу ума , то есть чтобы на их основе можно было провести психологическую оценку кандидата . Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы , в том числе и вообще отказ в ответе , а сами пронумерованные пункты должны вытекать один из другого . Могут быть заданы вопросы о мнении претендента по поводу какой-либо ситуации , допустим : «Что Вы думаете о частых командировках , если Вы служащий нашей компании ?» Вариантами ответов могут быть такие : «С удовольствием соглашусь» , «Не прочь попробовать» , «Скорее всего соглашусь» , «Откажусь от командировок» . Другой разновидностью анкет по биографическим данным является «сравнительный бланк заявлений» , используемый в США для прогноза результативности и количества увольнений .
3.3
Беседа по найму
.
Собеседования или беседа по найму до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров . Принимая на работу новых сотрудников организация располагает обычно лишь документальными данными о нём . В этом случае важное значение приобретает беседа представителей организации с претендентом . Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу хотя бы без одного собеседования . Его лучше всего проводить будущему непосредственному управляющему претендующего на должность работника . Отбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований , занимающих несколько месяцев .
Собеседование
предназначено для выяснения
некоторых деловых качеств
Некоторые общие рекомендации эффективного проведения беседы сводятся к следующему :
* Установление
взаимопонимания с кандидатом и
предоставление возможности ему чувствовать
себя свободно .
* Концентрация
внимания в ходе всего собеседования на
требованиях к работе .
* Недопустимость
оценки по первому впечатлению .
Необходимость получения всей информации
о человеке .
* Подготовка
комплекта структурированных вопросов
,
которые будут задаваться всем кандидатам
, а также
достаточная гибкость , чтобы исследовать
и другие
возникающие вопросы .
Различают беседы формализованные (строго по схеме) , слабоформализованные и неформализованные . В ходе любой из них происходит обмен информацией , обычно в форме вопросов и ответов . Цель практически любого вида беседы - знакомство с претендентом . Однако эти три вида беседы значительно отличаются по подходам . В ходе беседы формализованного типа проводящий её человек не отклоняется от имеющегося у него стандартного списка вопросов и отмечает ответы кандидата на специальном бланке . Такой подход , как правило , не позволяет получить достаточно широкого представления о заявителе , так как не даёт возможности приспособить ход беседы к ответам претендента .
При проведении беседы слабоформализованного типа имеются лишь основные вопросы и наряду с ними могут задаваться дополнительные . Этот метод допускает большую гибкость , чем первый , но требует и большей квалификации от проводящего беседу . Хотя для этих бесед и нет специальных макетов , всё же кадровикам рекомендуется определённый перечень вопросов , которые обычно задаются кандидатам :
Почему Вы обратились о приёме на работу
именно к нам ?
Чем Вас привлекла наша фирма ? Что Вы
знаете о ней ?
Что Вы знаете об этой работе ? В какого
рода работе Вы
больше заинтересованы ?
Почему Вы выбрали именно эту карьеру
? Как Вы планируете
на будущее свою карьеру ?
Что бы Вы стали делать , если ... (описание
критической
ситуации на рабочем месте) ?
Как бы Вы могли описать себя ?
Что Вы хотите рассказать о себе ? О Вашей семье ?
Каковы Ваши основные сильные и слабые стороны ?
Какую работу Вы больше всего любите делать
, а какую не
любите?
Каковы Ваши интересы вне работы ? Как
Вы проводите
свободное время ?
Что бы Вы хотели изменить в своём прошлом ?
Какие предметы в школе Вам нравились
больше всего и
меньше всего ? А в ВУЗе ? Почему ?
Считаете ли Вы , что получили хорошую
подготовку общего
характера ?
Какие особенности в Вашей подготовке
позволяют Вам
думать , что Вы добьётесь успеха в избранной
Вами сфере
деятельности ?
Какого рода общественной деятельностью
Вы занимались в
ВУЗе ? После ВУЗа ? Почему ?
Что Вам нравилось больше всего и меньше
всего на прежней
работе ?
Что Вы можете рассказать о Ваших руководителях
на
прежнем месте работы ? О Вашей прежней
работе ?
Почему Вы уволились с прежней работы ?
Какие Ваши цели в жизни ? Как Вы планируете их достичь ?
На какую заработную плату Вы рассчитываете ?
Чем Вы надеетесь заниматься через 5 (10 , 15) лет ?