Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 08:57, курсовая работа
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятия миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства………………………………...……………………………...…………......5
1.1 Роль миссии в стратегическом управлении…………………………………....5
1.2 Цели формулирования миссии………………………………………………...12
1.3 Цели организации и их классификация……………………………………….15
1.4 Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации………………………………………………………………………....23
1.5 Характеристики целей организации…………………………………………..29
2 Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении компанией………………………………….……….31
2.1 Разработка миссии и целей компании………………………………………...31
2.2 Ошибки при формулировке миссии………………………………………..…37
2.3 Примеры миссий некоторых крупных компаний…………………….………41
Заключение……………………………………………………………….…………47
Список использованных источников…………………….………………………..49
Приложение………………………………………………………….......…………
Рисунок 1 Формулировка миссии организации
Миссия формулирует и формализует статус предприятия на внешнем рынке и обеспечивает направления и ориентиры для определения цели и выбирает его стратегию.
Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:
Миссия
организации, означает попытку ответить
на вопрос, в чем состоит конечный
смысл деятельности организации. Она
обычно довольно широка по масштабу и
зачастую выглядит как описание долгосрочных
перспектив организации. Разумеется, нет
серьезных оснований искать миссию
существования небольших
Миссии часто можно найти в годовых отчетах, а также встретить в плакатах на стенах организации, где их стремятся выразить в форме кратких, эмоционально окрашенных лозунгов. Они могут включаться в информацию, распространяемую организацией среди покупателей, поставщиков, кандидатов на занятие вакантных должностей в организации. Они являются базой и точкой отсчета для всех начинаний в организации. Можно привести несколько причин, по которым организация должна сформулировать свою миссию:
- сосредоточить
сотрудников организации на
- сформулировать
основу или стандарт для
- создать или изменить климат, или культуру организации;
- обеспечить
трансформацию целей
- ввести
систему формального
Поскольку степень детализации миссии все-таки зависит от конкретной компании и ситуации на рынках, где она работает, эксперты рекомендуют, при разработке миссии, учитывать четыре основных стратегических цели, которые стоят перед любой компанией на любом рынке, и озвучивать приоритеты компании относительно каждой из этих целей:
Особенно
активно подход четырех стратегических
целей используют российские промышленные
компании и банки, поскольку их работа
в значительной степени затрагивает
жизнь и финансовую деятельность
населения регионов, в которых
эти компании работают, и сопряжена
с нанесением вреда окружающей среде.
Многие российские компании при формулировке
миссии с учетом четырех указанных
стратегических целей, делают особенный
акцент на перечислении сфер своей
ответственности, а также целевых
групп, перед которыми эта ответственность
возникает. Таким образом, с помощью
миссии, компании сообщают местному сообществу,
какой конкретно вклад они
готовы внести в его развитие и
за какие аспекты своей
Примерами удачной формулировки каждой из четырех стратегических целей в миссии компании могут служить фрагменты миссий ЮКОС, Сибнефть, и Альфа-Банк.
ЮКОС - общественная цель.
Мы ответственны:
-друг
перед другом как сотрудники
Компании за качество работы
и следование нормам и
-перед
потребителями за качество
-перед
партнерами за выполнение
-перед
регионами деятельности за
- перед
страной за использование
- перед международным сообществом за сохранение экологии регионов, в которых Компания ведет свою деятельность своего персонала.
Альфа-Банк – клиентская цель.
Мы
видим своей основной целью предоставление
каждому клиенту полного
Все клиенты банка - как частные лица, так и крупнейшие корпорации - могут всегда рассчитывать на получение первоклассных банковских услуг.
Дорожа
безупречной деловой
Газпром - организационная цель.
Высшей
целью экономической стратегии
ОАО "Газпром" является повышение
капитализации Общества. Предполагается
реализовать эту стратегию
Сибнефть - предпринимательская цель.
Быть устойчивым лидером в секторах разведки и добычи нефти, производства и реализации нефтепродуктов за счет использования внутреннего потенциала компании и приобретения новых активов, обеспечивать долгосрочный и прибыльный рост бизнеса с целью увеличения стоимости акций компании и доходов акционеров.
Когда стратегические приоритеты компании и ее ответственность перед целевыми группами определены, возникает вопрос – как избежать превращения миссии компании в "дайджест" ее прошлых достижений и мечтаний о светлом будущем, не отражающий реальное положение вещей? Для соблюдения баланса между реальностью, стремлениями компании и требованиями рынка, руководству компании, после определения подхода к формулировке миссии и четырех стратегических целей, имеет смысл "протестировать" полученную миссию на предмет соответствия трем требованиям. Для удобства запоминания, эксперты российского консультационного центра "Бизнес-Инжиниринг" определили их как "МОГУ", "ХОЧУ" и "НАДО":
- Определяется
ли миссия компании ее
- Отражает
ли миссия компании ее
- Основана
ли миссия компании на
1.2 Цели формулирования миссии
Прежде чем приступить к целям формулирования
миссия, необходимо рассмотреть, для чего
же все-таки формулируется миссия, что
она непосредственно дает для деятельности
организации (рисунок 2).
Рисунок 2 Предпосылки для формирования миссии
Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:
- миссия
делает ясными для сотрудников
общую цель и предназначение
организации. В результате
- миссия
способствует тому, что сотрудники
могут легче идентифицировать
себя с организацией. Для тех
же сотрудников, которые
- миссия
способствует установлению
В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:
- является
базой для установления целей
организации, обеспечивает
- дает
общий подход к распределению
ресурсов организации и
- расширяет
для работника смысл и
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее.
Очень
важно, чтобы миссия была сформулирована
предельно ясно, чтобы она была
понятна всем субъектам, взаимодействующим
с организацией, в особенности
всем членам организации. При этом миссия
должна быть сформулирована таким образом,
чтобы она исключала
Миссия
организации как