Миссия и цели организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 08:57, курсовая работа

Описание

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Понятия миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства………………………………...……………………………...…………......5

1.1 Роль миссии в стратегическом управлении…………………………………....5

1.2 Цели формулирования миссии………………………………………………...12

1.3 Цели организации и их классификация……………………………………….15

1.4 Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации………………………………………………………………………....23

1.5 Характеристики целей организации…………………………………………..29

2 Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении компанией………………………………….……….31

2.1 Разработка миссии и целей компании………………………………………...31

2.2 Ошибки при формулировке миссии………………………………………..…37

2.3 Примеры миссий некоторых крупных компаний…………………….………41

Заключение……………………………………………………………….…………47

Список использованных источников…………………….………………………..49

Приложение………………………………………………………….......…………

Работа состоит из  1 файл

одержание.docx

— 141.70 Кб (Скачать документ)

     Третья  фаза. Установление иерархии целей  предполагает определение таких  целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями  будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При  этом иерархия должна строиться как  по долгосрочным, так и по краткосрочным  целям.

     Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей  внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально  действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуация получают представление не только о  том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда  скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой  мере их труд будет способствовать достижению целей организации.

     Установленные цели должны иметь статус закона для  организации, для всех ее подразделений  и. для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следуют  их вечность и неизменность. Уже  ранее говорилось, что в силу динамизма  среды цели могут меняться. Можно  подходить к проблеме изменения  целей следующим образом: цели корректируются всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер. Но многими организациями применяется подход систематического упреждающего изменения целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели (обычно годовые). По достижении этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели. При этом в целях учитываются те изменения, которые происходят в среде, и те изменения, которые происходят в наборе и уровне требований, выдвигаемых по отношению к организации со стороны субъектов влияния. На основе новых долгосрочных целей определяются краткосрочные, по достижении которых опять происходит выработка новых долгосрочных целей. При таком подходе не происходит достижения долгосрочных целей, так как они регулярно изменяются. Однако постоянно в деятельности организации присутствует долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводится корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей.

     1.5 Характеристики целей организации

     Конкретность  и измеримость. По мере возможности  цели должны иметь количественное выражение, так как стимулирующий эффект общих, пространных словесных формулировок весьма низок. На высшем уровне управления цели могут носить как количественный, так и качественный характер.

     Охват всех ключевых результатов. Менеджмент не имеет возможности определить конкретные цели по всем аспектам деятельности организации для каждого работника. Поэтому менеджерам следует выделить несколько ключевых областей: не больше чем четыре-пять для каждого отдела или вида деятельности. Ключевые области  – это виды деятельности, от которых  в основном зависит результат  работы компании.

     Труднодостижимые, но реальные цели. Единственный результат  изначально недосягаемой цели – ухудшение  морального состояния сотрудников. Точно так же постановка простых  целей означает снижение работы сотрудников. Контроль над ресурсным обеспечением поставленных целей (время, оборудование и денежные средства, которыми располагают  отделы) – одна из задач менеджера.

     Чётко определённый период времени. Постановка целей предполагает указание периодов времени, за которые они должны быть достигнуты, т.е. определение крайних  сроков, дат, к которым необходимо получить поставленные результаты.

     Непосредственная  связь с уровнем вознаграждения. Воздействие целей на деятельность организации в конечном итоге  зависит от повышения заработной платы, продвижения по служебной  лестнице или иного, связанного с  их достижением вознаграждения. Вознаграждение придаёт целям значимость и важность. Как правило, фиаско в достижении представлявшихся реальными целей  объясняется факторами, неподконтрольными  сотрудниками.

 

      2. Разработка миссии и целей  организации как метод принятия  решений в стратегическом управлении  компанией 

     2.1 Разработка миссии и целей  компании 

     Для западных компаний наличие миссии давно  уже стало хорошим тоном. Миссии получают все большее распространение  и среди отечественных компаний. Нужно ли начинать выгодный, но "непрофильный" проект? Чему уделять наибольшее внимание в процессе управления - финансовым результатам, удовлетворенности клиентов, отношениям в коллективе? Что наиболее важно для развития компании? Ликвидировать  ли подразделение, в котором постоянно  возникают проблемы, или продолжать им заниматься? И, наконец, как ответить на вопрос ребенка, чем занимается его  папа или мама ("деньги зарабатывает"?) - такие или похожие вопросы  ежедневно возникают перед руководителями и сотрудниками любой организации. Ситуация постоянно меняется, внешняя  среда предлагает множество более  или менее выгодных возможностей и таит явные и скрытые угрозы. На предприятии постоянно возникают  проблемы и конфликты - чью сторону  принять, как конструктивно решить вопрос, а не уйти в бесконечное  разбирательство, кто прав, кто виноват? Для решения этих и других вопросов уже давно предлагается ряд более  или менее общих решений, одним  из которых является разработка миссии компании.

     Надо  отметить, что формулировка миссии должна быть краткой, афористичной и  привлекать внимание. Поэтому многостраничные  миссии не могут считаться оптимальными, прежде всего с позиции восприятия. К концу второй страницы, читатель совсем забывает то, с чего он начал  читать первую страницу.

     Какого-либо определенного и универсального набора правил для формулирования миссии, подходящего для любой конкретной организации, не существует. В разных организациях ее содержание, объем, форма  и уровень детализации будет отличаться. Однако для решения этой задачи существуют все-таки некоторые общие идеи и рекомендации.

     Начальным этапом работы с миссией должно являться формирование менеджером собственно понимания  целей и возможностей четкого  формулирования миссии организации  и проведения связанных с ней PR-мероприятий. При этом необходимо учитывать следующие аспекты  деятельности организации:

1    Мораль, этика и ценности.

В последнее  время этому вопросу уделяется  большое внимание, поэтому работу с миссией лучше начинать именно с этих понятий. Мораль организации  должна сочетаться с принятыми в  обществе этическими нормами, что, на практике, соблюдается не всегда. Организация  много выигрывает в глазах общества, если не только четко формулирует  и доводит до сведения общественности свой этический кодекс, но и периодически дает сигналы, свидетельствующие о  том, что этот кодекс компанией неукоснительно соблюдается. Ценности компании обязательно  должны найти отражение в этом кодексе, а его влияние благотворно  сказывается на отношении общества к данной организации, и, соответственно, в предпочтении продукта компании потенциальными потребителями. В частности, один из крупных металлургических холдингов, готовясь к принятию этического корпоративного кодекса, решил провести его широкое  обсуждение среди персонала предприятий  и внести по результатам обсуждения необходимые коррективы.

2    Целевые основы деятельности организации.

Очень часто, особенно от начинающих предпринимателей, можно услышать "Цель организации - в извлечении прибыли", или "Цель организации - в создании достойных  условий жизни для ее участников/менеджеров/собственников  и т.д.". Целевая установка такого рода делает организацию компанией "хищников", чья деятельность не только неинтересна для общества, но и активно им осуждается. Целевая  установка миссии должна, вероятно, заключаться в определении и  четком формулировании общественного смысла существования и деятельности организации, выявлении того, что именно несет данная организация миру, что такое важное для людей она создает, какую ценность увеличивает. При этом часто можно использовать первоначальные идеи создателей компании, так как именно они определяли область интересов создаваемой организации. Например, их решение "Давайте займемся ремонтом автомобилей", как в случае с одним весьма опытным предпринимателем из города на севере России, реально выглядит так "Предоставление гражданам качественного ремонта для обеспечения безопасности их передвижения".

     Показательным примером в определении и четком формулировании смысла существования  и деятельности организации, является Группа предприятий ГОТЭК.

     Данное  предприятие находится в г. Железногорске. Первоначально предприятие существовало как государственная собственность. Его деятельность заключалась в  выпуске гофра - картона. Впоследствии, предприятие было приватизировано  и выкуплено частным лицом. Новый  хозяин предприятия определил цель и миссию дальнейшей деятельности предприятия. За 16 лет ассортимент выпускаемой  продукции стал настолько широк, что Группа предприятий ГОТЭК  стало известно не только на территории города и Курской области, но и  за рубежом. Из одного производственного  цикла предприятие разрослось в  несколько различных подразделений. Сегодня, не смотря на сложную экономическую  ситуацию в стране предприятие продолжает оставаться на плаву.

3    Обеспечение операций.

Организация так должна формулировать свою миссию, чтобы любой ее сотрудник, находящийся  на любом уровне, мог, исходя из известной  ему и разделяемой миссии организации, спрогнозировать последствия для  ее реализации от своих действий и  принимаемых им решений и действовать, если необходимо, полностью автономно  и самостоятельно. В этом случае организация приобретает гибкость в действиях, падает нагрузка на менеджмент всех уровней, каждый из которых высвобождается для принятия решений более высокого порядка на своем уровне, что приводит к более успешной реализации стратегии компании в результате эффективного прогнозирования и планирования ее деятельности.

4    Критерии деятельности.

Любая организация нуждается в формулировании критериев ее деятельности. Вариантов  принятия критериев может быть очень  много, и в этом смысле организация  при выработке критериев своей  деятельности должна сверяться со своей  миссией, и, соответственно, миссия организации  должна быть такой, чтобы можно было выработать разумные критерии. Основанием же для выбора критериев должны служить  функции, которые предполагает выполнять  организация. Например, если компания предоставляет транспортные услуги, выступая, как посредник, то ее функции  заключаются в выработке ценовой  политики, выгодной для потребителей, и обеспечении выполнения перевозок  наемными перевозчиками. Соответственно, критериями могут быть "удобство для потребителей" (которое может  быть довольно легко измерено и поддается  сравнению), и "цены - прибыльность компании". Тогда и миссия может звучать  как "Предоставление удобных транспортных услуг по приемлемым ценам".

5   Гармонизация отношений в обществе.

Поскольку с утилитарной точки зрения смысл  жизни индивида состоит в гармонизации взаимоотношений со средой и обществом  в интересах этого общества, то миссия должна быть ориентирована на оказание содействия этой гармонизации, как с точки зрения индивида, так  и с точки зрения организации. Поэтому формулировка миссии должна быть ориентирована на максимально  полное удовлетворение потребностей общества в обеспечении развития на основе только конструктивных конфликтов. Именно поэтому большинство телекоммуникационных компаний в той или иной форме  указывают в своих миссиях  на "обеспечение связи между  людьми", на "улучшение связи  между людьми", а транспортные компании указывают в различных  формулировках на "сокращение расстояний" или на " доступность любых  уголков страны/мира".

6   Упорядочение деятельности организации.

Любая организация живет и развивается, в противном случае она стагнирует и прекращает свое существование, третьего не дано. Естественно, стоит рассматривать  только первый случай. В процессе развития организация проходит различные  стадии роста объемов продукта (в  качестве которого может рассматриваться  товар, услуга, информация или технология; различие двух последних в том, что  информация в процессе тиражирования  не изменяется, а технология производит новые технологии и сама преобразуется  с каждым случаем использования) и роста самой организации. Переход  на каждый уровень и даже непрерывное  изменение сопровождаются нарушением сложившегося порядка деятельности и переходу к деятельности в новых  условиях, в результате чего в компании наступает до некоторой степени  хаос и необходимо в срочном порядке  налаживать деятельность снова. Вот  здесь может помочь четко сформулированная миссия организации, в соответствии с которой производят преобразования в организации, руководствуясь ее смыслом  и содержанием для нахождения правильных решений в условиях кратковременно возникающего хаоса в процессе преобразований.

7    Обеспечение долгосрочного развития.

Четкое  знание своей миссии позволяет организации  планировать свое развитие, а остальному обществу предполагать в долгосрочном плане, какого именно развития стоит  от нее ожидать. Такая формулировка миссии дает возможность долгосрочно  планировать деятельность и ставить  такие цели, которые обеспечивали бы деятельность в рамках миссии. Многие компании изменяют свою стратегию для  того, чтобы их деятельность соответствовала  заявленной миссии.

Информация о работе Миссия и цели организации