Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 08:57, курсовая работа
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятия миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства………………………………...……………………………...…………......5
1.1 Роль миссии в стратегическом управлении…………………………………....5
1.2 Цели формулирования миссии………………………………………………...12
1.3 Цели организации и их классификация……………………………………….15
1.4 Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации………………………………………………………………………....23
1.5 Характеристики целей организации…………………………………………..29
2 Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении компанией………………………………….……….31
2.1 Разработка миссии и целей компании………………………………………...31
2.2 Ошибки при формулировке миссии………………………………………..…37
2.3 Примеры миссий некоторых крупных компаний…………………….………41
Заключение……………………………………………………………….…………47
Список использованных источников…………………….………………………..49
Приложение………………………………………………………….......…………
Профессор В. Баранчеев в статье "Стратегический анализ: Технология, инструменты, организация" дает следующее определение миссии: миссия - это "первый шаг в снижении неопределенности представлений о фирме, прежде всего, у собственников, руководства и персонала, а затем у всех тех, кто имеет и хотел бы иметь с ней дело. Это инструмент стратегического управления, способ выделения данной фирмы среди конкурентов, способ распознавания потребителями ее продукции". Автор рассматривает три вида миссии:
Миссия-предназначение - узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции и услуг и круга их потребителей; первое представление о причине возникновения и смысле существования предприятия.
Миссия-ориентация - широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается руководство и персонал фирмы, что хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении фирмы, об ее отношениях к потребителям и партнерам.
Миссия-политика - концентрация главных целей и более четкое представление о поведении фирмы на ближайший период и на перспективу, т.е. "видение" будущего состояния фирмы.
Можно продолжить этот список. Приведем еще одно определение, данное профессором О.С. Виханским в учебнике "Стратегическое управление" в широком и в узком понимании. В широком понимании, по Виханскому, "миссия - это философия и предназначение, смысл существования организации", а в узком - "сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от другой".
Анализируя различные трактовки миссии, можно заметить, что смысл всех их схож. На основе данных определений можно сделать следующее обобщение:
Миссия - это короткий абзац, обычно в одном предложении, в котором содержится смысл существования и главная долгосрочная цель организации. При этом с одной стороны, заявление о миссии является довольно конкретным, с другой стороны, оно не подразумевает выполнения задачи в течение определенного временного интервала. Формулировка миссии организации должна подразумевать постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.
Пример определения миссии фирмы является «Наше кредо» фирмы Johnson & Johnson:
«Мы полагаем, что наша первая ответственность перед врачами, медсестрами и пациентами, матерям и отцами и всеми другими, кто использует наши продукты и услуги. Мы должны постоянно снижать наши издержки с целью поддержания обоснованных цен. Потребительские заказы должны удовлетворять полностью и точно.
Наши поставщики и дистрибьюторы должны иметь возможность делать достойную прибыль.
Наша
ответственность перед нашими служащими,
мужчинами и женщинами, которые
работают с нами во всем мире. Каждый
должен рассматриваться как
Мы должны обеспечить компетентный менеджмент и действовать этично и в рамках закона.
Наша
ответственность перед
Мы должны быть хорошими гражданами, поддерживать хорошие дела и вносить свою долю налогов.
Мы должны улучшать жизнь, здравоохранение и образование, защищать доступными мерами окружающую среду и природные ресурсы.
Наша
финальная ответственность
Новое оборудование должно внедряться, продуктам должны придаваться новые качества. Должны создаваться резервы на непредвиденные случаи.
Когда
мы будем действовать в
Г. Форд определил миссию компании "Форд" как предоставление людям дешевого транспорта. Он хорошо понимал, что миссия компании должна быть нацелена на потребителя и решать, прежде всего, проблемы потребителя, а не внутренние проблемы организации, такие как обеспечение прибыли, расширение рынка, рост объема продаж и др.
Миссия известной компании Eastman Kodak звучит так: "Стать мировым лидером в химическом и электронном изображении". Здесь мы видим, что в заявлении прослеживается основная долгосрочная цель компании - "стать мировым лидером", но также конкретизируется в какой отрасли. В то же время, несмотря на то, что мы знаем эту компанию больше как производителя фотопродукции, руководство компании не ограничивает себя только этой продукцией.
Компания "Радиан" - "Обеспечение региона современными инженерно-техническими средствами охраны ведущих фирм мира, комплексные решения, объединяющие в себе: охранную и пожарную сигнализации, системы видеонаблюдения и ограничения доступа в помещения, а также кондиционирование и освещение".
Миссия
компании "Сан Бэнкс" заключается
в содействии экономическому развитию
и благосостоянию сообществ, обслуживаемых
компанией, путем предоставления гражданам
и предприятиям качественных банковских
услуг таким образом, и в таком
объеме, которые соответствуют высоким
профессиональным и этическим стандартам,
обеспечения справедливой и соответствующей
прибыли акционерам компании и справедливого
отношения к сотрудникам
Миссия Citibank – “Мы помогаем людям эффективно управлять своими деньгами”.
Миссия Ford Motor – “Мы – глобальная семья и гордимся своим наследием, предоставляя персональную свободу передвижения людям по всему миру”.
Миссия Mary Kay – “Украшать жизнь женщин во всем мире, предлагая клиентам качественную продукцию, открывая новые горизонты для независимых консультантов по красоте и предоставляя им неограниченные возможности карьерного роста, делая все, чтобы женщины, соприкоснувшиеся с компанией Мэри Кэй, смогли реализовать себя”.
Миссия IBM – “Мы стремимся быть лидерами в изобретении, развитии и производстве наиболее передовых в индустрии информационных технологий, включая компьютерные системы, программное обеспечение, системы хранения данных и микроэлектронику. Мы превращаем эти технологии в ценность для клиентов с помощью профессиональных решений, сервиса и консалтинговых услуг по всему миру”.
Миссия Polaroid – “Совершенствование рынка мгновенной фотографии и цифровой аппаратуры для удовлетворения растущей потребности людей запечатлевать лица друзей и родных, дорогие сердцу места и смешные моменты жизни”.
Миссия Starbucks – “Стать ведущим поставщиком лучших сортов кофе в мире, соблюдая в ходе роста компании наши непоколебимые принципы (место работы, где уважают сотрудников; культурное разнообразие; высшие стандарты работы с кофе, удовлетворение клиентов; вклад в местное сообщество; прибыльность)”.
Миссия ЦРУ – “Мы – глаза и уши нации, а иногда – и ее невидимая рука. Мы достигаем миссии следующим образом:
- Собирая
только необходимые
- Предоставляя актуальный, объективный и исчерпывающий анализ вовремя.
- Выполнять
защитные действия в адрес
президента США для
Заключение
Если
в прошлом многие компании могли
весьма успешно функционировать, обращая
внимание в основном на внутренние
проблемы, связанные с повышением
эффективности использования
Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающих оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны принимающих решения руководителей. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос о главной цели организации
Очень
важно, чтобы миссия была сформулирована
предельно ясно, чтобы она была
понятна всем субъектам, взаимодействующим
с организацией, в особенности
всем членам организации. При этом миссия
должна быть сформулирована таким образом,
чтобы она исключала
Общая цель организации образует фундамент для установления ключевых целей и разработки стратегии развития по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские работы, персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.
Производными
от миссии являются цели и задачи организации.
На основании определенных целей
и задач формулируются
Для принятия решений в стратегическом управлении компанией разрабатывается миссия компании и определяются ее цели. При формировании менеджером собственно понимания целей и возможностей четкого формулирования миссии организации и проведения связанных с ней PR-мероприятий учитываются следующие аспекты деятельности организации:
1 Мораль, этика и ценности.
2 Целевые основы деятельности организации.
3 Обеспечение операций.
4 Критерии деятельности.
5 Гармонизация отношений в обществе.
6 Упорядочение деятельности организации.
7 Обеспечение долгосрочного развития.
8 Бренд и имидж.
9 Мотивация персонала.
Корректно сформулированная миссия воздействует на сотрудников самой организации, стимулируя их к более производительной и эффективной деятельности.
Таким
образом, миссия организации - это не
только то, что мы есть, это и то,
чем мы хотим быть, и каким образом
мы хотим такими стать. Поэтому выработка
миссии является исключительно важным
решением для организации - для ее
настоящего и будущего.
Список
использованных источников
1 Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2006.
2 Ахмедова Е.А. Менеджмент организации: Современные технологии: Учеб. пособие для студентов вузов, 2008.
3 Белянский В.П. Воронин А.Г. Пономаренко Б.Т. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства, 2006.
4 Вершигора Е.Е. Менеджмент 2-изд., 2007.
5 Виханский О.С. , Наумов А.И. Менеджмент 2-е изд., 2007.
6 Воробьев С. Я., Варфоломеев В. И. Принятие управленческих решений, 2006.