Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 08:57, курсовая работа
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятия миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства………………………………...……………………………...…………......5
1.1 Роль миссии в стратегическом управлении…………………………………....5
1.2 Цели формулирования миссии………………………………………………...12
1.3 Цели организации и их классификация……………………………………….15
1.4 Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации………………………………………………………………………....23
1.5 Характеристики целей организации…………………………………………..29
2 Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении компанией………………………………….……….31
2.1 Разработка миссии и целей компании………………………………………...31
2.2 Ошибки при формулировке миссии………………………………………..…37
2.3 Примеры миссий некоторых крупных компаний…………………….………41
Заключение……………………………………………………………….…………47
Список использованных источников…………………….………………………..49
Приложение………………………………………………………….......…………
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей, изображенного на рисунке 4.
С помощью дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
- общая
цель, находящаяся на вершине
графа, должны содержать
- при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;
- при
формулировке целей разных
- подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга;
- фундамент
дерева целей должны
Стрелка
на рисунке 4 показывает, что происходит
декомпозиция целей.
Общая цель (Миссия)
Цели первого уровня
Цели
второго уровня
Рисунок
4 Иллюстративный пример дерева целей
Количество
уровней декомпозиции зависит от
масштабов и сложности
Важным
моментом целеполагания является моделирование
не только иерархии целей, но и их динамики
в аспекте развития за определенный
период времени. Динамичная модель особенно
полезна при разработке перспективных
планов предприятия, реализующих ее
стратегию. При этом стратегия понимается
как общий комплексный план, предназначенный
для того, чтобы обеспечить осуществление
миссии и трактовать это понятие
как набор «тактика – политика
– процедуры – правила», которыми
руководствуется организация
1.4 Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации
Как говорилось ранее, цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. Правильнее сказать, можно выделить следующие свойства целей:
- соподчиненность,
то есть цели подсистем
- развертываемость,
которая выражается в том, что
более общая цель
- соотносительная важность.
Можно выделить также следующие требования к целям:
- во-первых,
цели должны быть достижимыми.
Конечно, в целях должен быть
заключен определенный вызов
для сотрудников организации.
Они не должны быть слишком
легкими для достижения. Но они
также не должны быть
- во-вторых,
цели должны быть гибкими.
- в-третьих,
цели должны быть измеримыми.
Это означает, что цели должны
быть сформулированы таким
- в-четвертых,
цели должны быть конкретными,
обладающими необходимой
- в-пятых,
цели должны быть совместными.
Совместность предполагает, что
долгосрочные цели
- в-шестых,
цели должны быть приемлемыми
для основных субъектов
Естественно,
что очень трудно свести воедино
при установлении целей разнонаправленные
интересы субъектов влияния. Собственники
ожидают, что организация обеспечит
высокую прибыль, большие дивиденды,
рост курса акций и безопасность
для вложенных капиталов. Сотрудники
желают, чтобы организация платила
им высокую зарплату, давала интересную
и безопасную работу, обеспечивала
условия для роста и развития,
осуществляла хорошее социальное обеспечение
и т.п. Для покупателей организация
должна предоставить продукт по подходящей
цене, соответствующего качества, с
хорошим обслуживанием и
Процесс
установления целей в различных
организациях проходит по-разному. В
одних организациях установление целей
полностью централизовано, в других
же организациях может быть полная
децентрализация. Есть организации, в
которых процесс установления целей
носит промежуточный между
В
случае децентрализации в процессе
установления целей участвуют наряду
с верхним уровнем и более
низкие уровни организации. Есть две
схемы децентрализованного
Как видно, для разных подходов к установлению целей характерно наличие существенных различий. Однако общим требованием к установлению целей является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству.
С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания в организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй - выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации. Ранее в учебнике были рассмотрены вопросы, относящиеся к анализу среды и миссии организации. Сейчас же рассмотрим процесс непосредственной выработки целей организации.
Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:
- выявление
и анализ тех тенденций,
- установление целей для организации в целом;
- построение иерархии целей;
- установление индивидуальных целей.
Первая фаза. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Ранее, когда обсуждался вопрос о требованиях к целям, говорилось, что они должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в соответствии с изменениями, происходящими в среде. Однако из этого никак не следует делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Конечно, правильно предусмотреть все невозможно. Более того, иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуации, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.
Вторая
фаза. При установлении целей для
организации в целом важно
определить, что из широкого круга
возможных характеристик