Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 08:57, курсовая работа
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятия миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства………………………………...……………………………...…………......5
1.1 Роль миссии в стратегическом управлении…………………………………....5
1.2 Цели формулирования миссии………………………………………………...12
1.3 Цели организации и их классификация……………………………………….15
1.4 Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации………………………………………………………………………....23
1.5 Характеристики целей организации…………………………………………..29
2 Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении компанией………………………………….……….31
2.1 Разработка миссии и целей компании………………………………………...31
2.2 Ошибки при формулировке миссии………………………………………..…37
2.3 Примеры миссий некоторых крупных компаний…………………….………41
Заключение……………………………………………………………….…………47
Список использованных источников…………………….………………………..49
Приложение………………………………………………………….......…………
8 Бренд и имидж.
Сформулированная
и провозглашенная миссия неизбежно
вызовет общественный резонанс, и
организацию будут оценивать
по тому, насколько "брэндообразующей"
является эта миссия, т.е. насколько,
исходя из нее, могут быть сформулированы
четкие отличительные черты
9 Мотивация персонала.
Корректно сформулированная миссия направлена, прежде всего, "внутрь организации" и должна воздействовать собственно на сотрудников самой организации, стимулируя их к более производительной и эффективной деятельности.
Иногда оказывается трудно, а подчас и невозможно, сформулировать миссию организации. Это может свидетельствовать о том, что предприятие не сбалансировано, то есть не существует единых целей внутри организации, интересы различных групп находятся в конфликте, фирма "разрывается" между направлениями развития и принимаемые решения не направлены на достижение общекорпоративных целей. В формировании миссии могут помочь ответы на вопрос:
1 Какие группы клиентов являются основными для Вашей компании?
2 Какая группа клиентов является основной (возможно, необходимо объединить несколько групп клиентов в одну)?
3 Какую потребность предполагается удовлетворить у этой группы?
4 Каким способом предполагается удовлетворять эту потребность (направления деятельности или группы продуктов)?
5 Сформулируйте миссию Вашей компании:
- для:
- потребность в:
- путем:
Таким
образом, окончательная краткая
формулировка миссии: "Миссией компании
является ".
2.2
Ошибки при формулировке миссии
Анализ миссий современных российских компаний показывает, что большинство организаций совершают одни и те же типичные ошибки, которые приводят к тому, что миссия не выполняет того предназначения, ради которого собственно и создавалась. Все ошибки условно можно разделить на две группы: ошибки по содержанию и ошибки по формулировкам. Часто бывает, что миссия и сформулирована плохо и содержание тоже оставляет желать лучшего. Рассмотрим на примерах наиболее типичные разновидности данных ошибок:
Миссия обо всем и ни о чем:
Довольно часто миссии сформулированы таким образом, что понять, о какой компании идет речь совершенно невозможно. Например:
“Мы призваны создать общероссийскую производственно-коммерческую компанию, которая будет гордиться своими традициями и культурой. Мы нацелены на умножение богатства Российской Федерации, путем улучшения условий труда и жизни россиян”.
Эта миссия годится для любой отрасли. На самом деле, компания, имеющая эту миссию, производит двери.
А вот это миссии компаний из швейной отрасли:
“Наша миссия - максимальное удовлетворение потребностей наших покупателей, создание для них широкого выбора товаров и комплекса услуг, экономия их средств и времени за счет высокого профессионализма сотрудников, использования передовых технологий и продуманной ценовой политики”.
“Наша миссия - обеспечение максимального комфорта для наших заказчиков, посредством предоставления качественных товаров и сервиса высочайшего уровня”.
После прочтения таких миссий складывается впечатление, что компании имеют миссию просто для “галочки”.
Миссия сформулирована слишком абстрактно:
Одна из разновидностей предыдущей ошибки – миссия звучит шаблонно, обтекаемо, ничто в ней не “цепляет”, хотя в целом, понятно про какой бизнес идет речь.
“Наша миссия — обеспечивать потребности рынка в тканях, работать в тесном сотрудничестве со швейными предприятиями и деловыми кругами”.
Ну да, все правильно, но ровно тем же занимаются и все другие компании отрасли. Так в чем же изюминка, что именно эта компания привнесла в мир?
Миссия звучит сложно, витиевато:
Бывает, что в попытках объять необъятное, компании формулируют такие миссии, что понять их после первого прочтения не представляется возможным. Иногда не помогает и второе прочтение.
“Факторы,
которые мы учитываем для
Слова все знакомые, но в чем же смысл? Но приведенный пример, это, так сказать предельный случай. Довольно часто миссии формулируют, в общем-то, довольно неплохо, но пытаются в одно предложение вместить все.
“Мы обеспечиваем предприятия швейной отрасли текстилем, комплектующими, аксессуарами высокого качества в виде оптимального комплекта для производства конкретного изделия по направлениям специальной, рабочей одежды и униформы и домашнего текстиля, предоставляя высокий уровень сервиса и индивидуальные условия работы”.
Получается
тоже довольно сложно для восприятия,
ведь известно, что человек способен
воспринимать и усваивать лишь довольно
небольшие смысловые
В миссии отражен лишь один из необходимых элементов:
Напомним, что в миссии необходимо отразить профиль деятельности компании, ее преимущества в сфере технологий, ее ориентацию на различные группы (отношение к потребителям, отношение к персоналу, отношение к обществу и отношение к акционерам), ее принципы и ценности. Не будем утверждать, что в миссии непременно должны содержаться все перечисленные элементы. Каждая компания решает для себя сама, что для нее важно, а о чем можно не упоминать. Однако, часто компании ограничиваются описанием профиля своей деятельности и своего отношения к потребителю, считая, что для миссии этого вполне достаточно.
“Наша миссия - предложить нашим клиентам модную одежду, которая дополняет их стиль жизни и является лучшим способом для самовыражения, тем самым дать возможность клиентам почувствовать себя наилучшим образом”.
Бывает, что умудряются обойтись и без упоминания профиля деятельности:
“Миссия
нашей фирмы – превысить
Или ограничиваются описанием отношения к обществу в целом:
“Наша
миссия – выпуская нашу продукцию,
вывести текстильную
Но миссия нужна не только клиентам или стране. И собственные сотрудники компании, и акционеры и местное окружение также заинтересовано в понимании того, что же для компании важно, как она себя осознает.
Перечисление
условий или характеристик
Бывает, что вместо предназначения в миссии указывают какие-либо специфические условия работы компании, или описывают конкурентные преимущества.
“Наша миссия - обеспечить клиентов товарами высокого качества, так как производственные мощности компании позволяют выполнить крупный заказ в минимальные сроки”.
“Наша миссия - создание гипермаркета услуг, когда клиент получает широчайший выбор услуг. Когда не нужно искать разрозненных исполнителей. Когда есть единый стандарт качества и гибкая система реальных скидок”.
Все-таки миссия – это не рекламный проспект и не пособие по презентации компании для менеджеров по продажам. Она имеет более широкое назначение и осознанно преуменьшать ее значимость вряд ли стоит. [16, С.118]
Перечисление функций, задач, направлений, обязанностей:
Реже, но бывает, что миссия представляет собой перечисление видов деятельности или функций организации, или перечень обязанностей или даже ее целей на определенный период.
“Наша миссия
1 Серийный выпуск продукции.
2 Обеспечение приоритета красоты и здоровья человека.
3 Соблюдение экологической дисциплины.
4 Ответственность за соблюдение культуры производства и воспитание самосознания работников.
5 Создание и реализация механизма непрерывного контроля качества.
6 Поднятие культуры взаимоотношений между участниками рынка”.
Использование в миссии отрицаний, негативных слов:
В приведенном ниже примере помимо того, что, перечисляются условия работы, еще и используется отрицание.
“Мы не отступаем и не отступим ни при каких условиях:
• от высоких стандартов качества нашей продукции
• от выполнения своих обязательств;
• от норм и правил общепринятой деловой этики”.
Отрицание само по себе не стоит использовать в формулировках миссии, так как она должна нести положительный, позитивный настрой, а любое отрицание (порой на подсознательном уровне) может восприниматься негативно.
Также нежелательно употребление в миссии слов с негативным подтекстом, это тоже формирует не лучшее впечатление.
“Наша миссия - комплексное решение проблем женщин за счёт обеспечения их высококачественной модной одеждой”.
“Мы обязаны быть безусловными лидерами на рынке товаров, формирующих новые стандарты жизни”.
В
первом примере негативный оттенок
имеет фраза «проблемы женщин»,
сразу рисуется образ несчастных
женщин, у которых масса проблем.
Естественно, остальная часть фразы
просто не слышится. Во втором примере
используется неоднозначная фраза
“мы обязаны”. Слова “обязаны”,
“должны” невольно вызывают вопрос: “почему
обязаны?”, “кому должны?” [8. С.104]
Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Она устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Таким образом, центральным моментом миссии является ответ на вопрос: Какова главная цель организации?