Мотивация и стимулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ удовлетворенности персонала работой в организации и предложение мероприятий по совершенствованию системы мотивации.

В связи с поставленной целью, задачами работы являются:

- изучение теоретических основ исследования системы мотивации;

- проведение краткого экономического анализа деятельности предприятия;

- анализ количественного и качественного состава кадров предприятия;

- оценка кадровой политики на предприятии;

- разработка проекта мероприятий по совершенствованию системы мотивации на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ стимулирования и МОТИВАЦИИ работников организации

1.1. Сущность, механизм и способы мотивации

1.2. Классификация теорий мотивации

1.3. Модели стимулирования внутренней мотивации работников

2. Анализ и оценка деятельности предприятия

2.1. Общая характеристика филиала в РМЭ ОАО «ВолгаТелеком»

2.2. Стратегия развития филиала

2.3. Анализ состояния и использования персонала в филиале

3. ПРОЕКТ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ стимулирования и МОТИВАЦИИ персонала В ФИЛИАЛЕ ОАО «ВОЛГАТЕЛЕКОМ»

3.1. Анализ уровня мотивации работников филиала. Мотивационный механизм обеспечения качества труда

3.2. Мероприятия по повышению мотивирования социальной карьеры работников филиала

3.3. Основные направления совершенствования системы стимулирования в организации

Работа состоит из  1 файл

Мотивация и стимулирования труда.docx

— 98.90 Кб (Скачать документ)

 

- чрезмерное вмешательство  со стороны непосредственного  руководителя;

 

- отсутствие психологической  и организационной поддержки;

 

- недостаток необходимой  информации;

 

- чрезмерная сухость и  недостаток внимания руководителя  к запросам подчиненного;

 

- отсутствие обратной  связи ,т.е. незнание работником результатов своего труда;

 

- неэффективное решение  руководителем служебных проблем  работника;

 

- некорректность оценки  работника руководителем.

 

 Эти факторы вызывают  у рядового работника чувство  приниженности. Подрываются чувство  гордости, уверенности в себе, в  стабильности своего служебного  положения и возможности дальнейшего  продвижения.

 

 Процесс потери интереса  к труду можно рассмотреть  как состоящий из шести стадий: растерянность, раздражение, подсознательные  надежды, разочарование, потеря  готовности к сотрудничеству  и заключительная стадия [12]. Далее  рассмотрим отивирующие факторы и принципы воздействия на мотивацию людей.

 

 Получение нового места  работы, а так же изменение  привычных условий деятельности  стимулирует работника ,вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны. Не получив возможности почувствовать себя необходимым, самостоятельным работником, которому доверяют и которого уважают, он разочаровывается в своей работе.

 

 При этом, даже просто  с экономической точки зрения, люди являются чрезвычайно дорогим  ресурсом, а, следовательно, должны  использоваться с максимальной  эффективностью. Руководитель так  же обязан понимать, что тут  существует и моральный фактор. Осознание этой проблемы ставит  перед руководителем новую: Какой должна быть идеальная для подчиненных работа? Отвечая на этот вопрос не следует стремиться к чрезмерной специфичности и оригинальности. Все равно учесть различие во вкусах и личных мнениях каждого удается редко, поэтому руководитель, как правило, стремится к повышению интегральной производительности. С приведенными ниже факторами у руководителя есть шанс получить согласие максимального количества своих подчиненных. Итак, идеальная работа должна: иметь целостность, т.е. приводить к определенному результату; оцениваться служащими как важная и заслуживающая быть выполненной; давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения; т.е. должна быть автономия; обеспечивать обратную связь с работником ,оцениваться в зависимости от эффективности его труда; приносить справедливое с точки зрения работника вознаграждение.

 

 Спроектированная в  соответствии с этими принципами  работа обеспечивает внутреннее  удовлетворение. Это очень мощный  мотивационный фактор, т.к. стимулирует  качественное выполнение работы ,а так же ,по закону возвышения потребностей ,стимулирует к выполнению более сложной работы.

 

 На основе этих принципов  была разработана модель характеристик  работы с точки зрения мотивации  Хекмана и Олдхэма (рис. 1):

 

 Работа, удовлетворяющая  всем характеристикам, внутренне  мотивирует работников, обеспечивает  хорошее качество выполненного  задания, доставляет удовлетворение. Она создает ощущение личного  вклада в выпускаемую продукцию  или оказываемые услуги , дает работникам чувство сопричастности.

 

 Только такая работа  дает возможность человеку к  самовыражению, заложенному в его социальности. Менеджеры должны постоянно обдумывать возможные способы улучшения работы и мотивации людей, работающих с ними. Немаловажную роль здесь играет то, что даже не самые эффективные, а иногда и просто показательные проекты привлекают всеобщее внимание (хотя часто и необоснованные надежды) вовлеченных в проект служащих.

 

 До сих пор мы  рассматривали методы мотивации,  в основном, в свете психологических  потребностей, воздействий на внутреннюю  мотивацию. Эти методы основаны, по существу, на “Теории Y”.  Однако, применение ”Теории X”  то же имеет место сегодня  и во многих случаях полностью  оправдывает себя. Это означает, что обзор методов мотивации  сотрудников был бы не полным  без рассмотрения экономических методов мотивации.

 

 Согласно посылок “Теории X” люди работают, главным образом для удовлетворения своих экономических нужд. Задача менеджера, в случае применения экономической мотивации, заключается в разработке премиальной схемы выплат за производительность, системы сдельной оплаты или трудовых соглашений. Эта задача отнюдь не проста, так как ситуация в каждой фирме уникальна и, следовательно, премиальная система должна быть уникальной для каждого случая. Она также зависит от специализации персонала. Так совершенно неэффективно вводить сдельную премиальную систему производственным рабочим на фирмах с динамичным производственным процессом, ориентированным, главным образом, на работу под заказ. Не все способы экономического поощрения могут оказать мотивационное воздействие на сотрудников, однако, существует несколько основных положений о премиях, которые не затрагивают специфику фирмы и являются универсальными. Ими должен руководствоваться менеджер при внедрении методов экономической мотивации. Премии не должны быть слишком общими и распространенными, поскольку в противном случае их будут воспринимать просто как часть обычной зарплаты в обычных условиях. Премия должна быть связана с личным вкладом работника в производство, будь то индивидуальная или групповая работа.

 

 Должен существовать  какой-либо приемлемый метод измерения  этого увеличения производительности. Работники должны чувствовать ,что премия зависит дополнительных ,а не нормативных усилий. Дополнительные усилия работников, стимулированные премией должны покрывать затраты на выплату этих премий.

 

 Обе теории имеют  равное право на существование,  но, в силу своей полярности, в  чистом виде на практике не  встречаются. Как правило в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.

 

 Эти теории оказали  сильное влияние на развитие  управленческой теории в целом.  Ссылки на них сегодня можно  встретить во многих практических  пособиях по управлению персоналом  предприятия, мотивации подчиненных.

 

 Так Уильям Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название “Теория Z” и “Теория A”,чему в большой степени способствовали отличия в управлении, соответственно, в японской и американской экономиках [14]. Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору. Поэтому “Теория Z” базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми ,более устойчивое их положение.

 

 

 В целом японский  и американский подходы разнонаправлены:

США Япония

“Человеческий капитал” 

Малые вложения в обучение

 

Обучение конкретным навыкам

 

Формализованная оценка 

Крупные вложения в обучение

 

Общее обучение

 

 

Неформализованная оценка

“Трудовой рынок” 

На первом месте - внешние  факторы

 

Краткосрочный наем

 

Специализированная лестница продвижения 

На первом месте - внутренние факторы

 

Долгосрочный наем

 

Неспециализированная лестница продвижения

“Преданность организации” 

Прямые контракты по найму

 

Внешние стимулы

 

Индивидуальные задания 

Подразумеваемые контракты  по найму

 

Внутренние стимулы

 

Групповая ориентация

 

 

 

 

 Однако можно видеть, что управление развивалось большей  частью в сторону идей, заложенных  в “Теории Y”,демократического  стиля управления.

 

 Таким образом, с  определенными допущениями “Теорию  Z” можно назвать развитой  и усовершенствованной “Теорией Y”, адаптированной прежде всего под Японию. ”Теория A” в большей степени характерна для США.

 

 Рассмотрим более подробно  теории мотивации. 

 

 

1.2. Классификация теорий  мотивации

 

 

 Процесс мотивации  очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество  различных теорий мотивации, пытающихся  дать объяснение этому явлению.  Существуют два подхода к изучению  теорий мотивации.

 

 Первый подход основывается  на исследовании содержательной  стороны теории мотивации. Такие  теории базируются на изучении  потребностей человека, которые  и являются основными мотивом  их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. Рассмотрим подробнее эти теории.

 

 Первая из рассматриваемых  теорий называется иерархией  потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп [10]:

 

физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;

 

потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и  уверенность в том, что физиологические  потребности будут удовлетворяться  и в будущем,

 

социальные потребности - необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство  «локтя» и поддержка;

 

потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям,

 

потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном  росте и в реализации своих  потенциальных возможностей.

 

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

 

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что  приоритетны для человека потребности  более низких уровней и это  сказывается на его мотивации. Другими  словами, в поведении человека более  определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим  фактором и потребности более  высоких уровней.

 

 Самая высокая потребность  - потребность самовыражения и  роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена  полностью, поэтому процесс мотивации  человека через потребности бесконечен.

 

 Долг руководителя  заключается в том, чтобы тщательно  наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные  потребности движут каждым из  них, и принимать решения по  их реализации с целью повышения  эффективности работы сотрудников. 

 

 С развитием экономических  отношений и совершенствованием  управления значительная роль  в теории мотивации отводится  потребностям более высоких уровней.  Представителем этой теории является  Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию [14]. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

 

 Теория мотивации Фредерика  Герцберга появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой (рис. 2).

 

 

 Гигиенические факторы  Мотивация

 

 Политика фирмы и  администрации Успех

 

 Условия работы Продвижение  по службе

 

 Заработок Признание  и одобрение результата

 

 Межличностные отношения  Высокая степень ответственности

 

 Степень непосредственного Возможность творческого и

 

 контроля за работой делового роста

 

 

 Рис. 2. Факторы, влияющие  на удовлетворенность в работе

 

 

 Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана  с самовыражением личности, ее  внутренними потребностями. а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы. Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.

 

 Разница в рассмотренных  теориях следующая: по мнению  А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна. Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

 

 Второй подход к  мотивации базируется на процессуальных  теориях. Здесь говорится о  распределении усилий работников  и выборе определенного вида  поведения для достижения конкретных  целей. К таким теориям относятся  теория ожиданий, или модель мотивации  по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель. Портера - Лоулера.

 

 Согласно теории ожиданий  по В. Вруму не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением [8]:

 

руководителя, который при  определенных условиях стимулирует  работу сотрудника;

 

сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему  будет выдано вознаграждение;

 

сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;

 

сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая  необходима ему для удовлетворения определенной потребности.

Информация о работе Мотивация и стимулирование труда