Мотивация и стимулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ удовлетворенности персонала работой в организации и предложение мероприятий по совершенствованию системы мотивации.

В связи с поставленной целью, задачами работы являются:

- изучение теоретических основ исследования системы мотивации;

- проведение краткого экономического анализа деятельности предприятия;

- анализ количественного и качественного состава кадров предприятия;

- оценка кадровой политики на предприятии;

- разработка проекта мероприятий по совершенствованию системы мотивации на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ стимулирования и МОТИВАЦИИ работников организации

1.1. Сущность, механизм и способы мотивации

1.2. Классификация теорий мотивации

1.3. Модели стимулирования внутренней мотивации работников

2. Анализ и оценка деятельности предприятия

2.1. Общая характеристика филиала в РМЭ ОАО «ВолгаТелеком»

2.2. Стратегия развития филиала

2.3. Анализ состояния и использования персонала в филиале

3. ПРОЕКТ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ стимулирования и МОТИВАЦИИ персонала В ФИЛИАЛЕ ОАО «ВОЛГАТЕЛЕКОМ»

3.1. Анализ уровня мотивации работников филиала. Мотивационный механизм обеспечения качества труда

3.2. Мероприятия по повышению мотивирования социальной карьеры работников филиала

3.3. Основные направления совершенствования системы стимулирования в организации

Работа состоит из  1 файл

Мотивация и стимулирования труда.docx

— 98.90 Кб (Скачать документ)

 

 Длительное периодическое  обучение руководителей и специалистов  проводится не реже одного  раза в 3- 5 лет в УИТЦ, в учебных  заведениях. Системы повышения квалификации  и переподготовки на курсах  и факультетах при ВУЗах, а  также за рубежом с целью  повышения квалификации по профилю  их трудовой деятельности, углубленного  изучения и практического освоения  новейших достижений науки, техники,  технологии, современных методов  управления производством и организации  труда.

 

 Аттестация лиц, прошедших  курс обучения по профессии,  проводится в форме квалификационных  экзаменов и имеет цель- определить их подготовленности к трудовой деятельности по профессии и установить уровень квалификации (разряд, класс, категорию). Для проведения квалификационных экзаменов на предприятии создается квалификационная комиссия, утвержденная приказом генерального директора. К квалификационным экзаменам допускаются лица, успешно прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения по учебным программам. Объем и уровень знаний и практических навыков лиц, прошедших обучение по профессии, должны соответствовать требованиям положений Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих, а также квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих. Результат квалификационных экзаменов квалификационной комиссией заносится в протокол с записью заключения комиссии об уровне квалификации рабочего специалиста. УИТЦ документирует и хранит у себя сведения по обучению персонала.

 

 Профессиональное и  экономическое обучение рабочих  на производстве осуществляют  преподаватели из числа руководящих,  инженерно- технических работников, экономистов и других специалистов, имеющих высшее или среднее  специальное образование по профилю  учебы, имеющих стаж работы  по профессии не менее трех  лет, высокие производственные  показатели. В необходимых случаях  приглашаются специалисты сторонних  организаций. Инструкторы производственного  обучения назначаются из числа  квалифицированных рабочих и специалистов, имеющих стаж работы по профессии не менее трех лет, высокие производственные показатели, общее среднее или среднее специальное образование.

 

 Оплата труда преподавателей, не освобожденных от основной  работы, привлекаемых в качестве  преподавателя по обучению персонала,  проводится за время обучения, предусмотренное программой за  счет средств, предназначенных  на подготовку кадров. Оплата  за обучение проводится на  основании табеля, составленного  начальником УИТЦ, утвержденного  руководством предприятия, а привлекаемым  преподавателям со стороны - на  основании трудового соглашения.

 

 В настоящее время  в филиале РМЭ ОАО «Волгателеком» работает 51,3 % работников имеющих высшее и среднее специальное образование. Должности, подлежащие замещению специалистами с высшим образованием замещены специалистами с высшим образованием на 72,8% . Должности подлежащие замещению специалистами со средним специальным образованием замещены специалистами со средним специальным образованием на 86,4%. Практиков по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 20%.

 

 Кроме того, в настоящее  время большое количество работников  обучаются в ВУЗах и техникумах: в аспирантуре учатся - 6 человек,  в ВУЗах -107 человек (из них  80 чел. – в МарГТУ), в техникумах 70 человек. То есть всего учатся 183 работника, что составляет 7,8% от общей численности.

 

 Большое значение в  обеспечении филиала РМЭ ОАО  «Волгателеком» квалифицированными кадрами на ближайшие годы имеет открытие в MapГТУ специальности - радиосвязь, радиовещание и телевидение. В 1996 году открылась очное отделение данной специальности, на котором в настоящее время учатся 100 студентов. В 1997 году было открыто заочное ускоренное отделение данной специальности на котором в настоящее время учатся 79 работников. Поэтому в ближайшие годы должности, требующие высшего образования будут полностью замещены работниками с соответствующим образованием. Таким образом, в филиале ведется постоянная работа с Mapийским государственным техническим университетом и с Чебоксарским техникумом связи как по подготовке специалистов связи, так и по повышению квалификации. Например, в 2003 году на подготовительных курсах для поступления в MapГТУ обучалось 33 работника, причем эти курсы были полностью оплачены за счет средств предприятия.

 

 Второе направление  работы - это обучение работников, на различных курсах и семинарах,  связанное с их подготовкой,  повышением квалификации, переподготовкой  и изучением новой техники  и технологии. За последние три  года в филиале РМЭ ОАО «Волгателеком» в среднем на различных курсах и семинарах обучалось 22% работников в год.

 

 В настоящее время  значительно расширяется и совершенствуется  материально-техническая, организационная  и методическая база обучения  работников: в 1999 г. производственные  курсы были реорганизованы в  учебный центр, а в 2000 г. при  учебном инженерно- техническом  центре ОАО «Мартелком» был создан филиал кафедры РТ MapГТУ.

 

 В 1998-1999 годах проведены  ремонт и реконструкция существующих  классов и учебных лабораторий,  в 2001 году открылся класс компьютерной  подготовки и лабораторного класса  для изучения новой современной  техники. 

 

 Третье направление  работы, которое тоже уже становится  постоянным это - проведение аттестации  и перетарификации работников предприятия.

 

 В 2002 году была проведена  внеочередная аттестация и перетарификация работников Моркинского РУЭС и работников, занимающихся расчетами с юридическими и физическими лицами по услугам связи.

 

 В 2005 году намечено  начать работу по перетарификации рабочих профессий основных специальностей электросвязи. Данное направление работы без сомнения способствует росту профессиональных знаний работников и их заинтересованности в повышении своего квалифицированного уровня, об этом говорит хотя бы то, что средняя наполняемость групп на курсах в учебном инженерно- техническом центре стала 20 и более человек.

 

 Основными недостатками  этой работы является не качественное (не отвечающее стандарту) составление  должностных инструкций, не правильное  составление информационных листов.

 

 Четвертое направление- это постоянная работа по организации и совершенствованию современной учебно-технической и методической базы. Только за последние 1,5 года создан учебно-лабораторный класс, который оборудован специальными рабочими местами и приборами. В лабораторном классе разработаны и установлены семь учебно-лабораторных стендов, которые в настоящее время используются как при проведении лабораторных занятий со студентами, так и при проведении занятий на курсах с работниками, причем к каждому стенду разработано учебно-методическое описание. Подготовлено помещение под компьютерный класс с 12 рабочими местами и уже установлен управляющий компьютер для локальной учебной сети.

 

 В настоящее время  задача роста квалификации работников  является одной их важнейших,  особенно в связи с реструктуризацией  подразделений фирмы, потребуются  специалисты с широким уровнем  знаний и высокой профессиональной  подготовкой, поэтому заниматься  данной работой и развивать  необходимо.

 

 Таким образом, в  настоящее время, учебный инженерно-  технический центр ведет большую  работу, которая требует непосредственного  сотрудничества со многими отраслевыми  службами отделами и подразделениями  фирмы со сторонними учебными  организациями и непосредственного  выхода на руководство фирмы. 

 

 Необходимо развивать  перспективные направления работы  филиала РМЭ ОАО «ВолгаТелеком» в данной области.

 

1. Организация технической учебы в подразделениях, ее методическое обеспечение и контроль за ее проведением и результатами (в соответствии с приказом №8 от 09.01.03 «О мерах по улучшению профессионального и общетехнического уровня знаний персонала филиала РМЭ ОАО «Волгателеком».

 

2. Организация и проведение  конкурсов профессионального мастерства  с возможностью повышения квалификации  работников по их результатам.

 

3. Организация и развитие  коммерческой учебной деятельности  УИТЦ.

 

 Для того, чтобы успешно проводить работу по всем этим направлениям, необходимо дальнейшее совершенствование материально-технической базы УИТЦ, а именно:

 

1. Создать при УИТЦ  систему дистанционного обучения, которая с одной стороны позволит  организовать связь со специальными  учебными заведениями Министерство  связи, а с другой создаст  возможность оказания методической  помощи при проведении технической  учебы в подразделениях. Кроме  того, это создаст возможность  организовать коммерческое дистанционное  обучение для сторонних организаций  и частных лиц.

 

2. Создать учебную локальную компьютерную сеть с управляющим компьютером и 12 рабочими компьютерными местами, т.к. без учебного компьютерного класса невозможно достигнуть современного уровня обучения, например целый ряд тем и разделов можно изучать с помощью специальных учебных компьютерных программ, заменяющих дорогостоящее современное оборудование, создать специальные компьютерные опросники и тесты для проверки профессиональных знаний работников, кроме того это даст возможность организовать коммерческое обучение различным компьютерным технологиям.

 

3. Организовать учебные  места для обучения кабельщиков-спайщиков,  т.к. обучение данной категории  работников в сторонних учебных  заведениях становится достаточно  дорогим, с другой стороны есть  возможность наладить сотрудничество  в этой сфере с Йошкар-Олинским Технологическим Колледжем.

 

4. Выделить учебному центру  цифровую телефонную станцию  малой емкости для создания  учебно-лабораторного стенда «Принципы  работы ЭАТС» и измерительные  приборы ПКП-5, Р5-10, ИПКЛ для создания  учебно-лабораторных стендов по  проведению измерений на линиях  связи, что крайне необходимо  для расширения учебно-лабораторной  базы.

 

 Далее отметим трудности  работы УИТЦ, которые мешают будущему  развитию центра:

 

1. Поскольку направления  работ УИТЦ в организационном  плане тесно связаны с сотрудничеством  со многими службами и отделами, (например с филиалом - по организации  и развитию новых учебных технологий  и направлений учебной деятельности, по изучению новых технологий  электросвязи и системы качества  по обучению руководителей и  специалистов подразделений; со службой эксплуатации и развития - по организации и проведению аттестаций и перетарификаций, по организации технической учебы и контролю за ее проведением; с производственной лабораторией электросвязи - по созданию учебно-лабораторных стендов и по проведению занятий на курсах), а также с учебными заведениями, такими как Марийский государственный технический университет, Московский открытый социальный университет, Чебоксарский техникум связи, Технологический Колледж; и поскольку работа центра часто требует непосредственного выхода на руководство филиала РМЭ ОАО «Волгателеком», необходимо рассмотреть вопрос о выделении УИТЦ в отдельный отдел с разработкой структурно-организационных связей со всеми службами, отделами и подразделениями и с обязательным участием начальника УИТЦ в проведении расширенных планерок.

 

2. В связи с большим  объемом выполняемой работы в  настоящее время и с необходимостью  ее увеличения необходимо рассмотреть  вопрос об увеличении численности  работников УИТЦ.

 

3. В связи с большим  объемом выполняемой работы, ее  важностью и значимостью и  возможностью ее увеличения, необходимо  рассмотреть вопрос об увеличении  окладов персонала УИТЦ до  уровня окладов соответствующих  работников отраслевых служб  и отделов (т.к. существующие  оклады намного ниже окладов  работников служб и отделов  аппарата управления).

 

 План-график работы  УИТЦ филиале РМЭ ОАО «Волгателеком» на 2005 год представлен в приложении Б.

 

 

3.3. Основные направления  совершенствования системы стимулирования  в организации

 

Оплата труда является мотивирующим фактором, только если она  непосредственно связана с итогами  труда. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между  получаемым материальным вознаграждением  и производительностью труда. В  заработной плате обязательно должна присутствовать составляющая, зависящая  от достигнутых результатов.

 

 Для российской ментальности  характерно стремление к коллективному  труду, признанию и уважению  коллег и так далее. Сегодня, когда из-за сложной экономической ситуации трудно высокую оплату труда, особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работников, гуманизируя труд, в том числе: признавать ценность работника для организации, предоставлять ему творческую свободу, применять программы обогащения труда и ротации кадров; использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома; устанавливать работникам скидки на продукцию, выпускаемую компанией, в которой они работают; предоставлять средства для проведения отдыха и досуга, обеспечивать бесплатными путёвками, выдавать кредит на покупку жилья, садового участка, автомашин и так далее.

 

 Попытаемся сформулировать  мотивирующие факторы организации  труда, которые ведут к удовлетворению  потребностей высших уровней.

 

 На своём рабочем  месте каждый хочет показать, на что он способен и что  он значит для других, поэтому  необходимы признание результатов  деятельности конкретного работника,  предоставление возможности принимать  решения по вопросам, относящимся  к его компетенции, консультировать  других работников. На рабочих  местах следует формулировать  мировоззрение единой команды:  нельзя разрушать возникающие  неформальные группы, если они  не наносят реального ущерба  целям организации. 

Информация о работе Мотивация и стимулирование труда