Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления (на примере Краснобаковского района Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 22:33, курсовая работа

Описание

Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.
Стратегия поведения ориентирована на поиск оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью: оперативно реагировать на изменения во внешней среде; установить рациональные связи между звеньями и структурами управления на всех уровнях, минимизировать число ступеней структуры управления; повысить оперативность принимаемых решений.
В современных условиях успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач. Сюда относятся и социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, предопределяют его стратегически важные решения. Значение факторов внешней среды резко повышаются в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений.
Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Практическая реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.
В курсовой работе уделяется большое внимание принципам и методам формирования, выбору типа структуры управления, изучению тенденции в их построении и оценке их соответствия решаемым за

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальным образованием. 5
1.1 Системы управления и их характеристика. 5
1.2 Функции и цели системы управления. 8
1.3 Системный анализ управления муниципальным образованием 16
2 Особенности системы управления Краснобаковским районом Нижегородской области. 20
2.1 Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления 20
2.2 Основные характеристики Краснобаковского района 27
2.3 Совершенствование структуры управления муниципальным образованием 32
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Приложения 43

Работа состоит из  1 файл

чистовик курсовая.docx

— 113.74 Кб (Скачать документ)

      Оглавление                                                     

                                                                                                                                                     стр.                                                                          

Введение 3

1 Теоретические основы управления муниципальным образованием. 5

1.1 Системы управления и их характеристика. 5

1.2 Функции и цели системы управления. 8

1.3 Системный анализ управления муниципальным образованием 16

2 Особенности системы управления Краснобаковским районом Нижегородской области. 20

2.1 Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления 20

2.2 Основные  характеристики  Краснобаковского района 27

    2.3 Совершенствование структуры управления муниципальным образованием 32

Заключение 41

Список использованной литературы 42

Приложения 43 

 

     Введение

     Повышение эффективности работы предприятия  в значительной мере определяется организованностью  системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и  деятельности всех ее элементов в  направлении выбранной цели.

     Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация  численности аппарата управления, его  функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.

     Стратегия поведения ориентирована на поиск  оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью: оперативно реагировать на изменения  во внешней среде; установить рациональные связи между звеньями и структурами  управления на всех уровнях, минимизировать число ступеней структуры управления; повысить оперативность принимаемых  решений.

     В современных условиях успех предприятия  определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. На первое место  выдвигается проблема гибкости и  адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и  задач. Сюда относятся и социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную  деятельность предприятия, предопределяют его стратегически важные решения. Значение факторов внешней среды  резко повышаются в связи с  возрастанием сложности всей системы  общественных отношений.

     Социально-экономическое  развитие муниципального образования  является управляемым процессом  качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и  приводящим к улучшению условий  жизни населения. В качестве интегрального  показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение  качества жизни населения, при этом преобразования в экономической  сфере выступают как средства достижения этой цели.

     Практическая  реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом  обстоятельств. В большинстве муниципальных  образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения  эффективности управления местным  развитием. Многие муниципальные образования  не владеют технологиями стратегического  планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры  зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы  и программы развития, разработанные  местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в  системе целей и недостаточной  обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного  увеличения числа муниципальных  образований, сокращения местных налогов  и сборов и уменьшения доходной части  местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.

     В курсовой работе уделяется большое внимание принципам и методам формирования, выбору типа структуры управления, изучению тенденции в их построении и оценке их соответствия решаемым задачам

1 Теоретические  основы управления муниципальным  образованием.

1.1 Системы управления и их характеристика.

 

     Порядок на земле, в частности на территории муниципального образования, можно  навести путем создания гибкой, активно  и эффективно действующей системы  управления.

     Система управления муниципальным образованием представляет собой упорядоченную  совокупность взаимосвязанных и  взаимодействующих элементов, предназначенную  для выполнения задач управления и достижения поставленных целей  социального характера[9].

     Управление  понимается как функция организованной системы (муниципального образования) обеспечивающая поддержания ее деятельности в устойчивом режиме или переводящее  ее в другое состояние.

     Муниципальное территориальное образование мы будем рассматривать с точки  зрения региональной структуры  Нижегородской  области.

     Структурное региональное образование, как элемент  административного деления области, представляет собой район с центром  управления в городе областного подчинения  или районом центре.

     Процесс управления муниципальным образованием характеризуется пространственными  и временными границами , а также  определенными критериями, характеризующими его состояние .

     Системы управления, используемые в муниципальных  образованиях имеют следующие  основные характеристики:

     -  они обладают материалистическими  свойствами и изменяются как  в пространстве, так и во времени;

     -  это системы открытого типа, которые  взаимодействуют как друг с  другом, так и с внешней средой;

     -  они имеют все признаки больших  систем, то есть, состоя из отдельных  подсистем  включают различные  материальные объекты 

     -  они содержат элементы самоорганизации  и могут адаптироваться к изменению  внутренних и внешних условий 

     -  они имеют обратную связь между  управляемыми и управляющими  элементами 

     Структура такой системы управления состоит  из взаимосвязанных элементов и  устойчивых (или временных) связей  между ними.

     Как и экономические системы управления, они в составе типовой структуры  содержат следующие элементы:

     -  управляющий орган

     -  исполнительный орган

     -  управляемый объект

     -  обратную связь и внешние связи

     Управляющий орган – это совокупность элементов системы, принимающих решения.

     Исполнительный  орган - элементы системы обеспечивающие реализацию принятых решений для  достижения поставленных целей.

     Управляемый объект – элементы системы, непосредственно  выполняющие принятые решения.

     Внешние связи обеспечивают взаимодействии системы управления с внешней  средой.

     В системах управления используются несколько  типов структур:

  1. Линейный (иерархический) тип, который характеризуется жестким подчинением элементов управления разных уровней снизу вверх.
  2. Линейно-функциональный тип (штабной), который наиболее часто встречается как в экономических, так и административных системах управления.
  3. Матричный тип, который включает структурно-функциональные подразделения или направления деятельности, имеющие каждое свою цель и состав исполнителей. Практически в каждом подразделение системы управления имеется группа исполнителей, занимающихся решением задач определенной направленности.

     Пример  такой структуры для системы  управления муниципальным образованием приведен в таблице:                                       Таблица 1

     Пример  структуры системы управления матричного типа

Направления работы Число работающих по направлениям Итого
  Экономический отдел Финансовый  отдел ОТС КУМИ КУС ОСАП ОУО
Промышленность 2 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1,0 6
Сельское  хозяйство 1,0 0,5 0,5 0,2 0,2 0,5 0,5 3,4
Образование 1 0,5 0,5 0,3 0,3 0,5 0,5 3,6
Здравоохранение 0,5 0,5 0,5 0,3 0,3 0,5 0,5 3,1
Торговля  и малый бизнес 0,5 0,5 0,5 0,2 0,3 0,2 0,5 3,2
Транспорт 1 1 1 0,5 0,3 0,5 0,5 4,8
Социальное  обеспечение 1 1 0,5 0,2 0,2 0,3 0,5 4,7
  7,0 5,0 4,0 2,7 2,6 3,5 4 28,8
 
  1. Дивизиональная  структура системы управления используется, как правило, в крупных корпоративных  экономических структурах, филиалы  которых занимаются выполнением  определенного вида деятельности и  находятся на различных территориях. 

     Для разработки и реализации рациональных структур управления и успешного выполнения  их функций используется системный подход.

     Системный подход обеспечивает комплексное решение  задач управления по успешному функционированию экономических систем.

     В процессе управления подразумевается  выполнение одного из основных условий  – сохранения устойчивого функционирования и развития экономической организации. В случае возникновения сбоев  в работе, система управления принимает  необходимые меры и воздействия  для стабилизации функционирования объекта управления.

        Важными условиями реализации системного подхода являются взаимодействия  и единство различных плановых периодов.

         Предприятие  и его систему управления можно рассмотреть как систему взаимосвязанных блоков: вход, процесс управления, выход.

     Вход  – обеспечение сырьем трудовыми  и материальными ресурсами энергией  информацией  и т.д. Вход – определяется в основном внешними факторами и  мало зависит от непосредственной деятельности предприятия.

     Процесс- это работа подсистем предприятия  по выполнению главных функций и  обеспечению достижения глобальной цели, а также подцелей.

     Выход – отражает конечные результаты деятельности предприятия и включает:  готовый продукт, финансовые результаты, информационный поток, качество продукта или услуги .

1.2 Функции и цели системы управления.

 

     Управление  как система представляет собой  совокупность главных основных, специальных  и частных (вспомогательных) функций  осуществляемых в различных масштабах  времени и охватывающих весь комплекс подразделений и процессов деятельности экономической системы. Каждая функция  содержит определенный вид работ (контроль, планирование, учет, анализ, прогнозирование, регулирование).

     Главной функцией системы управления является обеспечение достижения цели, например получение максимальной прибыли (основные виды деятельности).

Информация о работе Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления (на примере Краснобаковского района Нижегородской области)