Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления (на примере Краснобаковского района Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 22:33, курсовая работа

Описание

Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.
Стратегия поведения ориентирована на поиск оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью: оперативно реагировать на изменения во внешней среде; установить рациональные связи между звеньями и структурами управления на всех уровнях, минимизировать число ступеней структуры управления; повысить оперативность принимаемых решений.
В современных условиях успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач. Сюда относятся и социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, предопределяют его стратегически важные решения. Значение факторов внешней среды резко повышаются в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений.
Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Практическая реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.
В курсовой работе уделяется большое внимание принципам и методам формирования, выбору типа структуры управления, изучению тенденции в их построении и оценке их соответствия решаемым за

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальным образованием. 5
1.1 Системы управления и их характеристика. 5
1.2 Функции и цели системы управления. 8
1.3 Системный анализ управления муниципальным образованием 16
2 Особенности системы управления Краснобаковским районом Нижегородской области. 20
2.1 Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления 20
2.2 Основные характеристики Краснобаковского района 27
2.3 Совершенствование структуры управления муниципальным образованием 32
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Приложения 43

Работа состоит из  1 файл

чистовик курсовая.docx

— 113.74 Кб (Скачать документ)

     Глава муниципального образования:

     - представляет муниципальное образование  в отношениях с органами местного  самоуправления других муниципальных  образований, органами государственной  власти, гражданами и организациями,  без доверенности действует от  имени муниципального образования; 

     - подписывает и обнародует в  порядке, установленном уставом  муниципального образования, нормативные  правовые акты, принятые представительным  органом муниципального образования; 

     - издает в пределах своих полномочий  правовые акты;

     - вправе требовать созыва внеочередного  заседания представительного органа  муниципального образования. 

     Глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, а глава местной администрации назначается представительным органом по конкурсу - такая структура получила распространение в последнее время, при такой структуре глава муниципального образования является лишь номинальной фигурой, а реальная власть сосредоточена у главы местной администрации, на которого примерно равное влияние могут оказывать представительный орган муниципального образования и администрация региона, от которых в различной степени зависит его назначение и смещение.

     Глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, возглавляет представительный орган и является главой местной администрации - такая структура допускается только в сельских поселениях, потому что там управленческий аппарат невелик и нет необходимости разграничения полномочий главы местной администрации и председателя представительного органа [11].

     Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине 19 века французским государственным деятелем и историком Токвилем, немецкими учёными-юристами Гнейстом, Штейном и другими.

     Развитию  местного самоуправления в дореволюционной  России положили начало земская (1864) и  городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые  заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.

     После октябрьской революции 1917 года в  основу организации власти был положен  принцип единство системы советов  как органов государственной  власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов  в связи с реформой государственной  власти в стране. Закон СССР «Об  общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон  РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении  местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы  Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных  советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила  местное самоуправление и его  самостоятельность, в том числе  и при определении структуры  органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались  существенные поправки о местном  самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов  местного самоуправления и их должностных  лиц.

     Местное самоуправление является одной из основ  конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется  Конституцией Российской Федерации.

     Правовую  основу местного самоуправления составляют:

  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • Конституция Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, другие федеральные законы,
  • издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

     Органы  местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом  муниципального образования, входят следующие  органы и должностные лица местного самоуправления:

     представительный орган муниципального образования

     глава муниципального образования

     местная администрация

     контрольный орган муниципального образования 

     иные  органы местного самоуправления

     В муниципальном районе допускается  такой вариант структуры органов  местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется  из глав и делегатов представительных органов поселений.

     В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять  и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной  администрации и избирается населением, а функции представительного  органа осуществляются сходом граждан [12].

     Система управления Краснобаковского района как  муниципального образования состоит  из четырёх основных частей: администрации  района; земского собрания района; органов  местного самоуправления административных субъектов района (поселков городского типа, поселков и деревень); населения  района.

     Краснобаковский район Нижегородской области  – муниципальное образование, состоящее  из 2 городских и 9 сельских поселений, объединенных общей территорией, границы  которой установлены законом  Нижегородской области.  В соответствии с Законом Нижегородской области «О наделении муниципальных образований – районов Нижегородской области статусом муниципального района» Краснобаковскому району присвоен статус муниципального района.

2.2 Основные  характеристики  Краснобаковского района

 

     Краснобаковский район расположен в северо-восточной  части Нижегородской области  и занимает территорию  1766 квадратных километров. Протяжённость района с севера на юг - 49 км, с запада на восток - 68 км. Граница района извилиста и везде проходит по суше. Почти на равные части - западную и восточную - район делит река Ветлуга, текущая в южном направлении. С юга на северо-восток через территорию района проходят линия железной дороги  и автомобильная дорога Н.Новгород - Киров.

     Районный  центр - Красные Баки - расположен на высоком правом берегу реки Ветлуги, при впадении в нёё речки Баковки, протекающей по южной окраине  посёлка. Координаты Красных Баков - 57'8" северной широты и 45'11"восточной  долготы. От районного центра до ближайшей  железнодорожной станции (ст. Ветлужская) - 7 км, до областного центра - по автомобильной дороге 146 км, по железной дороге - 123 км, от Красных Баков до Москвы - 525 км. По реке Ветлуге до р. Волга - 226 км,

     Краснобаковский район граничит с Варнавинским, Воскресенским, Семеновским, Тонкинским и Уренским районами Нижегородской области.  

     Климат  района умеренно континентальный. Средняя  температура воздуха в январе   -12 С, в июле  +19С. Осадков выпадает около 450-550 мм в год. Климатические условия способствуют возделыванию большинства сельскохозяйственных культур, распространенных в средней полосе европейской части страны [16].

     Рельеф  территории района преимущественно  равнинный. Исторические особенности  освоения территории района определили структуру его земельных угодий. Всего земель в Краснобаковском  районе 176677 га, из которых 23509га – сельскохозяйственные угодия, в том числе пашня – 19949 га. На сегодняшний день  не используется 5880га пашни.

     Земли лесного фонда составляют 139424 га, межхозяйственных лесов - 22980 га, площади под водой – 2031 га. В р.п.Красные Баки 37,5 % земель занимают строения, 16,7% отведено для коллективного и индивидуального садоводства, 2,9% территории находится под улицами,  дорогами и площадями.

     Таблица 2

     Краткие сведения о Краснобаковском районе

     Административный  центр      п.г.т. Красные Баки
      Численность населения      24,663 тыс.чел.
     Площадь района      1,8 тыс. кв. км
Электрические сети, по всем видам собственности км 621,3
Трансформаторные  подстанции, по всем видам собственности Ед. 279
Водопроводные сети, по всем видам собственности км 185,9
Водозаборы, по всем видам собственности Ед. 97
Мощность  водозаборных сооружений тыс. м3/сут. 11,1
Очистные  сооружения канализации Ед. 5
- пропускная способность м3/сут. 1,15
Канализационные сети, по всем видам собственности км 12,4
Тепловые  сети (в двухтрубном исчислении) км 36,6
Котельные, по всем видам собственности Ед. 74
- мощность Гкал 15,47
Газопроводы км 57
Число телефонных станций общего пользования Ед. 11
Численность телефонных аппаратов (номеров) сети общего пользования, всего Ед. 4034
 

     Краснобаковский район – это район перспективный  для самых разных видов туризма: культурно-познавательного, лечебно- рекреационного экологического и приключенческого, сельского и системы частных гостиниц, охоты и рыбалки.

     В 1923 г. селу Бакам присвоено название Красные Баки. В 1947 г. село Баки отнесено к Рабочим Поселкам.

     Географическое  и административное расположение района в составе региона Нижегородской  области представлено  на рис. 3 

     

     Рис. 3  Общее расположение Краснобаковского района

     В районе функционирует 36 образовательных  учреждений.

     Из  них: 8 – средних школ, 3 – основные школы, 1 – начальная школа, 2 –  начальных школы детских сада, 1 – вечерняя школа, 1 – специальная (коррекционная) школа-интернат для  детей-сирот, 1- детский дом, 16 – детских  садов, 3 – учреждения дополнительного  образования (Центр детского творчества, детско-юношеская спортивная школа, подростковый клуб «Чайка») - 2229 учащихся – обучаются в школах района, 758 человек – воспитывается в  детских садах, 95 человек –  обучается и  проживает   в  специальной   (коррекционной)  школе-интернате, 80 человек -   взрослого населения получают  образование   в вечерней школе  при  ИТК-17, 25 человек – проживает в детском доме.  

       Улучшается материально-техническая  база школ. Это стало возможным  благодаря реализации областных  и федеральных программ, в которых  непосредственное участие принимал  и  район.

 

Поликлиники 4
Стационары 4
Количество  коек 255
Количество  врачей 29
Количество  среднего медицинского персонала 170

           С  1 января 2005 года лечебные учреждения работают по ФЗ №122 в результате чего отмечается значительное улучшение лекарственного обеспечения льготной категории граждан района.

     В районе работают 16 клубных учреждений, 15 библиотек (10 в сельской местности) с книжным фондом 270,5 тыс. экз. 1 –  районный исторический музей.  Также  функционирует 39 спортивных сооружений: 1 стадион, 11 спортивных залов. С 1978 года работает с детьми и молодежью детско-юношеская спортивная школа.

Информация о работе Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления (на примере Краснобаковского района Нижегородской области)