Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления (на примере Краснобаковского района Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 22:33, курсовая работа

Описание

Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.
Стратегия поведения ориентирована на поиск оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью: оперативно реагировать на изменения во внешней среде; установить рациональные связи между звеньями и структурами управления на всех уровнях, минимизировать число ступеней структуры управления; повысить оперативность принимаемых решений.
В современных условиях успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач. Сюда относятся и социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, предопределяют его стратегически важные решения. Значение факторов внешней среды резко повышаются в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений.
Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Практическая реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.
В курсовой работе уделяется большое внимание принципам и методам формирования, выбору типа структуры управления, изучению тенденции в их построении и оценке их соответствия решаемым за

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальным образованием. 5
1.1 Системы управления и их характеристика. 5
1.2 Функции и цели системы управления. 8
1.3 Системный анализ управления муниципальным образованием 16
2 Особенности системы управления Краснобаковским районом Нижегородской области. 20
2.1 Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления 20
2.2 Основные характеристики Краснобаковского района 27
2.3 Совершенствование структуры управления муниципальным образованием 32
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Приложения 43

Работа состоит из  1 файл

чистовик курсовая.docx

— 113.74 Кб (Скачать документ)

           Оптимальная стратегия управления (ОСУ) выбирается исходя из необходимости достижения поставленных стратегических целей. Цели муниципального образования достигаются за счет решения поставленных задач в системе управления.  Реализация этих задач осуществляется за счет развития социальной сферы и успешного экономического развития территории. При этом повышается уровень доходности МО, что позволяет развивать его стратегический потенциал.  Таким образом, МО получает дополнительные шансы избежать банкротства, эффективно развиваться и, в конечном итоге, выполнить намеченные цели – рис 5.

     Муниципальные образования являются многопрофильными, выполняющими несколько видов деятельности по оказанию услуг населению. Оптимальная  стратегия всего МО включает, в  этом случае, ряд оптимальных стратегий  конкретных направлений работы и  видов его деятельности. Как правило, эти стратегии реализуются различными производственными подразделениями, которые определяются как стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Они в  своей работе тесно взаимодействуют  с центрами социальной сферы - ЦСС, подпитывающие  их трудовыми ресурсами. Усилия всех подразделений и выбранных локальных  стратегий направлены на выполнение в перспективе стратегических целей  МО. Необходимо отметить, что цели локальных  стратегий отдельных видов деятельности должны стыковаться с общими целями муниципального образования и не вступать с ними в противоречие.

     Рассмотрим  выбор стратегии управления на примере  регионального муниципального образования  – Краснобаковский район Нижегородской  области. В настоящее время он активно занимается поисками новой  стратегии развития на перспективу. Администрацией района выполнен первый этап по выбору стратегии–проведён анализ внешнего окружения, внутреннего положения и выявлены вертикальные и горизонтальные связи.

     На  основе этого выбраны три альтернативные варианта стратегии–стратегия концентрированного роста, стратегия горизонтальной диверсификации и смешанная стратегия, содержащая элементы первых двух.

      Проведенные исследования альтернатив показали, что первая стратегия не обеспечивает в полной мере достижение поставленных целей в современных условиях из-за необходимости получения и  использования значительного объёма инвестиций, которых у района нет. Вторая стратегия не удовлетворяет  статус муниципального образования, как  государственного предприятия, так  как при её реализации придётся пойти  на частичное сокращение имеющегося набора услуг населению, что не будет  поддержано правительством региона. Третья, смешанная стратегия, приемлема  как для внешнего окружения, так и для внутренней среды муниципального образования. Однако её реализация потребует: привлечения внешних инвестиций; разработки технологий по производству новых услуг и продукции, что повлечет переподготовку определенной части персонала; поиска рынков сбыта продукции и услуг; анализа конкурентов–производителей новых услуг; увеличения расходной части бюджета района для реализации стратегии, что приведёт к снижению на определенное время благосостояния населения. На первом этапе реализации для данной стратегии несколько ниже, чем у альтернативных вариантов, оказываются значения таких факторов как надежность, устойчивость, благосостояние. Тем не менее по истечении временного лага интервалом примерно в один год, смешанная стратегия заработает в полную силу и район выйдет на намеченный уровень показателей.

          

 

Заключение 

     Новый Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе.

     В связи с этим актуальной становится задачи выбора и разработки системы  управления муниципальным образованием. Принципы, методы, функции и задачи, входящие в систему управления разрабатываются  с учетом  состоявшейся структуры  управления. Совершенствование структуры  управления муниципального образования  это основа четко функционирующего механизма, в основу которого заложено достижение поставленных целей. Цели муниципального образования достигаются за счет решения поставленных задач в  системе управления.  Реализация этих задач осуществляется за счет развития социальной сферы и успешного  экономического развития территории. При этом повышается уровень доходности муниципального образования, что позволяет  развивать его стратегический потенциал.  Таким образом, муниципальное образование  получает дополнительные шансы избежать банкротства, эффективно развиваться  и, в конечном итоге, выполнить намеченные цели.

Список  использованных источников

 
  1. Закон РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6.10.2003 г.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, - М.: Экономистъ, 2004. –288с.
  3. Гэлловэй Л. Операционный менеджмент.- СПб: Питер, 2001. –320с. 
  4. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Н. Новгород: НИМБ, 2001. – 100 с.
  5. Егоршин А.П. «Управление персоналом», Н. Новгород, 2004.
  6. Жмачинский В.И.,  Зюзин В.Л., Нуждин А.Ю. Перспективы использования индикативного планирования в судоходной компании «Волга-флот».
  7. Зюзин В.Л. Информационные технологии в управлении.Н.Новгород.-2001.
  8. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Перевод с англ. – М.: Дело, 2002. – 704 с.
  9. Персональный менеджмент: Учебник/ С.Д. Резник и др. – М.: ИНФРА-М, 2004.-622с.
  10. Региональная экономика. Учебник, под ред. проф. Видяпина В. И. Москва, ИНФРА – М, 2002. – 685с.
  11. Региональная экономика и управление (ч.1 и 2) //под ред. проф. А.И. Гаврилова. Н.Новгород, 2005. – 260с., 185с
  12. Торшнев А.Г. и др. Управление организацией. М.: ИНФРА – М, 2002 г. 
  13. Шейнов В. П. Как управлять другими; как управлять собой. Искусство менеджера. 2-е изд., доп. – Минск.: Алмафея, 2000.
  14. Internet. www.krbaki.ru
  15. Internet. www.nn.ru

Приложения

                                                                           Приложение 1.

Правовые  основы организации и осуществления

местного  самоуправления в районе

Правовая  основа местного самоуправления

Краснобаковского  района 

1. Правовую  основу местного самоуправления  района составляют общепризнанные  принципы и нормы международного  права, международные договоры  Российской Федерации, Конституция  Российской Федерации, федеральные  конституционные законы, Федеральный  закон "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации", другие  федеральные законы, издаваемые  в соответствии с ними иные  нормативные правовые акты Российской  Федерации (указы и распоряжения  Президента Российской Федерации,  постановления и распоряжения  Правительства Российской Федерации,  иные нормативные правовые акты  федеральных органов исполнительной  власти), Устав Нижегородской области,  законы и иные нормативные  правовые акты Нижегородской  области, настоящий Устав, решения,  принятые на местных референдумах, и иные муниципальные правовые  акты района.

2. Местное  самоуправление в районе –  форма осуществления населением  района своей власти, обеспечивающая  в пределах, установленных Конституцией  Российской Федерации, федеральными  законами, а в случаях, установленных  федеральными законами, - законами  Нижегородской области, самостоятельное  и под свою ответственность  решение населением непосредственно  и (или) через органы местного  самоуправления вопросов местного  значения, исходя из интересов  населения, с учетом исторических  и иных местных традиций.

Вопросы местного значения Краснобаковского района

1. К  вопросам местного значения района  относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета  муниципального района, контроль  за его исполнением;

2) установление,  изменение  и  отмена  местных    налогов

района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной  собственности района;

4) организация  в границах муниципального района  электро- и газоснабжения поселений;

5) содержание  и строительство автомобильных  дорог общего пользования между  населенными пунктами, мостов и  иных транспортных инженерных  сооружений вне границ населенных  пунктов в границах района, за  исключением автомобильных дорог  общего пользования, мостов и  иных транспортных инженерных  сооружений федерального и областного  значения;

6) создание  условий для предоставления транспортных  услуг населению и организация  транспортного обслуживания населения  между поселениями в границах  района;

7) участие  в предупреждении и ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций  на территории района;

8) организация  охраны общественного порядка  на территории района муниципальной  милицией;

9) организация  и осуществление экологического  контроля объектов производственного  и социального назначения на  территории района, за исключением  объектов, экологический контроль  которых осуществляют федеральные  органы государственной власти;

10) организация  предоставления общедоступного  и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного)  общего образования по основным  общеобразовательным программам, за  исключением полномочий по финансовому  обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов  государственной власти Нижегородской  области; организация предоставления  дополнительного образования и  общедоступного бесплатного дошкольного  образования на территории района, а также организация отдыха  детей в каникулярное время;

11) организация  оказания на территории района  скорой медицинской помощи (за  исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи  в амбулаторно-поликлинических и  больничных учреждениях, медицинской  помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

12) опека  и попечительство;

13) организация  утилизации и переработки бытовых  и промышленных отходов;

14) утверждение  схем территориального планирования  района, утверждение подготовленной  на основе схемы территориального  планирования района документации  по планировке территории, ведение  информационной системы обеспечения  градостроительной деятельности, осуществляемой  на территории района, резервирование  и изъятие, в том числе путем  выкупа, земельных участков в  границах района для муниципальных  нужд;

15) формирование  и содержание муниципального  архива, включая хранение архивных  фондов поселений;

16) создание  условий для обеспечения поселений,  входящих в состав района, услугами  связи, общественного питания,  торговли и бытового обслуживания;

17) организация  библиотечного обслуживания поселений  (обеспечение услугами библиотечного  коллектора);

18) выравнивание  уровня бюджетной обеспеченности  поселений, входящих в состав  района, за счет средств местного  бюджета района;

19) организация  и осуществление мероприятий  по гражданской обороне, защите  населения и территории района  от чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера;

20) создание, развитие и обеспечение охраны  лечебно-оздоровительных местностей  и курортов местного значения  на территории района;

21)  осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

2. Органы  местного самоуправления муниципального  района вправе решать иные  вопросы, не отнесенные к компетенции  органов местного самоуправления  других муниципальных образований,  органов государственной власти  и не исключенные из их компетенции  федеральными законами и законами  Нижегородской области, только  при наличии собственных материальных  ресурсов и финансовых средств  (за исключением субвенций и  дотаций, предоставляемых из федерального  бюджета и областного бюджета).

3. Органы  местного самоуправления района  и органы местного самоуправления  отдельных поселений, входящих  в его состав, вправе заключать  между собой соглашения о передаче  друг другу осуществления части  своих полномочий за счет субвенций,  предоставляемых из соответствующих  бюджетов.

Указанные соглашения заключаются на определенный срок, содержат положения, устанавливающие  основания и порядок прекращения  их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для  осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривают финансовые санкции за неисполнение соглашений.   

Информация о работе Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления (на примере Краснобаковского района Нижегородской области)