Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления (на примере Краснобаковского района Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 22:33, курсовая работа

Описание

Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.
Стратегия поведения ориентирована на поиск оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью: оперативно реагировать на изменения во внешней среде; установить рациональные связи между звеньями и структурами управления на всех уровнях, минимизировать число ступеней структуры управления; повысить оперативность принимаемых решений.
В современных условиях успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач. Сюда относятся и социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, предопределяют его стратегически важные решения. Значение факторов внешней среды резко повышаются в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений.
Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Практическая реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.
В курсовой работе уделяется большое внимание принципам и методам формирования, выбору типа структуры управления, изучению тенденции в их построении и оценке их соответствия решаемым за

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальным образованием. 5
1.1 Системы управления и их характеристика. 5
1.2 Функции и цели системы управления. 8
1.3 Системный анализ управления муниципальным образованием 16
2 Особенности системы управления Краснобаковским районом Нижегородской области. 20
2.1 Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления 20
2.2 Основные характеристики Краснобаковского района 27
2.3 Совершенствование структуры управления муниципальным образованием 32
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Приложения 43

Работа состоит из  1 файл

чистовик курсовая.docx

— 113.74 Кб (Скачать документ)

     Основные  функции – управление технической  подготовкой производства, кадрами, трудом и заработной платой, материально-техническое  снабжение, управление основным и вспомогательным  производством (иногда они выступают  как вспомогательные).

     Специальные функции - присуще только данному  производству –например, обеспечение  безопасности плавания [7].

     Частные (вспомогательные) функции необходимы на определенных этапах развития производства – например управление капитальным  строительством, ремонт оборудования и другие.

     В целом же функции управления классифицируются по трем основным признакам:

- по  признаку иерархии (главная функция,  основные функции, вспомогательные  функции)

- по  вещественному признаку (первичные  – обеспечивают связи с внешней  средой, вторичные обеспечивают  связи внутри системы управления)

- по  методологическому признаку (действующие  функции – фактически реализуемы  системой, требуемые функции –  которые необходимо выполнять  системе управления для полного  достижения поставленной цели).

     В современных условиях деловое управление призвано выполнять четыре основные функции, отражающие фазы предпринимательского цикла:

     1. развитие;

     2. маркетинг; 

     3. производство;

     4.  управление;

     Развитие - предполагает разработку новых видов  продукции или полная, т.е. частичная  диверсификация и освоение новых  рынков. Оно означает процесс адаптации  к потребностям рынка.

     Маркетинг -  деятельность, нацеленная на изучения рынка, спроса на услуги.

     Производство  – включает весь процесс производства продукции и оказание услуги в  соответствии с потребительским  спросом (технологический процесс).

     Управление  – совокупность деятельности, связанной  с контролем движения ресурсов и  выполнения вспомогательных функций, необходимых для производственной деятельности ведения бизнеса, призвано для достижения определенной цели.

     Понятие «цель» - используется для обозначения  конкретных результатов управления и решения задач, а также в  качестве критерия оценки возможных  успехов в реализации функций  управления.

     Цели  должны отражать уровень, на который  необходимо вывести производственную деятельность по обслуживанию потребителей услуг.

     Цели  в современных условиях могут  быть определены в четырех направлениях:

            - экономические цели (максимальные  доходы или прибыль) 

            - количественные цели (максимальный  объем продаж)

            - качественные цели (количество  перевозок)

            - цели развития (освоение новых  услуг или технологий).

     В процессе системного анализа для  общего представления о целях  и функциях системы управления и  необходимых ресурсах, рекомендуется  разрабатывать цели и дерево ресурсов.

     Дерево  – это графы или схема, выражающая соподчинение и взаимосвязи элементов (целей и ресурсов).

     В качестве примера возьмем дерево целей для системы управления муниципальным образованием. Главная  или глобальная цель для этой системы , высокое благосостояние уровня жизни  населения данного территориального образования(района).

      В процессе разработки дерева целей  может возникнуть «состязательность  целей», что означает – достижение одной цели затрудняет приближение  к другой. Например: женитьба – получение  специальности; финансовое обеспечение  – культурное и духовное развитие. Также возникает понятие «взаимной  поддержки целей» (физическая подготовка помогает быть в хорошей форме  и быстрее достичь других целей).

     Кроме того, необходимо установить иерархию (значимость) целей . При этом определяется, какая из целей важнее, а какой  можно поступиться для достижения другой цели. В зависимости от важности целей 

     

       
 

       
 

     

       

     

       

     

     

       
 

Рис.1 Пример дерева целей в системе управления муниципальным образованием.

распределяются  ресурсы на их реализации. Строится дерево ресурсов, которые необходимы  для достижения целей.

         Связь между деревом целей и деревом ресурсов осуществляется посредством специальных программ, которые намечают порядок реализации каждой цели с учетом имеющихся ресурсов. Например, перспективная программа физической подготовки, которая должна предусматривать в динамике (по временным интервалам) подцели (уровень физической подготовки) и ресурсы, которые нужны для этого на каждом этапе реализации программы, сроки выполнения и, в случае необходимости, ответственных. 

       

       

     

       
 

     Рис. 2 Пример дерева ресурсов. 

     Управление, в свою очередь включает в себя ряд функций.

     Функция планирования. Она предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

     Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип  планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в  организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть  в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации [8].

     Функция организации.  Она состоит в установлении  постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.

     Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивированно. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Во всех случаях следует искать мотив поведения.

     Функция контроля. Итак, составлен план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще  один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, - это контроль.

     Окончательная цель контроля состоит в том, чтобы  обслуживать различные планы  и цели менеджмента [2].

     Конкретные  функции управления – это узко специализированные  виды управленческой деятельности по управлению конкретными объектами, организациями.

     Управление  персоналом. Управление персоналом включает в себя целую систему. Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.

     Маркетинг – это система управления, которая  и в методологическом, и в организационном  отношении ориентирована на рынок [5]. Существует несколько признаков маркетинга:

  1. Состояние и динамика спроса и конъюнктуры рынка определяют все процессы функционирования и развития рынка.
  2. Обеспечение условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, структуре спроса, тенденциям его изменения.
  3. Активное воздействие на клиентов и потребителей посредством рекламы и формирования имиджа фирмы
  4. Поиск и реализация конкурентных преимуществ.
  5. Стратегия и тактика управления определяются условиями рынка. Чаще всего это максимизация потребления, высокая степень удовлетворения потребителя, формирование структуры потребностей, выбор потребителя.

     В итоге маркетинг является одним  из эффективных типов управления в современных условиях развития экономики.

     Управление  финансами. Управление финансами заключается в грамотном владении и распоряжении денежными средствами компании или организации.

     Каждая  функция менеджмента представляет собой сферу действия  определенного  процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

     Основные  функции обладают самостоятельностью и следуют одна за другой пока каждая конкретная не выполнится.

1.3 Системный анализ управления  муниципальным образованием

 

     Роль  руководства и принимаемых им решений резко возрастает с усилением  самостоятельности предприятий  и широким, быстро меняющимся спектром возможностей рыночных отношений. Расширение свободы выбора  развития предприятий  сопровождается расширением диапазона  результатов их работы, возрастает как возможность существенного  улучшения деятельности, так и  возможность банкротства.

     На  лицо ситуация о которой говорили в давние времена: свобода – это  дар, который обогащает сильных, но губит слабых (применительно к  современному рынку России).

     В состав системного анализа входят следующие  основные его части.

     1. Морфологический анализ (расшифровка  основных понятий и терминов, используемых в системном анализе).

     2. Функциональный анализ – определение  главной и вспомогательных целей  системы, а также функций, выбор  состава элементов и взаимосвязи  между ними (структура системы)

     3. Информационный анализ – определение  состава, типа и количества  связей между элементами системы,  формирование количественных и  качественных информационных характеристик, как системы в целом, так и её элементов.

          4. Процессуальный анализ – обеспечение получения характеристик протекающих в системе процессов, направленных на достижение поставленной цели.

     5. Проблемный анализ – выявление  проблем, стоящих перед системой  на пути к достижению главной  цели, их характеристик, свойств  целей.

     6. Статистический анализ – выявление  общих свойств и характеристик  однородных явлений и объектов, составляющих систему и на  базе этого построение математических  моделей прогнозирование и синтеза  её развития.

     7. Факторный анализ – выявление  факторов, влияющих на те или  иные элементы системы, разработка  мероприятий по снижению отрицательных  факторов и увеличению положительных.

     Системный анализ является необходимой методической базой для проведения исследований, предметом которых могут быть различные объекты, процессы и связанные  с ними проблемы.

     Системные исследования предполагают решение  двух видов (классов) задач управления:

Информация о работе Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления (на примере Краснобаковского района Нижегородской области)