Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 22:33, курсовая работа
Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.
Стратегия поведения ориентирована на поиск оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью: оперативно реагировать на изменения во внешней среде; установить рациональные связи между звеньями и структурами управления на всех уровнях, минимизировать число ступеней структуры управления; повысить оперативность принимаемых решений.
В современных условиях успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач. Сюда относятся и социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, предопределяют его стратегически важные решения. Значение факторов внешней среды резко повышаются в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений.
Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Практическая реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.
В курсовой работе уделяется большое внимание принципам и методам формирования, выбору типа структуры управления, изучению тенденции в их построении и оценке их соответствия решаемым за
Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальным образованием. 5
1.1 Системы управления и их характеристика. 5
1.2 Функции и цели системы управления. 8
1.3 Системный анализ управления муниципальным образованием 16
2 Особенности системы управления Краснобаковским районом Нижегородской области. 20
2.1 Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления 20
2.2 Основные характеристики Краснобаковского района 27
2.3 Совершенствование структуры управления муниципальным образованием 32
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Приложения 43
Основные функции – управление технической подготовкой производства, кадрами, трудом и заработной платой, материально-техническое снабжение, управление основным и вспомогательным производством (иногда они выступают как вспомогательные).
Специальные функции - присуще только данному производству –например, обеспечение безопасности плавания [7].
Частные (вспомогательные) функции необходимы на определенных этапах развития производства – например управление капитальным строительством, ремонт оборудования и другие.
В целом же функции управления классифицируются по трем основным признакам:
- по
признаку иерархии (главная функция,
основные функции,
- по
вещественному признаку (первичные
– обеспечивают связи с
- по
методологическому признаку (действующие
функции – фактически
В современных условиях деловое управление призвано выполнять четыре основные функции, отражающие фазы предпринимательского цикла:
1. развитие;
2. маркетинг;
3. производство;
4. управление;
Развитие - предполагает разработку новых видов продукции или полная, т.е. частичная диверсификация и освоение новых рынков. Оно означает процесс адаптации к потребностям рынка.
Маркетинг - деятельность, нацеленная на изучения рынка, спроса на услуги.
Производство – включает весь процесс производства продукции и оказание услуги в соответствии с потребительским спросом (технологический процесс).
Управление
– совокупность деятельности, связанной
с контролем движения ресурсов и
выполнения вспомогательных функций,
необходимых для
Понятие «цель» - используется для обозначения конкретных результатов управления и решения задач, а также в качестве критерия оценки возможных успехов в реализации функций управления.
Цели должны отражать уровень, на который необходимо вывести производственную деятельность по обслуживанию потребителей услуг.
Цели в современных условиях могут быть определены в четырех направлениях:
- экономические цели (максимальные доходы или прибыль)
- количественные цели (максимальный объем продаж)
- качественные цели (количество перевозок)
- цели развития (освоение новых услуг или технологий).
В процессе системного анализа для общего представления о целях и функциях системы управления и необходимых ресурсах, рекомендуется разрабатывать цели и дерево ресурсов.
Дерево – это графы или схема, выражающая соподчинение и взаимосвязи элементов (целей и ресурсов).
В
качестве примера возьмем дерево
целей для системы управления
муниципальным образованием. Главная
или глобальная цель для этой системы
, высокое благосостояние уровня жизни
населения данного
В процессе разработки дерева целей
может возникнуть «состязательность
целей», что означает – достижение
одной цели затрудняет приближение
к другой. Например: женитьба – получение
специальности; финансовое обеспечение
– культурное и духовное развитие.
Также возникает понятие «
Кроме
того, необходимо установить иерархию
(значимость) целей . При этом определяется,
какая из целей важнее, а какой
можно поступиться для
Рис.1 Пример дерева целей в системе управления муниципальным образованием.
распределяются ресурсы на их реализации. Строится дерево ресурсов, которые необходимы для достижения целей.
Связь между деревом целей и деревом ресурсов
осуществляется посредством специальных
программ, которые намечают порядок реализации
каждой цели с учетом имеющихся ресурсов.
Например, перспективная программа физической
подготовки, которая должна предусматривать
в динамике (по временным интервалам) подцели
(уровень физической подготовки) и ресурсы,
которые нужны для этого на каждом этапе
реализации программы, сроки выполнения
и, в случае необходимости, ответственных.
Рис.
2 Пример дерева ресурсов.
Управление, в свою очередь включает в себя ряд функций.
Функция планирования. Она предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.
Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации [8].
Функция организации. Она состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.
Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивированно. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Во всех случаях следует искать мотив поведения.
Функция контроля. Итак, составлен план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, - это контроль.
Окончательная цель контроля состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента [2].
Конкретные функции управления – это узко специализированные виды управленческой деятельности по управлению конкретными объектами, организациями.
Управление персоналом. Управление персоналом включает в себя целую систему. Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.
Маркетинг – это система управления, которая и в методологическом, и в организационном отношении ориентирована на рынок [5]. Существует несколько признаков маркетинга:
В итоге маркетинг является одним из эффективных типов управления в современных условиях развития экономики.
Управление финансами. Управление финансами заключается в грамотном владении и распоряжении денежными средствами компании или организации.
Каждая
функция менеджмента
Основные функции обладают самостоятельностью и следуют одна за другой пока каждая конкретная не выполнится.
Роль руководства и принимаемых им решений резко возрастает с усилением самостоятельности предприятий и широким, быстро меняющимся спектром возможностей рыночных отношений. Расширение свободы выбора развития предприятий сопровождается расширением диапазона результатов их работы, возрастает как возможность существенного улучшения деятельности, так и возможность банкротства.
На лицо ситуация о которой говорили в давние времена: свобода – это дар, который обогащает сильных, но губит слабых (применительно к современному рынку России).
В состав системного анализа входят следующие основные его части.
1.
Морфологический анализ (расшифровка
основных понятий и терминов,
используемых в системном
2.
Функциональный анализ –
3.
Информационный анализ –
4. Процессуальный анализ – обеспечение получения характеристик протекающих в системе процессов, направленных на достижение поставленной цели.
5.
Проблемный анализ – выявление
проблем, стоящих перед
6.
Статистический анализ –
7.
Факторный анализ – выявление
факторов, влияющих на те или
иные элементы системы,
Системный анализ является необходимой методической базой для проведения исследований, предметом которых могут быть различные объекты, процессы и связанные с ними проблемы.
Системные исследования предполагают решение двух видов (классов) задач управления: