Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления (на примере Краснобаковского района Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 22:33, курсовая работа

Описание

Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.
Стратегия поведения ориентирована на поиск оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью: оперативно реагировать на изменения во внешней среде; установить рациональные связи между звеньями и структурами управления на всех уровнях, минимизировать число ступеней структуры управления; повысить оперативность принимаемых решений.
В современных условиях успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач. Сюда относятся и социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, предопределяют его стратегически важные решения. Значение факторов внешней среды резко повышаются в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений.
Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Практическая реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.
В курсовой работе уделяется большое внимание принципам и методам формирования, выбору типа структуры управления, изучению тенденции в их построении и оценке их соответствия решаемым за

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальным образованием. 5
1.1 Системы управления и их характеристика. 5
1.2 Функции и цели системы управления. 8
1.3 Системный анализ управления муниципальным образованием 16
2 Особенности системы управления Краснобаковским районом Нижегородской области. 20
2.1 Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления 20
2.2 Основные характеристики Краснобаковского района 27
2.3 Совершенствование структуры управления муниципальным образованием 32
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Приложения 43

Работа состоит из  1 файл

чистовик курсовая.docx

— 113.74 Кб (Скачать документ)

2.3 Совершенствование структуры управления муниципальным образованием

        Муниципальное территориальное образование, каким и является Краснобаковский район, и отдельные его составляющие в современных экономических условиях должно вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая обеспечила бы ему устойчивое положение в регионе.  Для него исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает его адаптацию к условиям  динамичной окружающей среды. Одно из основных правил маркетинга предполагает, что на неустойчивом экономическом рынке лучшие шансы победить в конкурентной борьбе имеют предприятия, более быстро реагирующие на изменения рынка и приспосабливающиеся к ним.

     Для муниципального образования большое  значение приобретают новые запросы  и изменяющиеся требования его населения. Поэтому перед ним возникает  проблема по выбору такой стратегии  управления, которая не только обеспечивает его устойчивое развитие, но и удовлетворяет  перспективные запросы проживающего в нем населения.

     Муниципально-территориальное  образование состоит из уникальных, в определенной степени, элементов, поэтому для них необходимо отыскивать также уникальные, адекватные особенностям их работы, стратегии управления, методы их разработки и выбора наиболее рациональной. Практика работы в рыночных условиях и проводимые научные исследования показали, что не существует типовой  стратегии управления, единой для  всех территориальных образований. Выбираемое стратегическое управление не является универсальным, хотя некоторые  его элементы и положения могут  быть использованы в практике работы других муниципальных и территориальных образований.

     Имеется несколько определений понятия  «стратегическое управление» [8]. Исходя из особенностей муниципальных образований определение этого понятия можно сформулировать следующим образом: «стратегическое управление-это совокупность решений и действий по формированию и реализации стратегий, разработанных для достижения целей территориального образования в долгосрочной перспективе с учетом получения конкурентных преимуществ в условиях взаимодействия с рыночным окружением». Стратегия, в свою очередь, определяет цели и задачи территориального образования, направления достижения поставленных целей, выделяет наиболее важные сегменты или факторы в его деятельности.  Одной из основных особенностей стратегии является наличие правил, определяющих деятельность муниципального образования в рассматриваемых экономических условиях и обеспечивающих решение поставленных задач. Необходимо отметить и такую важнейшую особенность стратегии управления, как негативные последствия для муниципального образования ошибочность её выбора. Ошибки в выборе стратегии развития особенно тяжелы для административных структур в случае безальтернативного её определения.

     На  выбор вида стратегического управления влияет и степень нестабильности внешней среды.

    Выделяют  следующие виды стратегического  управления, используемые в зависимости  от степени нестабильности внешней  среды [10]:

  1. управление на основе экстраполяции, применяющееся в условиях сравнительно невысокой степени нестабильности (долгосрочное планирование);

2) управление  на основе предвидения изменений  (стратегическое планирование, выбор  стратегических позиций), применяющееся  при средних значениях степени  нестабильности;

  1. управление на основе гибких экспертных решений (ранжирование стратегических затрат, управление по слабым сигналам, управление в условиях стратегических неожиданностей), применяющихся для условий существенной нестабильности внешней среды.

     Выполнение  требований подразумевает для регионального  муниципального образования проведение ряда организационных мероприятий. К этим мероприятиям относится, в  первую очередь, создание группы квалифицированных  специалистов для: системного анализа  деятельности администрации; изучения перспективной инфраструктуры территории региона; изучения экономической макро  и микроструктуры; обоснования целей  и рассмотрения ресурсного обеспечения  их реализации; проведение учебы управленческого  персонала; разъяснения населению  содержания и целей выбранной  стратегии развития территории; реорганизации  организационной структуры.

     Обоснование и выбор стратегии управления муниципальным образованием производится по альтернативным вариантам на базе анализа среды, начиная с анализа  экономической системы региона  и её особенностей. К особенностям экономической системы региона, влияющим на деятельность муниципального образования относятся: географическое положение региона; его экономическая  направленность в части реализации ресурсов (ресурсообразующий или  ресурсопоглощающий); устойчивость экономической  системы; объём выпускаемого валового продукта; основные виды промышленного  производства; воспроизводственная  структура и характеристики её составляющих - инвестиционной структуры, структуры  услуг, структуры товаров народного  потребления; состояние транспортных коммуникаций и перспективы их развития; структура внешнеторгового баланса (экспорт, импорт); инвестиционный климат, направленность и основные виды инвестиций, работа банковской системы, инфляционные процессы; структура населения; политическая и экономическая стабильность.

        Далее осуществляется анализ  непосредственного окружения района, в частности: особенностей географического  положения как внутри региона,  так и вне его; структуры  и состава населения; перспективный  рынок рабочей силы и её  образовательный уровень; существующей  системы подготовки и переподготовки  квалифицированных кадров и перспективы  её развития; структуры и функций  административных органов, взаимодействующих  с муниципальным образованием; правового  обеспечения деятельности администрации,  исполнительных и законодательных  органов района, включая как федеральные,  так и местные (региональные) законодательные  акты и положения.

     Третьим этапом является анализ внутренней среды  муниципального образования, состоящей  из организационной, экономической, кадровой и финансовой структур, а также  социальной сферы и её положения.

     Принципиальная  технология выбора стратегии управления региональным муниципальным образованием приведена на рис.4.

             В соответствии с  предлагаемой  технологией на первом этапе  проводится анализ окружения  МО. Далее определяются и анализируются  факторы выбора для альтернативных  вариантов стратегий. Выбор стратегии  управления региональным муниципальным  образованием рекомендуется производить  с использованием следующих факторов (критериев) выбора.

      1.Уровень жизни населения при  выборе данного варианта стратегии.  Уровень жизни населения определяется  по известным методикам [4] в виде коэффициента уровня жизни, значения которого рассчитываются для разных стратегий и сравниваются между собой. Предпочтение отдаётся стратегии, у которой этот коэффициент  имеет максимальное значение. 
 

     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                    

     

     

                                                                
 
 

       

     Рис.4. Технология выбора стратегии управления развитием муниципального образования

     Коэффициент определяется путём деления суммарных  доходов населения к суммарным  расходам за расчетный период:   куж= Дн/Cн

     Где:  Дн – суммарные доходы населения, руб.\ мес.*чел.

               Cн – суммарные расходы населения, руб.\мес.*чел.

     2. Экономическая эффективность, определяемая  по суммарному значению прибыли,  получаемой за расчетный период  данным муниципальным образованием.

     3. По уровню финансовой и производственной  устойчивости МО,  который определяется  прогнозированием производственно-экономических  показателей его работы по  отдельным временным интервалам. К таким показателям относятся:  объём предоставления услуг населению  по отдельным видам деятельности  и в целом; себестоимость услуг;  тарифы и цены на социальные  услуги; расходы и доходы бюджета  и их соотношение. При улучшении  уровня перечисленных показателей  или его стабильности в процессе  реализации выбранной стратегии  муниципальное образование функционирует  устойчиво.

     4.Оптимальная  организационная структура системы  управления. Оптимальность структуры  рекомендуется определять по  двум факторам - суммарным затратам  на её внедрение и функционирование, которые должны быть минимальны, и коэффициентами качества управления - ККУ. 

     5.Надежность  функционирования системы управления  в условиях выбранной стратегии.  Надежность системы управления  характеризуется следующими параметрами:

  • устойчивостью к внешним воздействиям;
  • временем восстановления нормального режима работы после сбойных ситуаций;
  • наличием элементов адаптации к изменениям внешней среды.

  Оценивать надёжность системы управления рекомендуется коэффициентом её отказа за расчетный период времени. Коэффициент отказа определяется как вероятность выхода из строя системы управления в заданных условиях– Pо.

     

     

     

     

       

       
 

СХЦ –  стратегические хозяйственные центры (производственные     предприятия  территории);

ЦСС –  центры (отрасли) социальной сферы МО;                

ОСУ –  оптимальная стратегия управления муниципальным     образованием;

СЗХ –  стратегическая зона хозяйствования для  данной территории;

СП МО – стратегический потенциал муниципального образования  (ресурсы);

СВБ –  снижение вероятности банкротства  МО;

ДСЦ МО – достижение стратегических целей  муниципального образования.

Рис.5  Влияние основных стратегических факторов на развитие муниципального образования

Учитывая, что число отказов в единицу  времени есть дискретная

величина, следовательно вероятность отказа в работе можно определять пользуясь  законом Пуассона[6]:                                               

                                                                                    ()

Здесь: –число отказов за рассматриваемый период, ед.;   –среднее число отказов в системе управления.

6.Высокая  культура в системе управления, которая зависит от нескольких  основополагающих факторов: норм  и правил поведения работников

 

администрации; стиля руководства; внутреннего  климата во взаимоотношениях работников; критериев, по которым осуществляется поощрение работников. Указанные  факторы и уровень организационной  культуры в целом, а также возможные  направления его изменения при  выборе стратегии определяются экспертным путём.

Информация о работе Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления (на примере Краснобаковского района Нижегородской области)