Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 22:33, курсовая работа
Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.
Стратегия поведения ориентирована на поиск оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью: оперативно реагировать на изменения во внешней среде; установить рациональные связи между звеньями и структурами управления на всех уровнях, минимизировать число ступеней структуры управления; повысить оперативность принимаемых решений.
В современных условиях успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач. Сюда относятся и социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, предопределяют его стратегически важные решения. Значение факторов внешней среды резко повышаются в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений.
Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Практическая реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.
В курсовой работе уделяется большое внимание принципам и методам формирования, выбору типа структуры управления, изучению тенденции в их построении и оценке их соответствия решаемым за
Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальным образованием. 5
1.1 Системы управления и их характеристика. 5
1.2 Функции и цели системы управления. 8
1.3 Системный анализ управления муниципальным образованием 16
2 Особенности системы управления Краснобаковским районом Нижегородской области. 20
2.1 Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления 20
2.2 Основные характеристики Краснобаковского района 27
2.3 Совершенствование структуры управления муниципальным образованием 32
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Приложения 43
Муниципальное территориальное образование, каким и является Краснобаковский район, и отдельные его составляющие в современных экономических условиях должно вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая обеспечила бы ему устойчивое положение в регионе. Для него исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает его адаптацию к условиям динамичной окружающей среды. Одно из основных правил маркетинга предполагает, что на неустойчивом экономическом рынке лучшие шансы победить в конкурентной борьбе имеют предприятия, более быстро реагирующие на изменения рынка и приспосабливающиеся к ним.
Для
муниципального образования большое
значение приобретают новые запросы
и изменяющиеся требования его населения.
Поэтому перед ним возникает
проблема по выбору такой стратегии
управления, которая не только обеспечивает
его устойчивое развитие, но и удовлетворяет
перспективные запросы
Муниципально-
Имеется несколько определений понятия «стратегическое управление» [8]. Исходя из особенностей муниципальных образований определение этого понятия можно сформулировать следующим образом: «стратегическое управление-это совокупность решений и действий по формированию и реализации стратегий, разработанных для достижения целей территориального образования в долгосрочной перспективе с учетом получения конкурентных преимуществ в условиях взаимодействия с рыночным окружением». Стратегия, в свою очередь, определяет цели и задачи территориального образования, направления достижения поставленных целей, выделяет наиболее важные сегменты или факторы в его деятельности. Одной из основных особенностей стратегии является наличие правил, определяющих деятельность муниципального образования в рассматриваемых экономических условиях и обеспечивающих решение поставленных задач. Необходимо отметить и такую важнейшую особенность стратегии управления, как негативные последствия для муниципального образования ошибочность её выбора. Ошибки в выборе стратегии развития особенно тяжелы для административных структур в случае безальтернативного её определения.
На выбор вида стратегического управления влияет и степень нестабильности внешней среды.
Выделяют следующие виды стратегического управления, используемые в зависимости от степени нестабильности внешней среды [10]:
2) управление
на основе предвидения
Выполнение
требований подразумевает для
Обоснование
и выбор стратегии управления
муниципальным образованием производится
по альтернативным вариантам на базе
анализа среды, начиная с анализа
экономической системы региона
и её особенностей. К особенностям
экономической системы региона,
влияющим на деятельность муниципального
образования относятся: географическое
положение региона; его экономическая
направленность в части реализации
ресурсов (ресурсообразующий или
ресурсопоглощающий); устойчивость экономической
системы; объём выпускаемого валового
продукта; основные виды промышленного
производства; воспроизводственная
структура и характеристики её составляющих
- инвестиционной структуры, структуры
услуг, структуры товаров народного
потребления; состояние транспортных
коммуникаций и перспективы их развития;
структура внешнеторгового
Далее осуществляется анализ
непосредственного окружения
Третьим этапом является анализ внутренней среды муниципального образования, состоящей из организационной, экономической, кадровой и финансовой структур, а также социальной сферы и её положения.
Принципиальная технология выбора стратегии управления региональным муниципальным образованием приведена на рис.4.
В соответствии с
1.Уровень жизни населения при
выборе данного варианта
Рис.4. Технология выбора стратегии управления развитием муниципального образования
Коэффициент определяется путём деления суммарных доходов населения к суммарным расходам за расчетный период: куж= Дн/Cн
Где: Дн – суммарные доходы населения, руб.\ мес.*чел.
Cн – суммарные расходы населения, руб.\мес.*чел.
2.
Экономическая эффективность,
3.
По уровню финансовой и
4.Оптимальная
организационная структура
5.Надежность
функционирования системы
Оценивать надёжность системы управления рекомендуется коэффициентом её отказа за расчетный период времени. Коэффициент отказа определяется как вероятность выхода из строя системы управления в заданных условиях– Pо.
СХЦ – стратегические хозяйственные центры (производственные предприятия территории);
ЦСС – центры (отрасли) социальной сферы МО;
ОСУ –
оптимальная стратегия
СЗХ – стратегическая зона хозяйствования для данной территории;
СП МО – стратегический потенциал муниципального образования (ресурсы);
СВБ – снижение вероятности банкротства МО;
ДСЦ МО – достижение стратегических целей муниципального образования.
Рис.5 Влияние основных стратегических факторов на развитие муниципального образования
Учитывая, что число отказов в единицу времени есть дискретная
величина,
следовательно вероятность
Здесь: –число отказов за рассматриваемый период, ед.; –среднее число отказов в системе управления.
6.Высокая культура в системе управления, которая зависит от нескольких основополагающих факторов: норм и правил поведения работников
администрации;
стиля руководства; внутреннего
климата во взаимоотношениях работников;
критериев, по которым осуществляется
поощрение работников. Указанные
факторы и уровень