Обеспечение эффективности системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать деятельность, контроль, мотивацию работников, структуру и руководство муниципального унитарного предприятия «Аптека – 184» г. Черемхово и выявить проблему и предложить способы решения проблемы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......4
1. Руководство в системе управления…………………………………………...5
1.1 Понятие и главное содержание руководства персоналом…………….5
1.2 Роли руководителя……………………………………………………...7
1.3 Теории и стили руководства…………………………………………..13
2. Организационно-управленческий анализ деятельности МУП
«Аптека - 184» г. Черемхово…………………………………………………...26
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………26
2.2 Анализ системы стратегического планирования…………………...28
2.2.1 Анализ миссии организации…………………………………...28
2.2.2 Анализ системы целей деятельности организации,
построение дерева целей…………………………………………………..29
2.2.3 Анализ внешней среды. Управленческое обследование
внутренних функциональных зон организации………………………...30
2.2.4 Анализ стратегии (стратегий)…………………………………31
2.3 Анализ организации реализации стратегии…………………………32
2.3.1 Анализ организационной структуры………………………….32
2.3.2 Анализ организационно-регламентирующих документов…..33
2.3.3 Распределение обязанностей (функций) между отделами
(должностями)……………………………………………………………...34
2.4 Анализ системы мотивации работников предприятия……………..36
2.5 Оценка системы и процедур контроля………………………………37
2.6 Анализ руководства на предприятии………………………………...38
3. Обеспечение эффективности системы управления
3.1 Обоснование управленческого решения……………………………..41
3.2 График Ганта…………………………………………………………...42

Заключение……………………………………………………………………….45
Библиография……………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 1.94 Мб (Скачать документ)

 

Рис.2. Трехосевая таблица Реддина 

      Эффективность - степень, при которой менеджер достигает высших требований (начинает соответствовать требованиям), предъявляемых к данной должности. Обозначим стили руководства: эффективные и малоэффективные.

эффективные стили руководства прогрессист
 
Доброжелательный  автократ
 
 
администратор
 
бюрократ
менее эффективные стили руководства миссионер
 
соглашатель
 
дезертир
 
автократ

 

      Краткое описание приведенных восьми стилей руководства и основных различий между ними.

      Прогрессист - менеджер, который применяет высокую степень ориентации на отношение и низкую степень ориентации на задачи в ситуации, которая приемлет такое поведение, что делает его более эффективным. Это человек, имеющий полное доверие к людям и в первую очередь озабоченный их развитием как личностей.

      Доброжелательный  автократ - менеджер, который применяет высокую степень ориентации на задачи и низкую степень ориентации на отношения в ситуации, которая приемлет такое поведение; следовательно, он более эффективен. Это человек, который знает, чего хочет, и знает, как получить это, не вызывая обиды и негодования.

      Администратор ~ менеджер, который ориентирован на решение существующих задач и высокий уровень взаимоотношений с учетом ситуации, обеспечивающей принятие эффективных решений.

      Бюрократ ~ менеджер, который применяет низкую степень ориентации на задачи и на отношения в ситуации, которая приемлет такое поведение, что делает его более эффективным. Это человек, заинтересованный в первую очередь в правилах и процедурах как таковых и желающий таким образом контролировать ситуацию для собственной выгоды. Это зачастую добросовестные люди.

      Миссионер - менеджер, который применяет высокую степень ориентации на отношения и низкую степень ориентации на задачи в ситуации, которая не приемлет такого поведения, что делает его менее эффективным. Это человек, заинтересованный главным образом в гармонии.

      Соглашатель - менеджер, который применяет высокую степень ориентации на задачи и на отношения в ситуации, которая этого не требует. Поэтому такой менеджер менее эффективен. Он слаб в принятии решений, позволяет воздействовать на себя различным факторам давления и предпочитает лучше минимизировать существующее давление, чем максимизировать производство в перспективе.

      Дезертир - менеджер, который применяет низкую степень ориентации на задачи и на отношения в ситуации, которая не приемлет такого поведения, что делает его менее эффективным. Это пассивный человек.

      Автократ ~ менеджер, который применяет высокую степень ориентации на задачи и низкую степень ориентации в ситуации, которая не приемлет такого поведения; поэтому он менее эффективен. Это человек, не уверенный в других, невежливый и заинтересованный только в текущих делах. [3]

      На  практике перед менеджером очень  часто возникают сложнейшие проблемы, как в сфере производственных задач, так и межличностных отношений и поэтому приходится применять инструментарий всех стилей руководства.

      Тем не менее, менеджер всегда имеет ярко выраженную приверженность к тому или  иному стилю руководства.

На выбор  стиля руководства накладывают отпечаток следующие обстоятельства:

-   характер личности руководителя;

-  характер  производства (технология процесса);

-  характер  производственной среды, в которой  формировался руководитель (кадровая школа);

-    знание теории и практики менеджмента;

-    система ценностей организации;

-    руководитель лидера и его  требования;

-    коллеги лидера и его подчиненные. 

Известны  два подхода к  классификации стилей руководства. Согласно традиционной схеме стиль может быть:

>        автократичным;

>        демократичным;

>       либеральным.

По второй схеме различают:

>        стиль, сосредоточенный на работе;

>        стиль, сосредоточенный на человеке.

Краткая характеристика названным стилям руководства.

Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому.

Автократ  обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.

Демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократический руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным. Организации, где доминирует демократический стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий.

Либеральный руководитель «не трогает» (от французского - «laisserz-faire») своих подчиненных. Подчиненным дается почти полная свобода в определении своих целей и контроле за своей собственной работой.

      Проведенные исследования показали, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном руководстве объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выряжается предпочтение демократичному руководителю.

      Руководителям-практикам  следует помнить основное правило демократического (или кооперативного) стиля: делегировать полномочия, насколько это возможно, и приказывать, насколько это необходимо.

      Но мнению некоторых специалистов, между авторитарным и демократическим находится еще целое множество стилей руководства: патриархальный, харизматический, автократический и бюрократический.

      Вообще  говоря, коллектив часто неоднороден  по составу, не всегда является способным к интенсивному развитию и саморазвитию.

Ученые  Мичиганского университета под руководством Р. Лайкерта, сравнивая авгократичный и демократичный стили, предложили иной подход к классификации стилей руководства. В соответствии с этим подходом различают руководителей, сосредоточенных на работе, и руководителей, сосредоточенных на человеке:

      Руководитель, сосредоточенный  на работе, также  известный как руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда.

      Руководитель, сосредоточенный  на человеке, основное внимание уделяет повышению производительности труда путем совершенствования человеческих отношений. Он делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности груда. Он активно считаемся с нуждами подчиненных, помогает им решать проблемы и поощряет их профессиональный рост. По существу, руководитель, сосредоточенный па человеке, ведет себя аналогично руководителю, который привлекает трудящихся к участию в управлении. [6 c. 513-520]

      Ситуационный  подход к эффективному лидерству предполагает оценку не только действий руководителя и подчиненных, но и всей ситуации в целом. Известно несколько ситуационных моделей руководства, я рассмотрю только две – это модель Фидлера и модель, построенную на основе теории жизненного цикла (Херси-Бланшара).

      Модель  Фидлера позволяет учитывать три фактора, влияющих на поведение (действия) руководителя. Этими факторами являются (Рис.3.):

1.  Отношения между руководителем и членами коллектива.

  Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.

2.  Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность. Структурированность работы (задачи, задания) измеряется посредством следующих составляющих:

- ясность цели – степень, с которой проблема или задание четко сформулированы или поставлены и знакомы исполнителями;

- множественность средств по достижению цели – степень возможностей использования различных способов и путей достижения цели;

- обоснованность решения – степень «правильности» решения, подтверждаемая уровнем его принятия, его логикой или результатами;

- специфичность решения – степень возможности принятия альтернативных решений.

3.  Должностные полномочия. Это - объем законной власти, связанной с должностью руководителя, позволяющей ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация. Данная переменная отражает уровень формальной власти лидера, получаемой им на основе занимаемой в организации позиции, в частности достаточность формальной власти, для того чтобы адекватно вознаграждать или наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять.

Фидлер  считает, что, хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается, в целом, постоянным. Автор модели предполагает помечтать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Им был введен рейтинг по критерию НПК - наименее предпочитаемый коллега.

Отношения между руководителем и подчиненными могут быть хорошими или плохими, задача может быть структурирована и не структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малыми. Различные сочетания этих трех размерностей могут дать восемь (по Фидлеру) потенциальных стилей руководства. Руководитель, ориентированный на задачу, или НПК с низким рейтингом, наиболее эффективны в одних ситуациях, в то время как руководители, ориентированные на человеческие отношения, или НПК с высоким рейтингом лучше всего работают в других ситуациях. Руководитель, ориентированный на задачу с низким рейтингом, наиболее эффективен в ситуациях 1,2,3 и 8, в то время как руководители, ориентированные на человеческие отношения с высоким рейтингом, лучше всего работают в ситуациях 4,5 и 6. в ситуации 7 хорошо работать могут как те, так и другие. Из восьми ситуаций 1 является наиболее благоприятной для руководителя. В ней задача хорошо структурирована, должностные полномочия большие, а отношения между руководителем и подчинёнными также хорошие, что создаёт максимальную возможность для оказания влияния. В противоположность этому, ситуация 8 – наименее благоприятная, потому что должностные полномочия невелики, отношения с подчинёнными плохие и задача не структурирована.  [3] 

Информация о работе Обеспечение эффективности системы управления