Обеспечение эффективности системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать деятельность, контроль, мотивацию работников, структуру и руководство муниципального унитарного предприятия «Аптека – 184» г. Черемхово и выявить проблему и предложить способы решения проблемы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......4
1. Руководство в системе управления…………………………………………...5
1.1 Понятие и главное содержание руководства персоналом…………….5
1.2 Роли руководителя……………………………………………………...7
1.3 Теории и стили руководства…………………………………………..13
2. Организационно-управленческий анализ деятельности МУП
«Аптека - 184» г. Черемхово…………………………………………………...26
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………26
2.2 Анализ системы стратегического планирования…………………...28
2.2.1 Анализ миссии организации…………………………………...28
2.2.2 Анализ системы целей деятельности организации,
построение дерева целей…………………………………………………..29
2.2.3 Анализ внешней среды. Управленческое обследование
внутренних функциональных зон организации………………………...30
2.2.4 Анализ стратегии (стратегий)…………………………………31
2.3 Анализ организации реализации стратегии…………………………32
2.3.1 Анализ организационной структуры………………………….32
2.3.2 Анализ организационно-регламентирующих документов…..33
2.3.3 Распределение обязанностей (функций) между отделами
(должностями)……………………………………………………………...34
2.4 Анализ системы мотивации работников предприятия……………..36
2.5 Оценка системы и процедур контроля………………………………37
2.6 Анализ руководства на предприятии………………………………...38
3. Обеспечение эффективности системы управления
3.1 Обоснование управленческого решения……………………………..41
3.2 График Ганта…………………………………………………………...42

Заключение……………………………………………………………………….45
Библиография……………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 1.94 Мб (Скачать документ)
 
 

Вывод: у директора муниципального унитарного предприятия «Аптека- ВИТА» г.Усолье-Сибирское, исходя из должностной инструкции, виден баланс между обязанностями, правами и ответственностью. Существует взаимосвязь между обязанностями, правами и ответственностью.  
 

2.3.3 Распределение обязанностей (функций) между отделами (должностями) 

      Для анализа распределения обязанностей между должностями на предприятии я выбрала несколько основных видов работ, проводящихся на предприятии (Таблица 5).

Обозначения:

Р- окончательное  принятие решения, обладает правом подписи.

И- информирование

Т- исполнение

К- контроль

С- согласование  

   

Вывод: как видно из таблицы 5, нужно разгрузить директора и отдел запасов. Так как у них много обязанностей по сравнению с другими работниками организации, что оказывает влияние на эффективность их работы.                         

                               Таблица 5. Анализ распределения функции управления с помощью функциональной матрицы 

Функции (виды работ) Структурные подразделения и  должностные лица
Директор  Отдел запасов Рецептурно-производственный отдел Отдел по отпуску льготной категории граждан Главный бухгалтер Рабочий Санитарка
Приобретение  и хранение лекарственных  препаратов К Т, Р, И С   С                     
Оптовая, розничная и комиссионная торговля К, С, Р И Т        
Заключение  договоров по оказанию торгово-посреднических услуг физическим и юридическим  лицам Р, Т К     С, И    
Приобретение, хранение и реализация наркотических, психотропных, ядовитых, сильнодействующих  медикаментов К, Р, И Т, С, И, Т, С, И   С    
Получение и отпуск по рецепту  медикаментов       Т, Р, С, К      
Заключение, изменение и распоряжение трудовых договоров К, Р, Т       И    
Р, К И И И Т, С И И  
Ведение бухгалтерской и  налоговой отчетности Р, И       Т, К, С    
Уборка  и ремонт помещений И, К         Т, С Т, С
Контроль  качества медикаментов Р, С К, Т И        

 

2.4  Анализ системы  мотивации работников  предприятия  

      Система поощрения и наказания, прописанная в «Правилах внутреннего распорядка для работников муниципального унитарного предприятия «Аптека-ВИТА»».

Поощрения:

      За  образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, другие успехи в труде, применяются следующие меры поощрения работников:

  • Объявление благодарности
  • Выдача премии
  • Награждение ценным подарком

      Поощрения объявляются приказом, доводятся до сведения всего коллектива и заносятся в трудовую книжку.

Наказание:

      За  нарушение трудовой дисциплины администрация  применяет следующие дисциплинарные взыскания:

  • Замечание
  • Выговор
  • Увольнение по соответствующим основаниям

      Увольнение  в качестве дисциплинарного взыскания  может быть применено за неоднократное  неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. 

      Модель  иерархии потребностей А. Маслоу:

Физиологические потребности: данные потребности удовлетворяются на предприятии. А именно:

- достойной  оплатой труда

- хорошими  условиями труда

- удобством  на рабочем месте

Потребности в безопасности: данные потребности удовлетворяются на предприятии. А именно:

- ясными и справедливыми правилами регулирования деятельности  персонала (прописаны в правилах внутреннего распорядка, должностных инструкциях)

-  практически  отсутствием принятия рискованных  решений

- достойная  оплата труда + премии

Потребность в причастности и принадлежности: данные потребности удовлетворяются на предприятии. А именно:

-  дружескими отношениями в коллективе, общение на работе

- отмечанием  праздников всем коллективом.

Потребность в признании и  самоутверждении: данные потребности удовлетворяются на предприятии. А именно:

- ценностью  коллегами по работе ( объявление  благодарности, награждение ценными  подарками)

- используются различные формы признания заслуг персонала (поощрения доводятся до сведения всего коллектива и заносятся в трудовую книжку).

Потребности в самовыражении: данные потребности не удовлетворяются на предприятии.

Вывод: на предприятии нет возможности реализовать самую высшую потребность:  в самовыражении. Другие потребности очень хорошо удовлетворяются. 

      Теория  справедливости Дж. Адамса:

При сравнении  себя с другими работниками внутри организации работники ощущают равенство между отношением результат-вклад и отношением результат-вклад объекта сравнения.  

 

Люди  знают, что за хорошую работу они получат премию, благодарность. С хорошим ростом товарооборот за год им могут повысить зарплату. Эти обещания со стороны руководства выполняются. За нарушение все работники, без исключения наказываются.

Вывод: работники ощущают справедливость на предприятии. Существует ясная система оплаты труда, вознаграждение строится на равной и справедливой основе. 
 

2.5  Оценка системы  и процедур контроля 

      Контроль  над деятельностью  предприятия (из Устава):

  • Контроль над деятельностью Предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами
  • Предприятие по окончании отчётного периода представляет уполномоченным органам местного самоуправления бухгалтерскую отчётность и иные документы, перечень которых определяется органами местного самоуправления
  • Комплексная ревизионная проверка финансово-хозяйственной деятельности Предприятия проводится один раз в год.
  • Ответственность за составление учёта, своевременное представление установленной бухгалтерской и иной отчётности, достоверность сведений возлагается на директора.

Предварительный контроль: осуществляется самими работниками. То есть работники сами проверяют готовность рабочих мест к работе, свою готовность к работе и т.д. Предварительный контроль также может осуществляться и самим директором. Он заключается: в проведении собеседований с новыми работниками, что позволяет понять их готовность к работе. Отбор кандидатов при приёме на работе. 

Текущий контроль: осуществляется самими работниками. То есть работники сами принимают решение, как будет проходить процесс их работы. Составляют планы своей работы. Сами выбирают какими способами будут достигаться поставленные задачи. Работники сами проверяют выполненность своей текущей работы.

 Итоговый контроль: осуществляет директор предприятия. Он проверяет отчёты и достижение поставленных перед работниками целей.

      Таким образом, на предприятии преобладает внутренний контроль, который осуществляется самими работниками. Они самостоятельно следят за своей работой и результатами и по мере необходимости вносят изменения.  
 

2.6  Анализ руководства  на предприятии 

      Для анализа руководства на предприятии (таблица 6) я взяла директора организации  Морунову Оксану Николаевну. Она руководит аптекой с момента её открытия, то есть уже на протяжении 14 лет. 

      Таблица 6.  Модель оценки профессиональных качеств руководителя 

 
Критерии  оценки Факторы, определяющие критерии Соответствие  оценива-емого сотрудника необходимым качеством (в %)
Особенности мыш-ления:

1. Способность к экстраполяции 
 

2. Способность к разра-ботке нескольких проблем одновременно

3. Устойчивость  в ситуа-ции неопределённости 
 

4. Понимание  

 
 
Не  нуждается в обилии данных, обладает глубокими и широкими знаниями. Он интуитивно понима-ет, как далеко он может зайти в экстраполяции  ситуации. 
 
 

Нестрашна неизвестность  или отсу-тствие обратной связи. Легко  раз-решает проблемы, непосильные для  других

Восприимчивость, отличается развитой интуицией

 
 
 
60% 
 
 

80% 
 

60% 
 

50%

Умение  справляться с  агрессией:

1. Способность брать управление на себя 
 

2. Настойчивость 

3. Способность  к сотруд-ничеству 

4. Инициативность

5. Энергичность

 
 
Легко входят в роль руководителя, не позволяет  зависти и ревности других мешать выполнению своих обязанностей

Упорно выполняет  задуманное, не пугает несогласие с ним других

Умеет подавлять  свою враждеб-ность и действует  эффективно, нес-мотря на неё

Активность, знает, когда начать, способность к риску

Обладание выносливостью, а, сле-довательно, и физическими  и ин-теллектуальными возможностями

 
 
 
70% 
 

90% 
 

60% 

30% 

70%

Управление  эмо-циями:

1. Способность делать ставку на других

2. Сензитивность 
 
 

3. Идентификация  себя с делом 

4. Способность  к сочув-ствию 

5. Заинтересованность  в росте организации, а не  в собственной карьере 

6.  Независимость

 
 
 
Охотная передача знания, помощь росту других

Восприимчивость к чувствам дру-гих. Свойственна  эмпатия. Спосо-бен поставить себя на место друго-го, и испытать его  чувства

 Способность  переносить неудачи без чувства  поражения или униже-ния. Привлекает  сам процесс достижения результата

Сочувствие человеку, умения неп-ридвзято и точно оценить  подчинён -ных

Уходя, он хочет  оставить результат своей работы, а не унести всё с собой 

Осознание границы  своих возмож-ностей, сотрудничает с другими, прислушивается к ним, но при при-нятии окончательного решения проявляет независимость. Нельзя принудить присоединиться к реше-нию, с которым он не согласен

 
 
 
30% 
 

60% 
 

60% 
 

70% 
 

30% 
 
 

80%

Личностный  идеал:

1. Гибкость 
 
 

2. Устойчивость 

3. Наличие цели

 
Одновременное решение несколь-ких задач и переключение с одного направления деятельности на другое

Умение заботиться о своём здоро-ье, как физическом, так и психи-еском, справляется  со стрессами

Имеет твёрдые  убеждения и ясную цель

 
 
80% 
 

50% 
 

90%

 

      Как видно из таблицы данные о соответствие директора организации необходимым качествам руководителя весьма разнообразны.  Одни качества

могут быть выражены всего на 30%, другие на 90%. Но большинство качеств выражены средне 50-60%.

      Для более полного анализа руководства  на предприятии я воспользуюсь Модель Фидлера.

      Рассмотрев  рисунок 3 на странице 22 курсовой работы, и проанализировав ситуацию в  самой организации, можно определить стиль

лидерства:

Отношение «лидер - подчиненный»: плохие

Структурированность задач: не чёткая

Формальная власть лидера: слабая

Стиль лидерства: Лидер, ориентированный на работу (низкий НПР)

      Проанализировав руководителя по модели Фидлера можно  сделать вывод: руководитель ориентирован на работу. В данной организации, я считаю это не совсем уместно. То есть руководитель больше внимания уделяет повышению товарооборота, росту продаж медикаментов, увеличению прибыли по итогам года и т.д. А отношению в коллективе мало уделяется внимания. 
 

Выводы  ко 2 главе:

1. Проанализировав организацию различными способами, выявилась одна существенная проблема в руководстве. Эта проблема и будет вынесена для анализа и поиска путей решения в 3 главе.

2. Очень хорошо, что выявленная проблема совпала  с темой теоретической части курсовой работы. 

3. Обеспечение эффективности  системы управления

          3.1 Обоснование управленческого  решения 

      Во  второй главе курсовой работы выявилась  проблема: проблема руководства организации. Так как в теоретической части курсовой работы рассказывается о руководстве, а точнее о его стилях, то в практической части тоже будут рассматриваться предложения, связанные со стилями руководства. 

          Для решения данной проблемы  выявлены три альтернативы:

1 альтернатива: принятие на работу более молодого руководителя со стороны.

2 альтернатива: прохождение курсов повышения квалификации, тренингов и т.д. руководителем организации.

Информация о работе Обеспечение эффективности системы управления