Оценка и пути усовершенствования системы оперативного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 16:15, курсовая работа

Описание

РАЗДЕЛ I. Оперативное управление производством
1.1. Цели и задачи оперативного управления производством
1.2. Основные функции оперативного управления производством
1.3. Особенности оперативного управления и планирования производства продукции в аграрных предприятиях
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА И ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Уровень оперативного управления и планирования на предприятии
2.3 Эффективность оперативных планов на предприятии
2.4 Пути усовершенствования системы производства продукции на предприятии

Работа состоит из  1 файл

Оперативное управление - курсовая.doc

— 349.00 Кб (Скачать документ)

      Размножение копий заказов и календарных планов и их рассылка. Копии заказа и календарного плана направляются во все заинтересованные отделы и группы – конструкторский и технологический отделы, отдел контроля и регулирования запасов, центральный отдел оперативного управления производством, отдел учета и издержек производства и т.д. Эти копии используются при обработке заказа на всех этапах его прохождения.

      Диспетчеризация предполагает осуществление связи  между заказчиком, отделом оперативного управления производством и производственными предприятиями в лице мастеров и диспетчеров.

      Главный диспетчер в составе отдела оперативного управления производством: ведет учет номеров изготовляемых деталей  и сроков их производства; следит за картотекой заказов, еще не переданных в производство, где они подразделяются в порядке сроков поступления материалов и затем в порядке номеров чертежей и деталей; следит за картотекой приостановленных заказов; следит за центральной картотекой чертежей.

      Ведение контрольной картотеки, где регистрируются копии всех заказов в порядке номеров чертежей и деталей. Картотека позволяет установить состояние заказа. Каждый заказ, поступающий на различные диспетчерские пункты или исходящий от них, а также возвращающийся в картотеки или технологический отдел, должен пройти через основную контрольную картотеку. Когда приходит время сдачи заказа в производство, он изымается из картотеки неспущенных в производство заказов и направляется работнику, обслуживающему основную контрольную картотеку.

      Оперативный контроль за ходом выполнения заказов разбивается на несколько этапов: подготовка чертежей, спецификаций, технологической документации; обеспечение материалами, инструментом; сроки выполнения заказа по плану.

      Учет  загрузки рабочих мест ведется каждым мастером, которому передается график, показывающий загрузку рабочих мест по спущенным и неспущенным в производство заказам по крайней мере за месяц вперед. Ставится задача загрузить каждое рабочее место на определенный период времени в соответствии с производственной мощностью станка.

      Отгрузка  продукции. Все документы на отгрузку заполняются заранее и передаются в экспедицию для отгрузки готовой  продукции. Единственное исключение – оформление накладных, хотя при определенных условиях и они выписываются заранее.

      Оперативная отчетность включает отчеты о движении товарно-материальных ценностей, о ходе производства в сопоставлении с календарным планом, о выполнении крупных проектных работ.

      Оперативное управление производством выполняет несколько функций:

      1) координация и контроль за функционированием всей производственной структуры, включая получение и оформление заказов, выдачу их в производство, составление календарных планов и наблюдение за выполнением всех других функций оперативного управления;

      2) подготовка заказов, которая включает подготовку и распределение всей необходимой документации;

      3) календарное планирование, т.е. установление  сроков подготовки и выполнения  каждого задания;

      4) организация производственного  процесса – научно-обоснованное  определение того, каким образом, где и при каких издержках производства могут быть качественно изготовлена деталь, узел или все изделие в соответствии с заданными чертежами;

      5) контроль издержек производства  – анализ сокращения и контроль издержек производства, связанных с конструированием, планированием и изготовлением или сборкой заказанных изделий;

      6) организация инструментального  хозяйства – выбор инструментов, их конструирование, размещение заказов на инструмент, отправка, учет, хранение, выдача, ремонт и замена инструмента;

      7) контроль и регулирование запасов  – обеспечение производства необходимыми  материалами в нужном месте,  в требуемом количестве и в соответствующее время;

      8) диспетчеризация – регулирование  выполнения работы в соответствии с принятой технологией, производственными нормативами и календарным планом.

      Важнейшими  принципами оперативного управления производством являются:

      - определение типа производства  схемой управления производством, а не видом изготовляемой продукции.

      - основной признак, определяющий  схему организации управления – многодетальность изделий.

      - сложность системы оперативного  управления производством прямо  пропорциональна количеству сборочных  узлов.

      - независимость степени сложности  системы оперативного управления производством от размеров предприятия или производственного подразделения.

      - выделение постоянных и переменных  расходов при подготовке первичных  документов.

      - оперативное управление должно  носить предупредительный характер, а не регистрацию свершившихся фактов

      Завершающей стадией процесса управления производством является учет, контроль и регулирование (диспетчеризация) хода выполнения частичных процессов.

1.3. Особенности оперативного управления и планирования производства продукции в аграрных предприятиях

      Развитие  сельскохозяйственного предприятия, его приспособления к рыночным условиям ведения хозяйства требует эффективного управления. Правильная организация диспетчерской службы повышает оперативность управления производством, сокращает потери рабочего времени по организационным причинам, своевременно устраняет производственные трудности, улучшает и совершенствует деятельность руководителей, качество управленческих решений.

      Особенности сельскохозяйственного производства обусловливают необходимость в  рациональной организации системы  оперативного управления. Трудовые процессы в сельском хозяйстве тесно связаны с биологическими процессами, потому несвоевременно принято и с опозданием реализовано управленческое решение в организации производства приводит к потерям продукции. Задание диспетчерской службы - достижение пропорциональности, согласованности, равномерности и непрерывности при организации производственных процессов, обеспечения надлежащей работы предприятия. Деятельность диспетчерской службы, как эффективной системы управления возможна лишь при наличии в хозяйстве центрального диспетчерского пункта (ЦДП) и диспетчерских постов в подразделениях.

      Организация диспетчерского управления вызывает определенные изменения в структуре управления хозяйством :

  • создается новое подразделение аппарата, которое осуществляет централизованный контроль и регулирование за сельскохозяйственными работами, - диспетчерская служба;

      - внедряется краткосрочное календарное планирование основных работ в хозяйстве;

      - диспетчерской службе поручается  контроль за своевременным выполнением подразделениями утвержденных переменно-суточных заданий, а также важнейших распоряжений и указаний руководителей, главных специалистов и предоставления исполнителям организационной помощи.

      Диспетчеризация предусматривает комплекс организационно-технических мероприятий по созданию в хозяйстве необходимых условий для диспетчерского управления. При определении места диспетчерской службы в общей структуре управления необходимо иметь в виду, что ее оперативно-предписывающая деятельность распространяется на все подразделения хозяйства, а не входит в состав какого-либо функционального участку. Важным условием эффективной организации оперативного управления является разработка Положения о диспетчерской службе хозяйства и должностных инструкций для ее персонала.

      Положение состоит из трех разделов:

  1. Задачи, функции и место диспетчерской службы в структуре управления, объекты диспетчеризации.
  2. Должностные положения работников диспетчерской службы и взаимодействие их с другими работниками аппарата управления.

      3. Организация работы диспетчерской  службы, порядок проведения диспетчерских  совещаний, распорядок дня диспетчерских  пунктов и постов, диспетчерская  документация.

      Согласно  Положению диспетчерская служба сельскохозяйственного предприятия  выполняет следующие функции:

      а) совместно с главными специалистами  и руководителями подразделений  разрабатывает и корректирует оперативные  планы работ;

      б) принимает, обрабатывает и систематизирует  оперативные данные о ходе выполнения работ, поступления и реализации готовой продукции; передает эти данные руководителям хозяйства и соответствующим службам; принимает информацию о разнообразных несогласованностях в процессе производства и устраняет их;

      в) контролирует ход выполнения оперативных  планов, своевременность технического обслуживания и плановых ремонтов сельскохозяйственной техники, своевременность устранения причин, которые нарушают ритм работы на всех участках производства;

      г) обеспечивает двустороннюю связь руководителей  и специалистов хозяйства с руководителями и специалистами разных объектов производства;

      д) обеспечивает сбор оперативной информации по использованию машин и оборудования;

      е) организует диспетчерские совещания;

      є) доводит до исполнителей распоряжение, приказы руководителей хозяйства  и контролирует выполнение распоряжений, зарегистрированных в диспетчерских документах;

      ж) принимает заявки подразделений  на материально-технические ресурсы, организует и контролирует обеспечение  этих заявок;

      з) контролирует исправность средств  связи;

      и) ведет специальную, установленную для диспетчерской службы документацию.

      В процессе своей деятельности диспетчерская  служба взаимодействует с разными  службами хозяйства :

  • с агрономической службой - из определения объемов, сроков посева и ухода за посевами; по сбору и переработке урожая; из распределения и использованию минеральных и органических удобрений; из использования сельскохозяйственной техники по участкам и бригадам согласно плана и т. д;
  • с зоотехнической службой - по определению объемов и сроков работ из сбора кормовых культур; по содержанию животных в стойловый и пастбищный периоды; по использованию машин и оборудования; по видам и срокам выполнения отдельных видов работ на фермах; по организации контроля сроков постановки животных на откорм и отправление на заготовительные пункты; по ремонту животноводческих помещений и технологического оборудования и т. д.
  • с инженерной службой - по организации контроля сроков технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка; оборудования и инженерных сооружений; по определению состояния автомобильного и машинно-тракторного парка; по выявлению причин простоев агрегатов и т. д.

      Аналогично  диспетчеры взаимодействуют и с  другими службами хозяйства.

      ЦДП, как правило размещается в  конторе хозяйства, в непосредственной близости от кабинета руководителя. На ЦДП концентрируются все сведения, запить, учетные материалы, выдаются оперативные задания, распоряжения, планы (планы-графика) и осуществляется контроль за их выполнением. ЦДП оборудуется пультом управления, переговорными устройствами (телефонные аппараты, микрофоны, громкоговорители и т. др.), действующей и резервной радиостанцией, магнитофоном, широковещательным радиоприемником, часами, термометром, метеорологическими приборами (анероид, барометр), осветительной техникой, вычислительной техникой, рабочей мебелью. Центральный диспетчерский пункт оснащается также техническими средствами наглядного отображения информации, диспетчерской картой распределения техники по полям и подразделениям, планшетом планирования обслуживания тракторов и комбайнов, планшетом технического обслуживания автомашин, планшетом использования рабочей силы и т. др. Диспетчерская служба может быть подключена к телеконтролю и телеметрии с помощью средств дистанционной и телевизионной сигнализации о состоянии или параметрах работы оборудования по кормоприготовлению, кормороздачи, водо-, електро-, и теплоснабжению, микроклимату, обработке, переработке продукции и т. д. На ЦДП должна быть необходимая документация, годовой производственно-финансовый план, данные о личном составе в разрезе производственных бригад и ферм, данные о наличии у них тракторов и другой сельскохозяйственной техники, годовом плане, квартальной и месячной графике проведения технических присмотров и ремонте техники. Работа диспетчерской службы осуществляется по определенному распорядку, который разрабатывается в соответствии с общим распорядком работы аппарата управления, графиком передачи информации, на диспетчерский пункт, а также установленным порядком проведения диспетчерских совещаний (Приложение А). При разработке расписания работы диспетчерской службы учитываются особенности летнего и зимнего периодов сельскохозяйственных работ, функции службы, формы ее взаимодействия с руководителями и специалистами.

Информация о работе Оценка и пути усовершенствования системы оперативного управления