Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 16:15, курсовая работа
РАЗДЕЛ I. Оперативное управление производством
1.1. Цели и задачи оперативного управления производством
1.2. Основные функции оперативного управления производством
1.3. Особенности оперативного управления и планирования производства продукции в аграрных предприятиях
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА И ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Уровень оперативного управления и планирования на предприятии
2.3 Эффективность оперативных планов на предприятии
2.4 Пути усовершенствования системы производства продукции на предприятии
Дальнейшее развитие и усовершенствование диспетчерской службы следует осуществлять на основе автоматизированной системы управления (АСУ).
В условиях постоянного осложнения производства, а следовательно, и управление оказывается недостаточная эффективность решений, которые основываются на интуиции одного работника или принятых в результате обсуждения определенного сложного вопроса коллегиальным органом. Для принятия соответствующих решений нужная информация, растущие объемы которой аппарат управления уже не может переделать. Эту проблему нельзя решить за счет новых работников в сферу управления, поскольку это приводит к еще большему осложнению системы управления и роста расходов на управленческий аппарат. Выходом из этого положения может быть внедрение автоматизированной системы управления, которая основывается на ЭВМ. Внедрение АСУ влияет на разные стороны общественного производства. Повышая в десятки раз производительность труда на вычислительных операциях и других работах, связанных с обработкой информации, автоматизированная система управления не только дает возможность уменьшить время на информационные процедуры, но и способствует усовершенствованию всей системы управления, применению современных экономико-математических методов для разработки управленческих решений. В результате этого повышаются качество и оперативность принятия управленческих решений, содержательнее становится труд руководителей и специалистов, поскольку они освобождаются от многих рутинных операций, связанных с обработкой информации, а также достигаются непрерывность планирования, многовариантность планов и возможность оптимизации их по установленным критериям.
Системы управления, которые основываются на автоматизации процессов, и разделяются на автоматических и автоматизированных.
Под автоматическими системами управления понимают объект и управление, измерительную и управляючу аппаратуру, соединенные в систему, в которой обработка информации, формирования команд и превращения их во влияние осуществляются практически без вмешательства человека.
Автоматизированные системы управления предусматривают непосредственное участие человека в процессах принятия решений. Автоматизированная система управления - человеко-машинная система, которая обеспечивает автоматизированный сбор и обработку информации, нужную для оптимизации управления в разных сферах человеческой деятельности. Эта система основывается на совокупности взаимосвязанных технических средств, экономико-математических методов и моделей, информационных баз, комплексе организационных, финансовых и технических мероприятий, которые дают возможность осуществлять (с помощью технического персонала) рациональное управление контролируемыми процессами за установленными алгоритмами и регламентами.
Часть управленческих функций и заданий, таких как сбор, обработка анализ и превращение информации, разработка определенных решений, в условиях АСУ выполняется с помощью ЭВМ и средств механизации. Основное задание АСУ на уровне предприятия - организовать и скоординувати все процессы на достижение поставленной цели. Для этого нужно определить цель для предприятия, собрать информацию, разработать варианты решений и прогнозировать их осуществление, согласовать и выбрать оптимальный вариант решений, довести решение до исполнителей и организовать и скоординувати выполнение решений. Автоматизированная система управления требует использования большого количества математического и не математического аппаратов. К математическому аппарату принадлежат математическое программирование, математическое моделирование, алгебра, логика, теории графов, информации массового обслуживания и вероятности, к не математическому аппарату - инженерная психология, философия, социология, экономика и эвристика. Кроме того АСУ - это технические средства, то есть машины и устройства для автоматизированного сбора, обработки и передачи информации на ЭВМ. Однако основное место в АСУ принадлежит человеку, человеческим методам и принципам. При совместной работе человека с машиной используются преимущества каждой из них: человек - звено универсально благодаря своим психологическим и физиологичным качествам; машина же преобладает ее в операционной и исполнительской части относительно точности и скорости выполнения операций и стабильности работы в течение длительного периода. Следовательно, в процессе управления человек будет выполнять все больший объем высококвалифицированной творческой работы, для чего ей действительно будут нужны ее особенные качества. Все другие работы (что часто повторяются, нетворческие, то есть традиционные) можно перевести на машину.
Характерной особенностью АСУ является ее целенаправленность какого-то одного глобального или локального задания. Эти системы сложны: они включают ЭВМ, телемеханику и человеческую системы. Работу машинных ланок системы обеспечивают новые специализированы подразделения органа управления : и вычислительный (информационно-вычислительный) центр с разветвленной системой терминального оборудования (пунктов введения и выведения данных), группа программирования и обработки данных, группа развития системы и тому подобное. В АСУ и много прямых, обратных и перекрестных связей, причем эти связки могут быть как техническими, так и биологическими, то есть неживыми и живыми. Особенностью АСУ является и то, что она многомерна (управляет большим количеством параметров и регулирует их). Природа СУ стохастическая (случайная), предопределенная тем, что отказывать в работе, вносить случайные факторы в деятельность системы могут занятые в ней люди, а также технические средства АСУ.
Упрощенная система функционирования асу может иметь такой вид: в центре - вычислительный комплекс, на периферии - источник информации и средства передачи ее на ЭВМ. Функции АСУ и задания, которые решают за ее помощью, зависят от специфики управления хозяйственным объектом. В целом АСУ обеспечивает:
Основное задание автоматизированных систем управления обеспечить оптимальное функционирование объекта (предприятия, объединения, отрасли и др.), как единого целого в результате правильного выбора цели и средств ее достижения, наилучшего распределения заданий между отдельными частями объекта и обеспечение четкого их взаимодействия.
Принципы разработки АСУ определяются требованиями эффективной организации управления, характером заданий. Выходя из этого, принципы построения и функционирования АСУ можно разделить на две группы:
1. Методологические (принципы непрерывного развития системы, единства, обеспечения системного подхода, автономности, оптимальности и др.
2. Организационно-технологические принципы новых заданий, первого руководителя, ориентации на исходные документы, единственной информационной базы и тому подобное). При проектировании АСУ следует в первую очередь руководствоваться принципом непрерывного развития системы. Системы должна иметь возможность быстро реагировать на изменения и соответствующим образом перестраиваться, развиваться "вширь" - охватывать большее количество управленческих объектов, "вглубь" - постепенно включая новые экономико-математические задания, методы и программы, изменять структуру и функцию аппарата управления.
При разработке каждой подсистемы следует сдерживать принцип единства надежной ее связи с другими подсистемами, синтезу и интеграции отдельных автономных элементов и подсистем в единую автоматизированную систему предприятия. Для этого нужно использовать единственную теоретическую концепцию создания и оптимального функционирования АСУ, проектировать программно-совместимые средства вычислительной техники, обеспечивать эффективную координацию работ из проектирования, внедрения и эксплуатации АСУ. Информационное единство имеет большое значение и тогда, когда информацию собирают не для одного задания, а для всех заданий управления, то есть достигают одноразового введения информации и многократного использования, избегают неоправданного дублирования информации в основных информационных массивах.
Подготовка объекта к внедрению АСУ включает:
После выполнения мероприятий по подготовке объекта к внедрению системы, окончания учебы персонала, подготовки рабочей документации приступают к введению системы. Опыт внедрения автоматизированных систем управления показывает, что экономическая эффективность от внедрения АСУ за счет увеличения объема производства является результатом рационального распределения трудовых, земельных и материальных ресурсов, принятия своевременных и обоснованных решений и устранения разных организационных недостатков, полной загрузки производственных мощностей и интенсивного использования ресурсов, ускорения циклов производства за счет оптимизации производственных программ, уменьшения уровня производственных запасов и повышение оборотности оборотных средств и др.
Приложение А
Примерный распорядок работы диспетчерской службы в летний период
Часы труда | Мероприятия | Исполнитель | |
начало | конец | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
7.00 | 7.30 | Проведение диспетчерской переклички (корегування, внесение изменений в план работы) | Старший диспетчер |
7.30 | 8.00 | Принятие оперативной информации о ходе с.-г. работ, выработанной и реализованной продукции | Диспетчер |
8.00 | 8.30 | Принятие информации по животноводству | Диспетчер-оператор |
8.30 | 9.00 | Принятие возведений
от подсобных предприятий о |
Диспетчер-оператор |
9.00 | 9.30 | Передача данных к вышестоящей организации и подготовка рапорта руководителю | Диспетчер-оператор |
9.00 | 10.00 | Контроль технического
состояния тракторного и |
Диспетчер-оператор |
10.00 | 10.30 | Фиксация оперативной информации на планшетах диспетчерского пункта | Диспетчер-оператор |
10.00 | 13.00 | Анализ выполнения текущих планов производственными подразделениями, оперативное руководство | Старший диспетчер, диспетчер-оператор |
13.00 | 14.30 | Контроль за выполнением дневных заданий, оперативное руководство | Старший диспетчер, диспетчер-оператор |
14.30 | 15.00 | Анализ использования рабочей силы в подразделениях | Старший диспетчер, диспетчер-оператор |
15.00 | 15.30 | Принятие данных на текущий день о состоянии МТП (простои, ремонты и тому подобное) | Старший диспетчер, диспетчер-оператор |
15.30 | 16.00 | Принятие заявок на следующий день на транспорт, технические средства, рабочую силу | Старший диспетчер, диспетчер-оператор |
16.00 | 17.00 | Подготовка к диспетчерскому совещанию (разработка проекта плана на следующий день) | Старший диспетчер |
17.00 | 18.00 | Диспетчерское совещание по вопросам выполнения оперативного плана за сутки и утверждение плана-наряда на следующий день | Старший диспетчер |
18.00 | 20.00 | Выполнение оперативной работы | Диспетчер-оператор |
До 22.00 | ( ( в период сбора ) | Техник-радист |
Приложение Б
Рекомендованный график передачи информации на ЦДП
Подразделения, объект | Содержание информации | Время передачи | Передатчик |
Молочнотоварная ферма | Состояние поголовья, количество полученной продукции и ее использования | 7.00-7.20 | Учетчик фермы |
Тракторная, полеводческая, овощная, кормовиробнича бригада | Объем произведенных за прошлый день работ, количество полученной продукции выработка на агрегат | 7.20-7.50 | Учетчик подразделений |
Весовая | Количество полученной продукции по подразделениям | 7.50-8.00 | Бригадир |
Тракторная бригада | Состояние МТП, размещение агрегатов по подразделениям | 8.00-8.20 | Бригадир |
Состояние автопарка, размещения машин за объемами | 8.20-8.40 | Заведующий автогаража | |
Все подразделения предприятия | Заявки на технические и материальные ресурсы на следующий день | 16.00- 16.30 | Руководители подразделений |
Животноводческие бригады | Предыдущие данные о выполнении за день работы и количество полученной продукции | 16.30-17.00 | Бригадир |
Все подразделения предприятия | Даные об отклонении в процессе производства изза аварии, недостатки и тому подобное | На протяжении дня | Руководители подразделений |
Информация о работе Оценка и пути усовершенствования системы оперативного управления