Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:10, дипломная работа
В условиях рыночной экономики значительно усложнилась деятельность всех экономических субъектов, в том числе и строительных предприятий. Конкуренция заставляет предприятия активно искать и разрабатывать новые стратегические подходы к решению проблемы повышения конкурентоспособности.
На современном этапе развития строительной отрасли повышение конкурентоспособности строительных организаций является актуальной проблемой, это объясняется тем, что государство, в целях формирования рынка доступного жилья, вводит комплекс мер по развитию жилищного кредитования с одновременным увеличением объемов строительства, что резко увеличивает спрос, а значит, появляются условия для конкурентной борьбы.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Основы теории конкурентоспособности строительного предприятия 6
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 13
1.3. Анализ основных показателей конкурентоспособности предприятия20
ГЛАВА II. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ТЕХНОСФЕРА» 27
2.1 Краткая характеристика предприятия 27
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 32
2.3 Оценка конкурентоспособности строительного предприятия 74
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ТЕХНОСФЕРА» 82
3.1 План мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 83
3.2 Определение эффективности предложенных мероприятий 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 106
Так как
конкурентоспособность является показателем
относительным, то для ее определения
используют показатели конкурентоспособности
предприятий-конкурентов, либо эталонных
предприятий. В результате того, что
проведение анализа аналогичных
показателей, рассмотренных в данной
курсовой работе, предприятий-конкурентов
слишком трудоемко, то базой для
сравнения
Для оценки
конкурентоспособности ООО «
Коэффициент абсолютной ликвидности, находится как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам. Значение для данного показателя должно быть от ≥ 0,2 – 0,5, т.е. от 20% до 50% краткосрочных обязательств должно покрываться наиболее ликвидными активами. Коэффициент характеризует способность предприятия досрочно гасить краткосрочные обязательства.
Расчет коэффициента абсолютной ликвидности за весь анализируемый период показал, что предприятие не способно покрыть свои обязательства денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями.
Коэффициент быстрой ликвидности, находится как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам (при условии полного погашения краткосрочной дебиторской задолженности). Значение для данного показателя должно быть от ≥0,7 – 1,0, т.е. от 70% до 100% краткосрочных обязательств должно покрываться наиболее ликвидными активами.
Коэффициент характеризует способность предприятия покрывать текущие обязательства при появлении сложностей с реализацией продукции.
Расчетные данные показывают, что предприятие в течение 2008 и 2009 года способно удовлетворить требования кредиторов по краткосрочным обязательствам. А вот к концу 2010 года предприятие уже не способно удовлетворить требования кредиторов.
Коэффициент текущей ликвидности, находится как отношение всех оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Значение для данного показателя должно быть от ≥ 2 – 2,5, т.е. оборотные активы в 2-2,5 раза должны превышать краткосрочные обязательства.
Расчет коэффициента текущей ликвидности за весь анализируемый период показывает, что показатель снижается, так и не достигнув рекомендуемого значения. Это говорит о том, что предприятие не способно стабильно и в срок гасить свои обязательства.
Коэффициент ликвидности товарно-
Расчет данного коэффициента показал, что предприятие в течение всего периода не способно оплачивать текущие обязательства за счет реализации запасов. За анализируемый период коэффициент имеет тенденцию снижения.
Коэффициент общей платежеспособности, находится как отношение всех активов предприятия ко всем его обязательствам. Значение для данного показателя должно быть ≥ 2, т.е. активы должны как минимум в два раза превышать все обязательства предприятия.
Динамика коэффициента показывает, что этот показатель с начала расчетного периода имеет тенденцию роста, что положительно сказывается на общей платежеспособности предприятия.
Коэффициент автономии (коэффициент концентрации собственного капитала), рассчитывается как отношение собственного капитала ко всем источникам средств предприятия. Нормативное значение для данного показателя составляет ≥ 0,5. Коэффициент показывает долю собственных средств в стоимости имущества предприятия.
За анализируемый период данный коэффициент увеличивался. Но увеличение было незначительно, и к концу 2010 года не достигает нормативного значения, что характеризует предприятие как финансово зависимое от внешних источников финансирования.
Коэффициент автономии очень важен для предприятия, т.к. его высокий показатель является гарантом получения инвестиций и кредитов, а также погашения своих обязательств.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств, рассчитывается как отношение заемных средств к собственному капиталу. Значение для данного показателя должно быть ≤ 1. Коэффициент характеризует количество привлеченных средств на один рубль собственного капитала.
Расчеты показывают, что за весь анализируемый период коэффициент соотношения заемных и собственных средств сильно превышал нормативный показатель, что характеризует финансовую зависимость предприятия от внешних источников.
На графике видно, что кривая, обозначающая коэффициент соотношения заемных и собственных средств, в течение периода снижалась, что является хорошим знаком для предприятия. Это говорит о том, что ситуация на предприятии улучшается.
Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными средствами, рассчитывается как отношение собственного оборотного капитала к оборотным активам. Нормативное значение для данного показателя должно быть ≥ 0,1.
Из расчетов
видно, что предприятие обладало
достаточным объемом
Коэффициент маневренности
собственных средств
Расчет данного коэффициента показывает, что до начала 2009 года на предприятии для финансирования текущей деятельности использовалась большая часть собственного капитала. В 2009 году этот показатель снижается до 30%, а с конца данного года и по конец 2010 года он стал отрицательным. Это говорит о том, что собственного капитала недостаточно для финансирования текущей деятельности предприятия.
Коэффициент финансовой устойчивости предприятия, рассчитывается как отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к активу. Значение для данного показателя должно быть ≥ 0,75-0,9, т.е. как минимум 75-90% собственного капитала и долгосрочных обязательств должно формировать активы предприятия.
Финансовая устойчивость предприятия за весь анализируемый период находилась ниже рекомендуемого уровня, а это значит, что существует зависимость предприятия от внешних источников финансирования. Об этом свидетельствует увеличение краткосрочной дебиторской задолженности, недостаток денежных средств, рост незавершенного строительства.
Ни один из показателей анализируемого периода не достиг рекомендуемого значения. Отрицательная динамика показателей финансовой независимости характеризует снижение финансовой устойчивости.
Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности предприятия по следующей формуле:
где Rij – интегральный показатель рассматриваемого объекта рынка и предприятия-эталона; А1, А2, А3, …, Аij – единичные показатели оценки конкурентоспособности рассматриваемого объекта рынка и предприятия-эталона.
На основе полученных данных находим уровень конкурентоспособности ООО «Техносфера» из соотношения полученного интегрального показателя анализируемого предприятия и предприятия принятого за эталон:
На начало 2008 года: 2,3/3,4 = 0,6
На конец 2008/начало 2009 года: 2,4/3,4 = 0,7
На конец 2009/начало 2010 года: 1,8/3,4 = 0,5
На конец 2010 года: 1,6/3,4 = 0,4
Далее, по шкале И. Ансоффа [3], определим количественную характеристику уровня конкурентоспособности предприятия (рис. 2.6):
0 ≤ K ≤ 0,4 – неудовлетворительный;
0,4 ≤ K ≤ 0,7 – удовлетворительный;
0,7 ≤ K ≤ 0,8 – хороший;
0,8 ≤
K ≤ 1,0 – высокий уровень
Рисунок 2.6 Динамика уровня конкурентоспособности по шкале И.Ансоффа
Из расчета
видно, что уровень
Для повышения
конкурентоспособности
ГЛАВА III. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Техносфера»
Итоги проведенного в предыдущей главе
анализа финансово-
Под реформированием
традиционно понимают изменение
принципов действия предприятия, способствующее
улучшению управления, повышению
эффективности производства и конкурентоспособности
выпускаемой продукции, производительности
труда, снижению издержек производства,
улучшению финансово-
Для повышения
конкурентоспособности ООО «
Строительная индустрия на современном этапе развития является одной из быстроразвивающихся отраслей. С каждым годом повышаются требования к качеству строящихся объектов, что приводит к увеличению доли механизированного труда на стройплощадках.
Низкое техническое развитие в строительстве ведет к низкой конкурентоспособности, поэтому одной из первых задач перед предприятиями становится внедрение новых технологий, использование современного оборудования и общее техническое развитие. Только так можно достичь высоких показателей в конкурентной борьбе.
Как показывает опыт, с развитием новых технологий количество информации каждые пять лет увеличивается вдвое. Такое увеличение влечет ряд задач, которые встают перед предприятиям. Во-первых, компания, разработав однажды политику своих действий, должна постоянно ее улучшать и совершенствовать, чтобы достичь новых результатов. Во-вторых, персонал, работающий в компании, также нуждается в постоянном обучении и повышении квалификации, так как вся деятельность предприятия держится не на технологиях и оборудовании, а именно на персонале, который этими технологиями пользуется.
Суть управления персоналом заключается в человеческом ресурсе, добытом в конкурентной борьбе на рынке труда, что и составляет ценность компании. А для достижения экономической выгоды и целей организации, от использования знаний работников, необходимо стимулировать, мотивировать и развивать персонал. Поскольку в настоящее время от работников требуют качеств, в условиях массового производства, которое не то что бы не формировалось, а сводилось к минимуму, вследствие чего наблюдалось удешевление стоимости рабочей силы и упрощением труда. К таким качествам относится высокопрофессиональное мастерство, умение принимать самостоятельное решение, навыки коллективного взаимодействия, ответственность за качество продукции и другие. В настоящее время одной из характерных черт есть зависимость производства от качества рабочей силы, форм ее использования, уровня привлечения к делам управления предприятием. Управление персонала приобретает все большее значение как фактор повышения конкурентоспособности и успешного, перспективного развития предприятия [44].